ГИС для стратегического управления полиэтничными территориями: потенциал, возможности, перспективы

Панин А.Н. канд. геогр. наук, e-mail: panin.gis@gmail.com, Фурщик М.А. канд. эконом. наук: furschik@foconsult.ru, ООО «Финансовый и организационный консалтинг», ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет»

ArcGIS for solution of strategic tasks of socio-economic development of North Caucasus

 

Россия – один из уникальных этнических организмов. Только всестороннее осмысление проблем развития российских этносов в их единстве и многообразии позволит в стратегической перспективе решить многочисленные проблемы регионального и общенационального характера.

Полиэтничность как стратегический вызов

Нарастание полиэтничности – это не просто увеличение количества этнических групп, проживающих на определенной территории, а процесс более глубокий и сложный. Кратко его можно определить как изменение процентного соотношения этносов в стране, регионе или населенном пункте в результате демографических и миграционных сдвигов. Вслед за этим меняется конфессиональный состав населения, более активно и далеко не всегда гладко происходят межкультурное взаимодействие и даже трансформации в социально-экономическом развитии. Крайние негативные проявления нарастания полиэтничности, к сожалению, не заставляют себя долго ждать – бытовые конфликты между соседями перерастают в национальные, возникают экстремистские настроения, которые выливаются в терроризм и открытые боевые действия. К территориям с явно выраженными этническими проблемами, которых всегда хватало на мировой карте, в последние двадцать лет добавились Европа и постсоветское пространство.

 


Географическое расположение.


Расселение народов в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО).

 

Официальные приемы нациестроительства в Советском Союзе были не всегда гуманны, но они позволяли сглаживать межэтнические разногласия, держа конфликты в латентном состоянии. Современная Россия, являясь с точки зрения определенных подходов моноэтничным государством (80% ее населения составляет один этнос), столкнулась с серьезными проблемами этнического характера, которые стали реальной угрозой её национальной безопасности и внесли существенные коррективы в планирование стратегического развития. При этом приходится признать, что попытки науки и власти предложить оптимальные инструменты для анализа этих проблем и процессов, пока еще не всегда эффективны.

События в Москве на Манежной площади, несмотря на свою локальность и неоднозначность, стали символом того, как проблемы межэтнического взаимоотношения перестали быть неотъемлемой чертой Северного Кавказа. Стало ясно, что они превратились в вызов всей России, а контролировать этот процесс, как оказалось, мы так и не научились. Региональные и муниципальные власти просто-напросто часто не только пренебрегают серьезностью этнических проблем, но слабо или далеко не в полной мере о них информированы.

Но знать о том, представители каких народов живут на определенной территории, недостаточно. Необходимо понимать, как нарастание полиэтничности приводит к изменениям в разделе сфер влияния, в структуре экономики и контроле над ней, в демографических и миграционных процессах, в системе образования, в идентичности населения и т.д. Только глубокое понимание всей совокупности этих факторов позволяет принимать осознанные стратегические решения и последовательно их реализовывать.

 


Этнический состав населения СКФО.


Нефтекумский муниципальный район Ставропольского края – один из самых полиэтничных районов России. (источник: Этнический атлас населения Ставропольского края, 2008)

 

Речь не идет об усилении и без того гипертрофированного внимания к этнической тематике, которая часто в СМИ выглядит националистически окрашенной. Важно, чтобы полиэтничность воспринималась как ресурс социально-экономического развития, который необходимо учитывать и грамотно использовать. Например, традиционные виды занятости и обычаи многих народов всегда были интересны туристам. Привлечение представителей разных народов к работе в определенных отраслях позволит максимально эффективно задействовать их опыт, что даст возможность формировать заказ на приезд специалистов и их семей, тем самым контролировать миграционные процессы.

Для регулирования этнических процессов необходимо на всех территориальных уровнях выработать систему мониторинга, которая в узком целевом смысле позволит предсказать проблемные точки (населенные пункты) и даст шанс не допустить кровопролитных столкновений, а в широком – превратит полиэтничность в мощный ресурс социально-экономического развития.

Пока еще при разработке стратегий развития слабо учитывается этнический фактор – и не потому, что власти его недооценивают, а просто столь большой и сложный объем информации даже сложно систематизировать и, затем, детально и комплексно рассмотреть и проанализировать. Посему, при разработке и реализации стратегических решений в полиэтнических территориях крайне важно иметь мощную консолидирующую основу в виде географической информационной системы (ГИС), позволяющей оперировать самыми разнообразными данными об этнодемографических, миграционных, социально-экономических процессах, проводить их оперативный пространственный анализ и на выходе выявлять социально-демографический и социально-экономический потенциал.

ГИС и приоритетные направления развития Северного Кавказа

Принцип разработки такой ГИС не случайно описывается на примере Северного Кавказа. Именно он является самым полиэтничным, а отсюда и проблемным, в нашей стране, что наглядно демонстрирует предлагаемая вашему вниманию карта расселения народов. Кроме того, при описании идеологии и прикладных задач ГИС мало учитывать полиэтничность выбранной территории, необходимо в ней предусмотреть тематические блоки, так или иначе касающиеся приоритетных направлений развития Северо-Кавказского федерального округа.

 


Прогноз межэтнических конфликтов на уровне муниципального района.


Теракты в Ставропольском крае.

 

Северный Кавказ является потенциально конфликтогенным регионом, где ошибки в управлении, как и проблемы в социально-экономической сфере, чувствуются острее, чем в других регионах Российской Федерации. Многие проблемы, характерные и в целом для России, в СКФО представлены в концентрированном виде. По мнению большинства ученых и экспертов, Северному Кавказу до последнего времени уделялось незаслуженно мало внимания. Он воспринимался (к сожалению и сейчас воспринимается) как главный в стране источник формирования межэтнической напряженности, экстремизма и терроризма. Проблемы в нем часто решались не системно, а с явным преобладанием силовых методов.

Даже поверхностный анализ проблем Северного Кавказа наводит на мысль о социально-экономическом кризисе. По данным Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года реальный сектор экономики в этом макрорегионе развит слабо: доля аграрного сектора в валовом региональном продукте достигает 22% (по Российской Федерации – 5%), а доля продукции обрабатывающих производств не превышает 15% (по Российской Федерации – 19%). Ситуацию на рынке труда Северного Кавказа можно охарактеризовать как неблагополучную. По состоянию на 1 мая 2010 г. общее количество безработных граждан (по методологии Международной организации труда) в Северо-Кавказском федеральном округе составляет 766,6 тыс. человек или 18% численности экономически активного населения (в среднем по Российской Федерации – 8,2%). При этом более половины безработных составляет молодежь. Наиболее высокий уровень безработицы отмечается в Республике Ингушетия – 53%, Чеченской Республике – 42% и Республике Дагестан – 17,2%, Средняя заработная плата в Дагестане на 58% ниже, чем в среднем по России.

Создание Северо-Кавказского федерального округа, в состав которого вошли шесть «национальных» республик и Ставропольский край, призвано обеспечить модернизацию региона, сформировать на его территории сельскохозяйственные, туристические, образовательные и иные кластеры.

Действительно, в случае решения этнических проблем Северный Кавказ имеет хорошие перспективы развития по целому ряду упомянутых далее направлений.

Агропромышленный комплекс. Сельское хозяйство исторически было развито в регионе, однако теперь его надо переводить на новые рельсы. Требуется сделать акцент на глубокую переработку сырья, чему способствует наличие недорогой рабочей силы. Но такое производство – значительно более капиталоемкое и технологичное, чем традиционное сельское хозяйство. Учитывая склонность населения Кавказа к ведению собственного бизнеса, ассоциативные формы могут быть хорошей альтернативой созданию или приходу в регион крупных агрохолдингов.

Туризм. Это не только Кавказские Минеральные Воды, но и любая из республик. Все они, как минимум, имеют возможности для развития горнолыжных курортов. А Дагестан обладает и уникальными пляжными характеристиками. Проблема безопасности при этом не является непреодолимым препятствием. Развитие туризма в республиках надо просто осуществлять поэтапно, ориентируясь сначала на местных потребителей, которые более адаптированы к текущей ситуации. Кроме того, опыт Египта подтверждает реальность обеспечения безопасности туристов на четко локализованных территориях.

 


Функциональная схема и тематическая структура ГИС «Социально-экономический потенциал полиэтничных территорий».

 

Строительство и промышленность строительных материалов. Северный Кавказ является территорией с максимальными темпами роста населения в России. В совокупности с относительно низкой обеспеченностью жильем это дает потенциально высокий спрос на новое строительство. Кроме того, в регионе имеются серьезные запасы качественного сырья для производства строительных материалов.

Малая энергетика. Экономический рост неизбежно приведет к увеличению энергопотребления. На Северном Кавказе есть прекрасный резерв для покрытия энергодефицита – строительство малых ГЭС. В перспективе, учитывая климатические особенности, эффективной может быть и солнечная энергетика.

Транспорт. Регион имеет выгодное географическое положение, но практически не использует его. Перспективными представляются как транзитные перевозки, так и развитие транспортного сообщения внутри федерального округа. Здесь напрашивается формирование двух мультимодальных логистических узлов общероссийского значения – в Минеральных Водах и в районе Махачкалы. Кроме того, актуально развитие региональных авиаперевозок и реализация проекта автодороги Кисловодск-Сочи.

 


Пример создания и представления возрастной структуры населения в среде ArcGIS.

 

По всем указанным позициям Северному Кавказу не нужно развиваться с нуля. Например, это касается традиционных для народов Кавказа отраслей экономики. Но их необходимо переводить на инновационный путь развития.

Успехи в социально-экономическом развитии плодотворно повлияли бы на характер межэтнических взаимоотношений, что не только прекратило бы массовый отток русского населения с Кавказа, а даже вернуло его часть обратно, что смягчило бы экстремистские настроения.

Северный Кавказ, являясь традиционно полиэтничным регионом, все же имеет реальные перспективы развития, более наглядно увидеть и лучше понять которые может существенно помочь использование ГИС-технологий. Создание полномасштабной ГИС этого региона позволит принимать управленческие решения не только на уровне округа, но и вплоть до отдельного населенного пункта. Такое адресное решение проблем, безусловно, улучшит показатели уровня и качества жизни населения.

Принципы работы ГИС

В решении такого узла проблем свое веское слово могут сказать не только армия и спецназ, но и географические информационные системы (ГИС). Как отмечалось выше, решению межэтнических проблем должно предшествовать знание и понимание. Отсюда – важность использования технологии ГИС как информационно-аналитической платформы, которая позволяет в пространстве и во времени отслеживать изменение численности населения, определять характер этнодемографических, миграционных и социально-экономических процессов, выявлять зоны компактного и смешанного расселения народов, прогнозировать межэтнические конфликты, способствовать выработке региональных стратегий для полиэтничных районов, то есть обеспечить поддержку решения широкого круга актуальнейших задач. Причем делать это на различных территориальных уровнях: округ, субъект, город, район, населенный пункт.

В настоящее время учеными Ставропольского государственного университета, специалистами компании ООО «Финансовый и организационный консалтинг» при активной поддержки компании ООО «ДАТА+» ведется работа по созданию геоинформационной системы «Социально-экономический потенциал полиэтничных территорий». Эта работа подразумевает необходимость решения сложных технологических задач, связанных с получением, обработкой и предоставлением специализированной информации, разработкой программных модулей, обеспечивающих моделирование этнодемографических и социально-экономических процессов, и ряда других задач.

 


Перспективы развития Северо-Кавказского федерального округа.

 

От того, насколько успешно будут решены технологические задачи, напрямую зависит эффективность принятия стратегических решений в будущем. В связи с этим, в качестве базового программного продукта была выбрана самая мощная по своим функциональным возможностям система ArcGIS. Именно она предоставляет широкий набор программных продуктов и средств, обеспечивающих построение геоинформационной системы любого уровня, сложности и гибкости в соответствии с поставленными задачами и с учетом возможности ее развития и адаптации под разные специфические требования.

В структурном отношении разрабатываемая ГИС состоит из тематических блоков, характеризующих тот или иной тип потенциала развития, информационно-статистической базы, базовой технологической основы, вспомогательного программного обеспечения, а также информационных аналитических продуктов.

Тематические блоки ГИС реализуются по четырем крупным направлениям:

  • Природно-ресурсный потенциал – природные особенности территории, с выделением уникальных ландшафтных комплексов, а также территорий с особым природоохранным статусом; экологическая обстановка и состояние окружающей среды, состояние атмосферы, почвенно-растительного покрова, водных ресурсов, степень антропогенно-хозяйственной нагрузки; резервы природно-ресурсного потенциала, оценка климатических, земельных, водных и других природных ресурсов.
  • Этнодемографический потенциал – динамика численности населения, этническая структура населения и ее трансформация, демографические и миграционные процессы территории, трудовые ресурсы.
  • Социально-экономический потенциал – состояние промышленности и сельского хозяйства, транспортной инфраструктуры, муниципального бюджета и т.д.
  • Инвестиционный потенциал – объемы и динамика привлекаемых инвестиций (частных, государственных, муниципальных), определение перспективных с точки зрения инвестиций территорий, объектов, участков.
  • Инновационный потенциал – формирование инновационных кластеров, размещение наукоемких производств на территории региона, оценка состояния инновационной инфраструктуры и т.д.

 

Ключевым принципами функционирования ГИС являются:

  • Полимасштабность. Анализ и моделирование социально-экономических процессов на различных территориальных уровнях предполагает исследование, с одной стороны, районов-ключей и их населенных пунктов, с другой – субъекта в целом и его места на карте социально-экономического потенциала округа и России.
  • Множественность форм исходных данных. Возможность внедрения и использования самых разнообразных типов информации (опросы, статистика и т.д.);
  • Математическое и пространственно-временное моделирование. Прогноз возможных межэтнических конфликтов, расчет индекса качества жизни населения, моделирование этнодемографических процессов и т.д.

 

Поскольку перед разрабатываемой ГИС помимо научных задач ставятся задачи, связанные с поддержкой принятия управленческих решений для различных уровней государственной и муниципальной власти, изложенные принципы выступают ключевым фактором при формировании целостной картины социально-экономического потенциала полиэтничных районов. Именно на этом уровне наиболее остро стоят проблемы информационного наполнения, поскольку часто приходится сталкиваться с тем, что динамические ряды, характеризующие социально-экономические процессы на уровне субъектов, абсолютно не ведутся на муниципальном и поселенческом уровнях.

При этом надо иметь в виду, что, например, этнический конфликт возникает не просто на территории федерального округа или субъекта, а в конкретном муниципальном районе и конкретном населенном пункте, отсюда важно иметь полную картину на самом локальном уровне. Только тогда выбранные стратегии будут эффективны. В связи с этим при выявлении социально-экономического потенциала необходимо сочетать различные типы данных, которые, с одной стороны, были бы сопоставимы между собой, а с другой – кардинально отличались по типу источников и формам предоставления.

Разрабатываемая система позволит не только управленцам предпринимать шаги по наведению порядка. Открытость системы должна способствовать улучшению взаимоотношений между представителями разных народов.

Заключительные комментарии

Обычно бизнес с высокой степенью осторожности приходит в полиэтнический регион ввиду имеющихся здесь дополнительных рисков. Формируемая геоинформационная система позволит лучше понимать не только вопросы возникновения терактов и межэтнических конфликтов, но и перспективы для экономически обоснованных инвестиций, опираясь на потенциал региона.

В целом, комплексный анализ с использованием ГИС позволит более эффективно подойти к разработке региональных стратегий социально-экономического развития. Комплексное картографическое представление, анализ и прогноз этнодемографических и социально-экономических процессов дадут возможность реально и более детально оценить перспективы и риски, связанные с реализацией конкретных инфраструктурных и коммерческих проектов. Некоторые примеры представления средствами ГИС информации по разным аспектам жизни на территории региона приведены на рисунках.

Литература

  • Белозеров В.С., Панин А.Н., Чихичин В.В. Этнический атлас Ставропольского края /Ставрополь, 2008. – 204 с.
  • Белозеров В.С., Панин А.Н. Мониторинг этнодемографических и миграционных процессов в ЮФО// ArcReview. – М., 2006. — № 3(38). – С. 8-9.