ГИС на службе обществу

Андрианов В.Ю., Esri CIS

 

С самого своего появления геоинформационные системы (ГИС) помогают решать различные задачи, стоящие перед обществом. Ясно, что решением этих задач занимаются, в первую очередь, государственные организации, большая же доля этих организаций среди пользователей ГИС только подчеркивает роль этой технологии в решении общественно значимых задач. Кроме того, множество энтузиастов геоинформатики (по сравнению с другими направлениями информационных технологий) показывает понимание большей общественной значимости этой технологии, нежели коммерческой ценности. Подчеркивается это и тем, что корпоративные ГИС, как квинтэссенция коммерческого применения технологии, стали появляться лишь спустя три десятка лет после ее постоянно растущего применения в государственном секторе.

Значение ГИС-технологии для общества складывается из двух составляющих – применения этой технологии в государственном управлении и научных исследованиях (в том числе вследствие использования полученных продуктов в частном секторе экономики), и массового ее использования гражданами для решения своих индивидуальных задач. Первое направление развивается с самого возникновения геоинформационной технологии, второе стало развиваться сравнительно недавно.

Самая первая ГИС, Географическая информационная система Канады (CGIS), созданная в 1960-х годах, строилась для того, чтобы облегчить задачу инвентаризации и мониторинга ресурсов этой страны с целью более эффективного их использования в условиях растущего их вовлечения в хозяйственный оборот. В США ГИС-технология использовалась для подготовки и проведения общенациональных переписей. Интересно то, что созданные в ходе этой работы наборы пространственных данных в векторно-топологических форматах GBF/DIME и TIGER стали широко востребованным общенациональным ресурсом, оказавшись, де-факто, прообразом базовых пространственных данных Национальной ИПД. То есть, помимо прямого решения общественно значимой задачи – переписи населения, – эти данные показали большую ценность пространственной информации для общества, поскольку их стали применять всюду, где была нужна информация об административном делении, дорожной сети, демографии и т.д. Этот пример – отличная иллюстрация того, что затраты на создание работоспособной ГИС многократно возвращаются за счет применения ее продуктов в гораздо более широком спектре приложений, нежели того обычно ожидают разработчики системы.

Осознание того, что пространственные данные могут использоваться гораздо шире, чем для решения той задачи, под которую они создавались, привело к пониманию необходимости создания среды обмена этими данными. Именно так возникла идея создания инфраструктуры пространственных данных (ИПД), задача которой – помочь владельцам (потенциальным поставщикам) и потребителям пространственных данных найти друг друга. Действуя в интересах конкретных лиц – участников инфраструктуры – она одновременно решает задачу, важную для всех, – повышает эффективность использования информационных ресурсов общества.

Применение ГИС в интересах всего общества широко. Помимо того, что эта технология позволяет людям лучше узнать среду, в которой они существуют, геоинформационные системы помогают решать множество конкретных задач, важных для всех людей. Как уже говорилось, демографические исследования, начиная с переписи населения, нуждаются в этих системах, поскольку данные для них имеют пространственную природу. Ведь важно знать не только, сколько всего людей того или иного возраста, той или иной национальности, того или иного достатка есть в стране, но и как они распределены территориально. Важно также знать, как распределена экономическая активность, природные ресурсы, транспортная инфраструктура и множество других факторов. Без этого невозможно построить прогноз развития страны и найти оптимальные решения в области региональной, социальной, экономической, миграционной политики. Те же факторы важны и для частного сектора, поскольку без них невозможны полноценные маркетинговые исследования и стратегическое планирование бизнеса.

Геоинформационная технология позволяет исследовать не только природную среду саму по себе и социальные процессы в отдельности, она позволяют также моделировать их взаимодействие. Например, мониторинг природных очагов опасных инфекций необходим для планирования противоэпидемических мероприятий среди людей. Но наряду с таким применением, что называется, «в лоб», ГИС позволяют находить и оценивать менее заметные корреляции, например, между изменениями природных условий и объемами страховых выплат по определенным видам страхования. Эта возможность может быть ценна как для государственных страховых систем, так и для частного страхового бизнеса. ГИС позволяют находить самые разные пространственные корреляции и проводить многофакторный пространственный анализ, и эта универсальность позволяет применять их в любых отраслях человеческой деятельности.

Еще одно полезное дело, которому может поспособствовать ГИС-технология – поддержка взаимодействия государства и общества. Сетевые сервисы, развиваемые в рамках парадигмы электронного правительства, позволяют наиболее полно информировать граждан о планах и действиях государственных органов власти и организаций. Эта полнота достигается тем, что информация из разных ведомств может легко интегрироваться на основе географического положения без необходимости как-то увязывать ее элементы. В английском даже появился специальный термин «loose coupling», который обозначает «мягкое» связывание данных и систем, не требующее их переделки с целью совместного использования. Благодаря ему владелец тематической информации может опубликовать веб-службу только со своей информацией, а ее интеграцию с другими источниками тематической информации и базовой картографией выполнят программные средства пользователя или сервера интеграции. Государственным организациям особенно нравится в этом подходе то, что не надо специально заниматься увязкой данных или отдавать свои данные кому-то еще. Технология веб-картографии позволяет обходиться без этого.

Сетевые географические сервисы позволяют не только передавать информацию от органов власти гражданам, но и в обратном направлении. Это может делаться и посредством диспетчерской службы, собирающей сигналы от жителей и интегрирующей их в базе геоданных в общую картину проблем, и посредством интерактивного картографического сервиса, где жители сами могут указывать на карте проблемные места и описывать, что там не в порядке. Точно таким же образом могут проводиться общественные обсуждения планов нового строительства и развития территории.

Всё вместе это позволяет улучшить качество жизни людей благодаря снижению их затрат на получение и передачу информации при взаимодействии с государством, а также благодаря более адекватным действиям администраций, основывающих свои решения на предложениях и сигналах граждан.

Любому жителю важно знать, где в его окрестности находятся социально значимые объекты государственных служб: медицинские учреждения, почтовые отделения и т.д. Самый эффективный способ предоставления этой информации – на интерактивной карте в Интернете, публикуемой с помощью ГИС-сервера. Как сказано выше, каждая служба может предоставлять информацию о своих объектах и их зонах обслуживания как самостоятельную веб-службу, даже не договариваясь об объединении информации с другими организациями, а интеграция информации может осуществляться программными средствами ГИС-сервера или клиента. Информационное наполнение общего сервиса может также включать данные о планировании развития территории, маршрутах общественного транспорта, оперативную информацию об изменениях в организации дорожного движения и многое другое. Функциональность такого сервиса – типично «гисовская»: выдача информации об указанном пользователем объекте на карте, поиск объектов обслуживания по заданным критериям, поиск пути для движения на личном транспорте с учетом текущих ограничений или для проезда на общественном транспорте по действующим его маршрутам.

Появление и распространение веб-картографии, индивидуальных средств позиционирования и мобильного доступа создало предпосылки к возникновению новой, геоинформационной среды. Как известно, «свято место пусто не бывает», и в этой среде стали появляться новые, наложенные сервисы, и даже новые виды деятельности граждан. Популярные картографические сервисы типа Google Maps, Яндекс.Карты, Bing Maps и др. позволяют гражданам не просто «смотреть карту», но и находить нужные им услуги поблизости от того места, где они находятся или планируют быть, получать указания для проезда к ним и др. Но, что более важно для общества, на основе этих служб создаются независимые сервисы с информационным наполнением, не контролируемым ни государством, ни самими поставщиками базовой веб-картографии. Появление таких независимых проектов лежит, по сути, в русле развития демократических институтов. Среди наиболее известных можно назвать проекты OpenStreetMap (OSM) и Wikimapia. OSM, в переводе «открытая карта улиц» – глобальный проект по созданию общедоступной дорожной карты, т.е. такой, которая полностью свободна от каких-либо ограничений на распространение (секретности и копирайта) и создается на основе добровольного внесения информации гражданами на безвозмездной основе. Wikimapia – наложенный на Google Maps сервис, позволяющий любому человеку обрисовывать и подписывать объекты, которые можно видеть на космических снимках, и, естественно, видеть то, что уже подписали другие пользователи проекта.

Потенциал сетевых картографических сервисов оказался (как это уже бывало с другими геоинформационными технологиями) гораздо сильнее, чем казалось поначалу. Быстро растущая популярность веб-картографии привела к появлению совершенно новой идеи – «народной» картографии. В английском даже появилось новое слово – crowdsourcing, передающее ее смысл – создание пространственных данных силами самих пользователей–частных лиц. Если раньше созданием карт и пространственных данных занимались только профессионалы, поскольку для этого нужны и специальные знания, и соответствующие технические средства, то теперь, благодаря развитию программных средств, удалось «спрятать» все эти сложности за простым интерфейсом и дать возможность участвовать в этом процессе практически любому человеку, умеющему пользоваться компьютером. Таким образом, появилась возможность создания пространственных данных на основе независимых от государства источников, которые сами заинтересованы в их полноте, актуальности и достоверности.

Фактически, это привело к началу процесса переосмысления роли и оборота пространственных данных и места пространственной информации в современном обществе. Раньше создание пространственных данных было уделом специалистов и основывалось на соответствующих нормативных документах. Теперь же это вышло на «просторы Интернета» с отсутствием в нем четких юридических норм, которые заменяются процессами самоорганизации пользователей.

Специалисты в области геоинформатики, занятые конкретной работой с пространственными данными, редко задумываются о том, какое влияние их технология оказывает на общество в целом. Цель данного номера – показать, что труд этих людей приносит пользу не только конкретным заказчикам, в более широкой перспективе, он приносит пользу всем.