Экономическая составляющая ГИС

Бакланов А.В., Цеховский С.Ю., ООО ИК «СИБИНТЕК», Москва

Компании, которые только начинают внедрять ГИС-технологии, редко задумываются об экономической целесообразности применения новых инструментов. Умение выставить на карте нашей бескрайней Родины флажок с наименованием Компании и маркер с наименованием Компании-конкурента зачастую является достаточным оправданием деятельности неофитов. И лишь некоторое время спустя приходит осознание того, что ГИС-продукция – это не украшение стен кабинетов руководителей разного ранга, не штатный атрибут интерьера офиса, а нормальный рыночный продукт, для продвижения которого требуется использовать нормальные рыночные законы, приемы и методы.

Это звучит банально, но последним этапом работы разработчика геоинформационных систем является не распечатка карт, не демонстрация электронного ГИС-приложения и даже не продажа этой продукции, а организация и поддержание постоянного спроса на свой товар. А спрос существует либо на те продукты, которые жизненно необходимы, либо формируется и развивается производителями в отношении новых продуктов.

На этом можно закончить теоретическую часть нашей статьи.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ

В тот момент, когда компания СИБИНТЕК разработала Альбом электронных обзорных карт для Интранет (см. статью «Граница между отходами и доходами», ArcReview №27), мы сами полностью не понимали значения этого инструмента в нашей жизни.

Суть альбома заключается в том, что мы выложили в свободный доступ для сотрудников компании, которой мы оказываем ГИС-услуги, образы всех когда-либо выполненных нами карт. На настоящий момент их уже около 1300. Каталог структурирован по географическому и тематическому признакам. Образы представлены иконками и полномерными картами. Последние доступны для скачивания и распечатки на рабочих местах клиентов.

Изюминка такой «неразумной нашей деятельности» заключается в том, что реальному бизнесу не нужны стандартные физические карты. Производственникам требуются карты с актуальным тематическим наполнением, которое нужно регулярно редактировать и обновлять. Лишь на первый взгляд кажется, что карту из Альбома можно исправить в редакторах Photoshop или MSPaint. Через двое-трое суток танталовых мук заказчик вынужден обратиться к нам же, заполнив специальные формы заказов, предусмотрительно встроенные в Альбом. И это – правильный шаг. По законам современного менеджмента каждый должен заниматься своим непосредственным делом: менеджеры – управлять, буровики – бурить, сбытовики – продавать, а работники ГИС-служб – качественно создавать картографическую продукцию.

Как и в любой Интернет/Интранет системе, в Альбоме имеется счетчик посещения тех или иных страниц. Можно просто тешить свое самолюбие, наблюдая как растет число посетителей нашего полезного ресурса. Но можно раз в месяц сесть и внимательно проанализировать накапливаемую в счетчиках информацию. Ибо за сухими цифрами скрывается –

ЗЕРКАЛО ЖИЗНИ

Рассмотрим наш анализ по пунктам:

1. Так как наш Альбом систематизирован тематически, то в простейшем случае мы можем выявить укрупненную целевую аудиторию нашей продукции. Это имеет отношение не к картам, а к деньгам, на которые можно рассчитывать при составлении новых бизнес-планов. Обычно, на лиц, распределяющих финансовые потоки, производит благоприятное впечатление статистический анализ интереса к продуктам за истекший период. Это снижает риски вложения средств в последующие периоды. На секторной диаграмме наглядно видна структура целевой аудитории за один из отчетных периодов (рис. 1). В течение года наблюдаются незначительные колебания в соотношениях групп клиентов ресурса.


Рис. 1.
Посетители Альбома электронных карт по направлениям деятельности.

Абсолютные значения посещения альбома позволяют судить о предполагаемых объемах работ на новый период. Оценочная стоимость единицы продукции, перемноженная на объем, составляет базовую величину стоимости продукта, которая увеличивается на величину доли накладных расходов.

2. По предпочтениям в обращении к определенным тематическим страницам Альбома существует возможность определять принадлежность пользователей к тому или иному подразделению внутри укрупненной целевой аудитории. Это формирует наше представление о перспективах работ на предстоящий период. Например, если наблюдается повышение интереса к Альбому в логистической его части, то велика вероятность того, что в предстоящем периоде понадобятся топографические основы для транспортных карт региона, к которому проявляется интерес. Следовательно, предстоит закупка тематических слоёв в объеме, который согласуется с заранее известными нам лицами. Объем денег, закладываемый на эту статью, определяется объемом закупки и стоимостью картографических данных на рынке.

3. Представление ежемесячных и квартальных отчетов по разбору статистики посещения Альбома лицам, осуществляющим платежи, существенно облегчает решение проблем с подписанием актов оплаты выполненных нами работ, так как наглядно подтверждает необходимость ГИС-составляющей в бизнес-процессе предприятия.

4. Сбор статистики посещения альбома за многие годы позволяет отслеживать основные тенденции рынка, на котором мы работаем. На прилагаемом графике видна статистика за пять последних лет (рис. 2). В кажущейся бессистемности линий видна суровая правда жизни. По графикам первых двух лет существования системы отчетливо видно, что даже в продвинутых компаниях требуется длительный срок для привыкания к новым формам информационного обслуживания.


Рис. 2.
Статистика обращений к Альбому электронных карт за последние годы.

Легко видеть, что уже с третьего года работы нашего ГИС-ресурса, его контент стал неотъемлемой частью бизнес-процесса Компании-заказчика. Колебания в посещении отражают и отчетные периоды, и периоды формирования бюджетов предприятия, и период летних отпусков. Отклонения в посещаемости ресурса незначительно отличаются от средних многолетних величин и полигонального тренда.

5. Отслеживание изменений посещаемости Альбома мобилизует работу подразделения не менее, чем прямые указания сверху. Провалы в посещаемости ликвидируются обновлениями экспозиции и обязательным анонсом обновлений через Интернет-портал с указанием целевой аудитории, для которой предназначено это обновление.

Мы доподлинно знаем, что пик посещаемости нашего Альбома приходится на четверг. Объяснения этому нет. Это – априорный факт. Но это значит, что все обновления в альбоме нужно делать не позже среды. Следствием этого действия будет повышенный интерес к Альбому минимум на одну-две недели.

6. Анализ многолетней статистики показывает, что количество случайных посетителей Альбома снижается. Постоянные же пользователи системы заказывают карты с учетом предыдущего опыта.

НУ И ЧТО?

Разработанная нами пять лет тому назад система успешно работает, но перестала нас удовлетворять. Она проста по структуре, прозрачна с точки зрения Web-кода, неприхотлива к ресурсам, но неудобна в обслуживании из-за того, что все её функциональные модули не интегрированы в единую оболочку.

В настоящее время мы готовим коробочный вариант Альбома картографических ресурсов, который будет написан с использованием современных средств разработки. Навигация по альбому будет основана на СУБД. База данных Альбома будет содержать стандартизированное описание представляемых продуктов не только по содержанию карт, но и по форматам представления растров и по их размерам. Предусмотрена также поисковая система для быстрого доступа к требуемым картам. Главным отличием системы будет развитый административный блок, который значительно упростит сопровождение системы для администраторов.