Управление развитием сети АЗС АО «Торговый дом «КазМунайГаз»

Атентай Азим, менеджер проектов, ТОО «Казахстанский центр ГИС», г.Астана, Казахстан, e-mail: azim2@mail.ru

Этот проект выполнен компанией «Казахстанский центр ГИС» в 2006 г. Его основной целью являлось создание корпоративной ГИС для планирования развития сети автозаправочных станций АО «Торговый дом «КазМунайГаз».

Внедрение ГИС технологий в АО «ТД КМГ» началось в 2006 году с принятия решения о необходимости внедрения инструментария для пространственного анализа и наглядного отображения территориально распределенных активов компании.

О компании

АО «Торговый дом «КазМунайГаз» – крупнейшая в Республике Казахстан компания, занимающаяся переработкой и реализацией нефтепродуктов через сеть собственных автозаправочных станций (рис. 1). Сеть АЗС охватывает 12 областей и представлена во всех регионах РК, является «дочкой» национальной нефтяной компании «КазМунайГаз».


Рис. 1.
Организационная структура предприятия.

 

Предпосылки и постановка задачи

На момент начала работ на предприятии практически не использовались средства пространственного анализа, что затрудняло понимание ее сотрудниками принципов и преимуществ ГИС-технологии. Имеющиеся аналитические средства ограничивались формированием отчетов с таблицами и диаграммами.

Создаваемая геоинформационная система должна была обеспечивать централизованное хранение и предоставление пространственных данных в корпоративной среде, наглядно отображать ежедневную работу подразделений, а также предоставлять средства анализа корпоративных данных с привязкой к пространственным объектам. В итоге, все это должно было способствовать принятию правильных и своевременных управленческих решений.

Реализация проекта

Для выполнения проекта был проведен открытый конкурс. По его итогам в качестве исполнителя была выбрана компания «Казахстанский центр ГИС», предложившая наиболее перспективное решение по созданию корпоративной ГИС на основе линейки продуктов ArcGIS (рис. 2).


Рис. 2.
Схема корпоративной ГИС.

 

Архитектура КГИС. Основой системыявляется картографический банк данных, в котором собираются и хранятся все картографические данные. В состав корпоративного картографического банка данных входят:

  • база пространственных данных под управлением ArcSDE
  • база атрибутивных данных в среде Oracle
  • подсистема ведения картографических и атрибутивных данных на основе ArcEditor
  • подсистема анализа корпоративных данных средствами ArcView
  • подсистема публикации пространственных данных с помощью ArcIMS
  • средства интеграции с имеющейся автоматизированной информационной системой «АЗС-Контроллер» (система учета реализации нефтепродуктов).

Организация географических данных. Географические данные разделены на 2 типа пространственных объектов: базовые карты (схемы территорий) и производственные объекты компании (автозаправочные станции, нефтебазы, склады). Базовый карт-материал необходим для отображения ситуации на местности, он представляет собой тематические слои территории РК и наборы карт территорий городов.

Карты территории РК в масштабе 1:1млн. включают политико-административное деление (границы областей, городов), населенные пункты, дорожную сеть (авто, ж/д.), гидрографическую сеть (озера, реки, каналы и т.д.), см. рис. 3.


Рис. 3.
Фрагмент карты территории РК.

 

Карты территории городов в масштабе 1:10000 по 14 областным центрам (рис. 4), в которых действуют либо планируются к вводу в строй объекты компании, включают:

  • границу города
  • дорожную сеть (авто, ж/д.)
  • парковые зоны и зоны рекреации
  • здания и сооружения
  • гидрографию (водоемы, водотоки и т.д.)
  • адресную систему (наименования улиц,нумерация сооружений).

Этапы выполнения. На реализацию проекта отводилось 6 месяцев. На первом этапе проводилось проектное обследование. В процессе обследования были изучены и определены виды отчетных данных, требования к содержанию карт и визуализации данных. Параллельно велись полевые работы по определению точных координат нефтебаз и автозаправочных станций.


Рис. 4.
Фрагмент цифровой карты города.

 

Далее проводилась векторизация растровых материалов. На этом самом напряженном этапе создавались базовые карты. В сжатые сроки требовалось перевести в векторный формат данные по всем 14 областным центрам Республики Казахстан с 10 тематическими картами по каждому. Также на базовый картографический материал накладывались собранные на первом этапе сведения об объектах компании.

На 3-м этапе велась разработка специализированных инструментов, работающих в среде ArcMap и расширяющих стандартный функционал этого приложения. Также проводилось развертывание серверных служб под Oracle, ArcSDE, ArcIMS.

Функции корпоративной ГИС

Ключевым в КГИС является модуль интеграции с действующей АИС «АЗС-Контроллер», поскольку именно в этой системе хранятся все атрибутивные сведения об объектах компании и о реализации нефтепродуктов на каждой АЗС (рис. 5). Пространственные отчеты, предоставляемые корпоративной ГИС, основываются на сведениях из АИС «АЗС-Контроллер», включая:

  • сведения о конкретном объекте (АЗС, нефтебазы)
  • сведения о реализации нефтепродуктов на выбранной АЗС
  • количественные отчеты
  • построение различных диаграмм: в виде разреза нефтепродуктов используются – вес, объем, финансовые выражения; в качестве критериев – период и типы нефтепродуктов.


Рис. 5.
Интерфейс пользователя системы.

 

Публикация карт в корпоративной сети

На начальной стадии разработки проекта веб-карты публиковались при помощи ArcIMS 9.1, однако к завершению работ в рамках годичной техподдержки был получен ArcGISServer 9.2. Собственно на нем и был реализован окончательный вариант решения по веб-публикации в корпоративной среде (рис. 6). Также благодаря платформе ArcGISServer в короткие сроки удалось дополнить веб-интерфейс специальными аналитическими инструментами собственной разработки.


Рис. 6.
Веб-интерфейс пользователя.

 

Выводы

В результате реализации проекта на основе линейки продуктов ESRI был создан программный комплекс, интегрированный с внутренней инфраструктурой корпоративных бизнес-процессов. С его помощью пользователи могут получать аналитические отчеты различной направленности. В конечном счете, это позволяет вести более эффективную информационную поддержку функций управления, анализа и стратегического планирования дальнейшего развития Компании.