Развитие автоматизированной системы управления имущественным комплексом ОАО «Российские железные дороги»

Розенберг И.Н., Духин С.В., Сазонов Н.В., Харин О.В., ВНИИАС МПС России, Москва, тел.: (495) 975-06-51, E-mail:n.sazonov@gismps.ruЗубков С.А., НТЦ «Интех», Москва

В ходе создания открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») в 2003 году был выполнен огромный объем работ по формированию имущественного комплекса Компании, разработке и внедрению соответствующих автоматизированных систем, обеспечивающих ведение реестра корпоративного имущества.

Вместе с тем, к настоящему времени назрели серьезные основания для развития и совершенствования созданного инструментария. В первую очередь, это касается имеющихся регламентов, технологий инвентаризации и формирования объектов земельно-имущественного комплекса, создания и ведения баз данных реестров имущества, позволяющих эффективно использовать указанные активы и, самое главное, отстаивать интересы Компании при решении спорных вопросов в сфере земли и недвижимости (рис. 1).


Рис. 1.
Основные цели и задачи создания системы.

Необходимость развертывания указанных работ обусловлена изменениями законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих земельно-имущественные отношения и непосредственно затрагивающих вопросы имущественного обеспечения третьего этапа структурной реформы ОАО «РЖД». В ходе этой реформы должно быть обеспечено создание новых дочерних и зависимых обществ Компании и наделение их соответствующим недвижимым имуществом, необходимым для реализации возложенных на них функций.

К упомянутым нормативным правовым актам относятся принятый в 2006 г. федеральный закон, определяющий новый порядок разграничения государственной собственности на землю, а также постановление Правительства РФ «О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» от 29 апреля 2006 г. № 264. Кроме того, согласно плану дальнейшего реформирования земельно-имущественных отношений в Российской Федерации, в 2007 году должен быть принят федеральный закон, определяющий переход к ведению единого кадастра недвижимости вместо раздельного кадастрового учета земельных участков и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

Реализация указанных правовых актов на железных дорогах потребует преодоления ряда «узких» мест в организации корпоративного формирования и учета объектов имущественного комплекса. Прежде всего это касается оснащения соответствующих подразделений надежным технологическим инструментарием, позволяющим вести учет и мониторинг состояния недвижимого имущества ОАО «РЖД» и на этой основе более эффективно использовать имеющиеся активы в гражданско-правовом обороте в интересах Компании.

Перечень основных программных мероприятий, направленных на совершенствование корпоративной системы управления земельно-имущественным комплексом, приведен на рис. 2.


Рис. 2.
Основные направления развития корпоративной системы управления недвижимым имуществом.

Дальнейшее развитие и совершенствование систем управления корпоративным земельно-имущественным комплексом требует применения высокоточных технологий определения местоположения объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, границ полос отвода и иных земельных участков, включая охранные зоны.

ГИС земельно-имущественного комплекса

Специалисты подразделений по управлению имуществом на сети железных дорог нуждаются в современных геоинформационных системах. Эти системы позволяют вести оперативную электронную карту по полосам отвода и охранным зонам железных дорог со всеми объектами имущественного комплекса Компании. На этой основе можно принимать обоснованные решения по их использованию, согласованию границ с собственниками, решать спорные вопросы со смежными землепользователями и органами местного самоуправления.

Особенно остро стоит вопрос мониторинга правового статуса земельных участков, отводимых под строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта на всех этапах «жизненного цикла» этих объектов: от подготовки разрешительной документации на строительство и принятия решения о землеотводе до постановки на кадастровый учет с последующей государственной регистрацией прав.

Современный уровень управления земельно-имущественным комплексом крупной корпорации уже не допускает ситуации, когда правовые, технические и стоимостные сведения о земельных участках и связанных с ними строениях и сооружениях неточны, описания границ и сведения о сопредельных землепользователях некорректны, а согласование границ со смежными землепользователями проведено «на глазок» без должного инструментального обеспечения.

Конструктивным путем решения указанных проблем является использование самых современных геоинформационных технологий с применением данных, получаемых с помощью глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС) ГЛОНАСС/GPS/GALILEO. Столь же важны материалы аэрокосмических съемок высокого и сверхвысокого разрешения, обеспечиваемые космическими группировками спутников дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) и авиационными средствами, оснащенными различными съемочными системами. В конечном счете, реализация геоинформационного подхода требует формирования корпоративной инфраструктуры пространственных данных, позволяющей с единых позиций описывать все объекты инфраструктуры и недвижимого имущества железнодорожного транспорта (рис. 3).


Рис. 3.
Основные компоненты корпоративной инфраструктуры пространственных данных.

Корпоративная геоинформационная база данных

Технологическое решение по совершенствованию и дальнейшему развитию системы управления имущественным комплексом на сети железных дорог в качестве первого шага предусматривает создание корпоративной геоинформационной базы данных (ГБД) по всем объектам земельно-имущественного комплекса ОАО «РЖД».

Указанное технологическое решение предусматривает привязку к пространственным данным ГБД по земельным участкам с расположенными на них зданиями и сооружениями информации, хранящейся в ранее созданных корпоративных автоматизированных системах в сфере управления имущественным комплексом Компании, базирующихся на семантической информации по данным бухгалтерского учета и проведенной инвентаризации (рис. 4).


Рис. 4.
Интеграция пространственных и семантических данных в структуре корпоративной системы управления недвижимым имуществом.

Разработанная в настоящее время геоинформационная база данных земельных участков и объектов недвижимости (ГБД ЗУОН) характеризуется распределенной структурой и консолидацией данных в центральной ГБД. Для управления центральной ГБД используется платформа ArcGIS. Хранение пространственных данных реализовано в формате базы геоданных ArcGIS с использованием технологии ArcSDE. Такое решение позволяет обеспечивать эффективную работу с пространственными данными больших объемов.

Для решения задачи консолидации данных в центральной ГБД разработано программное обеспечение сбора пространственных данных из компонентов распределенной ГБД. В общем случае пространственные данные могут храниться в формате, отличном от формата ArcGIS. А конвертацию данных в формат базы геоданных ArcGIS осуществляют программные модули, разработанные с использованием библиотек ArcGIS.

Для доступа к данным центральной ГБД разработан .NET Web-сервис на базе ArcGIS Server. Web-сервис предоставляет специализированные функции доступа к центральной ГБД ЗУОН и выполняет функции сервера приложений для программных средств, обеспечивающих пользовательский интерфейс работы с ГБД ЗУОН.

Реализованная ГИС-технология обеспечивает соответствие между земельными участками и объектами недвижимости на масштабном плане и их описанием в семантической базе данных (рис. 5). При этом, геоинформационная база данных позволяет получить наглядное представление о конфигурации земельных участков, расположении на них объектов недвижимого имущества, помогает существенно уточнить данные бухгалтерского учета путем идентификации объектов на плане (рис. 6).


Рис. 5.
Обеспечение в ГИС связи пространственных данных по земельным участкам, зданиям и сооружениям с атрибутивной информацией из семантической базы данных.


Рис. 6.
Использование ГИС для инвентаризации и идентификации объектов недвижимого имущества и сверки их с данными бухгалтерского учета.

Пользовательский интерфейс работы с ГБД ЗУОН обеспечивает Web-приложение, реализующее функции отображения пространственных данных, управления картой, поиска объектов, отображения информации о выбранном объекте, а также интеграцию со смежными системами учета имущества для получения и просмотра семантической информации (рис. 7).


Рис. 7.
Обеспечение удаленного доступа пользователей к геоинформационной базе данных с использованием WEB-приложений.

Спектр решаемых задач

С использованием разработанной технологии решается задача точного описания границ и установления площади земельных участков в пределах полосы отвода и вне ее, границ смежных участков и их владельцев, а также участков, находящихся в полосе отвода и принадлежащих владельцам, не входящим в структуру Компании. Также производится инвентаризация строений и другого имущества, находящегося в пределах полосы отвода, устанавливается соответствие их фактического наличия учетным документам.

Большое внимание уделяется технологическим решениям организации мониторинга правового статуса земельных участков, отводимых под строительство, и реконструкции объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта на всех этапах «жизненного цикла» этих объектов.

Внедрение и эффективное использование геоинформационной базы данных позволяет решать широкий спектр управленческих и производственных задач отрасли:

  • Мониторинг земель, целью которого является управление земельным фондом на основе системы наблюдений, оценки, прогноза и динамики землепользования.
  • Определение и формирование земельных участков и их частей, входящих в землеотвод; формирование и печать пакета документов по землеотводу для обеспечения оценки земель.
  • Обеспечение картографическим материалом землеустроительных организаций для выполнения работ, связанных с межеванием.
  • Обеспечение схемным материалом организаций, занимающихся технической инвентаризацией.
  • Обеспечение картографическим материалом процессов планирования капитального строительства, реконструкции станций, работ по пересечению ж/д полотна сторонними организациями.

Создание геоинформационной базы данных земельных участков и объектов недвижимости является очень трудоемким и дорогостоящим, поэтому необходимо предусмотреть разработку эффективных регламентов и технологических инструкций, а также программных модулей актуализации.

Отличительной особенностью разрабатываемого проекта является создание механизма постоянной (а не от случая к случаю, как сейчас) актуализации пространственных и семантических данных ГБД о земельных участках и объектах капитального строительства ОАО «РЖД» и «дежурства» используемого геодезического и картографического обеспечения на основе применения новейших спутниковых технологий определения местоположения объектов и аэрокосмической съемки высокого разрешения.

Это позволит избежать значительных затрат на повторное проведение землеустроительных и проектно-изыскательских работ, вызванных уточнением и/или изменением сведений о границах, а также действующих ограничений и обременений земельных участков под объектами Компании.

При этом создаваемые технологии пространственного описания земельных участков и находящихся на них объектов недвижимого имущества должны быть гармонизированы с действующими федеральными учетно-регистрационными системами Роснедвижимости, Росимущества и Росрегистрации.

Заключение

Внедрение результатов проекта на основе применения ГИС-технологий, создания ГБД и сквозных информационных технологий оптимизации управления будет содействовать росту активов и повышению капитализации Компании, эффективному использованию принадлежащих ей объектов земельно-имущественного комплекса, контролю за их сохранностью, минимизации рисков утраты активов Компании, росту доходов от реализации непрофильных активов, включая объекты незавершенного строительства.