Интегральный граф от «Геоцентр-Консалтинг»

Аляутдинов И.А.,Отдел подготовки данных ЗАО «Геоцентр-Консалтинг», г.Москва, e-mail: I.Alyautdinov@digimap.ru, Web: www.geocenter-consulting.ru

 

Современные технологии возникли, существуют и развиваются в основном для того, чтобы повысить эффективность и уменьшить трудозатраты действий в любой области. ГИС-технологии не являются исключением. Даже более того, любая внедряемая ГИС направлена не только на упрощение выполнения типичных задач, но и на решение таких задач, которые без применения уникальных возможностей этой технологии практически не осуществимы. Одной из них является маршрутизация, то есть построение маршрута движения с учетом различных условий. Решения такой задачи все более востребованы. А сферы, в которых они могут понадобиться, многообразны: начиная с самой популярной – автомобильной навигации и заканчивая расчетом нагрузки маршрутов грузоперевозок. Эти и подобные им задачи можно успешно решить, если использовать интегральный граф дорожного движения.

Компания «Геоцентр-Консалтинг» является одним из лидеров поставщиков картографического материала в России. Интегральный граф от ЗАО «Геоцентр-Консалтинг» – это граф дорожного движения, составленный в соответствии со стандартами GDF – требования и спецификации к цифровой модели дорожной сети Международной организации по стандартизации (ISO/DIS14825). Это комплексный продукт, в котором содержится полный набор данных, необходимый для решения самого широкого круга задач по маршрутизации.

Решающим критерием выбора карт от «Геоцентр-Консалтинг» для конечного пользователя является вопрос точности и качества. Именно эти свойства определяют наиболее важный блок работ при создании графа дорожного движения.

Существует четыре вида сбора информации, лежащей в основе создания данного продукта.

  1. Полевой метод сбора информации – это метод сбора полного набора данных об организации дорожного движения, при котором применяется программное обеспечение, специально разработанное специалистами ЗАО «Геоцентр-Консалтинг» с использованием современных технических средств. Данный метод дает возможность собрать наибольшее количество первичной информации, необходимой для создания графа. И именно эти материалы являются первоосновой графа какой-либо новой территории (город, регион и т.д.).
  2. Сбор данных для построения геометрии графа дорожного движения по GPS-трекам.
  3. Создание графа дорожного движения по материалам дешифрирования космических снимков высокого разрешения. Данный метод достаточно достоверно передает геометрию дорог. А сбор и уточнение информации об организации дорожного движения проводится, в значительной степени, по материалам обратной связи с пользователями. Обратная связь (“feedback”) – мощный информационный ресурс, который играет весьма ощутимую роль в процессе обновления графа, особенно, если учесть, что число пользователей карт «Геоцентра-Консалтинг» постоянно и активно растет. В частности, в обратной связи участвуют многочисленные пользователи популярных сервисов «Карты Google», «Яндекс Карты», «Карты Mail.ru», «Ramble на карте» и навигационных систем «Автоспутник», «СитиГИД», «Rutrack» и др.
  4. Сбор данных и корректировка графа дорожного движения по информации с печатных карт среднего и крупного масштаба. Этот метод используется, в основном, для сбора дополнительной информации о дорогах плохого качества в удаленных от населенных пунктов районах.

Важную роль в точности информации играет её актуальность. В Москве, с целью разгрузки дорожного движения, постоянно ведется не только реконструкция дорог, но и вносятся изменения в организацию дорожного движения на некоторых участках. Для их отслеживания постоянно работают несколько полевых бригад, отслеживают текущие изменения. Также существуют бригады, которые занимаются сбором информации и заверкой данных по межквартальным проездам. На данный момент на картах «Геоцентр-Консалтинг» их протяженность составляет весьма внушительную цифру, примерно 2500 км, и эта информация постоянно пополняется. С помощью такой детальной точности дорог мегаполиса можно не только найти подъезд к дому, но и учесть дворовые проезды для объезда участков дорог с затрудненным движением, например, в часы пик.

Для мониторинга последних изменений по другим городам России используются как полевые работы и замечания от пользователей, так и информация с официальных сайтов региональных ГИБДД УВД.

На данный момент в графе России более 1 млн. ребер, общая протяженность которых более 1 710 000 км. Он охватывает более 100 городов и 200 мелких населенных пунктов детальной точности и около 40 регионов с детальностью, примерно соответствующей масштабу 1:200 000, а также дороги некоторых регионов на уровне детальности масштаба 1:1 000 000. Из них заверенными являются более 520 тыс. ребер, общая протяженность которых более 233 тыс. км. (рис. 1). Процесс заверки геометрии дорог и сбора информации о дорожной ситуации на всей территории России идет ускоренными темпами.


Рис. 1. Обработкой и созданием полноценного ГИС дорожной сети занимаются квалифицированные специалисты, которые по разработанной технологии с помощью специального программного обеспечения, разработанного в ЗАО «Геоцентр-Консалтинг», создают интегральный граф дорожного движения.

Таким образом, в итоге создается полностью сформированная ГИС дорожной сети. В нее включены множество атрибутов: скоростной режим; реальная скорость движения по ребру; количество полос; возможность разворота; ограничение движения по видам транспорта; специализированная кодировка для правильной маршрутизации и голосовых подсказок; уровень значимости дорог; информация о разделителе полос движения; наименование улицы; участки дорог, которые закрыты для проезда из-за ремонтных работ, а также множество других вспомогательных данных, необходимых для корректной работы навигационных программных систем.

Наряду с точностью и качеством картографического материала одним из решающих критериев выбора поставщика является возможность разностороннего подхода к выполнению задач. Так, для решения задачи маршрутизации есть множество критериев – наименьшее расстояние; наименьшее время проезда; прокладка маршрута, минуя железнодорожные переезды; с учетом выбранного вида транспорта; по дорожным указателям направлений; с использованием плохих дорог или без и т.д.

В итоге, на сегодняшний момент на рынке продаж картографического материала интегральный граф дорожного движения на территорию России от «Геоцентр-Консалтинг» является одним из самых качественных продуктов во всех смыслах.