Применение ГИС-технологий для повышения безопасности на автодорогах России

 

Половинкина А.В.; компания DATA+, e-mail: ESRI_profservices@dataplus.ru, Web: dataplus.ru Наумов С.В.; компания Esri CIS, e-mail: snaumov@esri-cis.ru, Web: esri-cis.ru

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ – ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ ВЗАИМОУВЯЗАННОГО КОМПЛЕКСА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ВСЕЙ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ.

 

В 2012 году в России завершается реализация федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах». Государственным заказчиком-координатором от Министерства внутренних дел Российской Федерации выступило Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения.

В рамках программы на базе Центра специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации создан Аналитический центр Госавтоинспекции (далее – Аналитический центр). Аналитический центр – это комплекс интегрированных аппаратных и программных средств, предназначенных для выработки управленческих решений в области безопасности дорожного движения.

Основными задачами Аналитического центра являются осуществление комплексного анализа причин и условий, способствующих совершению ДТП, и последующая оценка эффективности принимаемых решений, в том числе с использованием методов математического моделирования. На этой основе осуществляется подготовка предложений по приоритетным направлениям государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Подключенные информационные ресурсы позволяют детально изучать факторы, способствующие совершению дорожно-транспортных происшествий на автодорогах Российской Федерации – как в целом, так и на месте конкретного происшествия. Приоритетным направлением деятельности Аналитического центра является мониторинг информации обо всех дорожно-транспортных происшествиях, произошедших на автодорогах Российской Федерации, поступающей круглосуточно. Полученные сведения позволяют отследить эффективность превентивных мер, принимаемых на месте ДТП для снижения тяжести их последствий.

Такая работа подразумевает необходимость консолидации, обработки и визуализации больших объёмов информации из различных источников. Эта информация включает не только данные о конкретном месте и времени возникновения ДТП, но также о расположении постов и нарядов Госавтоинспекции и зонах их ответственности, о зонах ответственности ОВД, МЧС и учреждений здравоохранения как на федеральных автодорогах, так и на региональном уровне вплоть до районного, о погодных условиях, плотности и направлениях движения транспортных средств, состоянии дорожного покрытия и др.

Источниками необходимых сведений могут быть информационные системы органов исполнительной власти, организаций, отвечающих за безопасность дорожного движения, охрану правопорядка и обеспечение общественной безопасности, информационные системы Госавтоинспекции и коммерческие поставщики данных.

В целях обеспечения решения задач Аналитического Центра в 2011 году совместно с компанией «DATA+» была разработана и введена в опытную эксплуатацию геоинформационная система (далее – ГИС Аналитического Центра Госавтоинспекции), реализованная на базе программного обеспечения компании Esri.

Архитектура решения основана на программных продуктах ArcGIS: ArcGIS Server Enterprise Advanced 10, ArcGIS ArcInfo, Tracking Server, а также использует дополнительные модули ArcGIS Spatial Analyst и ArcGIS Network Analyst. В рамках создания геоинформационной системы Аналитического Центра Госавтоинспекции была разработана модель тематических пространственных данных и создана база геоданных, в которой вся информация, полученная из различных источников, консолидирована и приведена к виду, пригодному для использования в системе.

В качестве базовых пространственных данных были использованы навигационные карты компании NAVTEQ.

Одним из важных условий обеспечения эффективной работы аналитического центра является быстрое и качественное отображение информации. Так как центр предназначен для мониторинга большого количества показателей безопасности дорожного движения на всей территории России, то оптимальными средствами отображения выбраны экраны коллективного пользования (видеостены) на основе проекционных модулей (рис. 1).

В оперативном зале видеостены расположены по периметру помещения и условно разделены на зоны ответственности, согласно определённым функциям:

  • по организации специальных мероприятий;
  • мониторингу информации от взаимодействующих министерств и ведомств;
  • оперативному мониторингу дорожно-транспортной обстановки на всей территории страны;
  • анализу статистической информации из информационных систем Госавтоинспекции (МИАС, АС УДТП «ГОСУЧЕТ», АИУП «ЖУРНАЛ ДТП» ФИС ГИБДД и т.д.);
  • позиционированию дорожно-патрульной службы с использованием современных технологий позиционирования ГЛОНАСС/GPS.
  • мониторингу средств массовой информации.

ГИС Центра мониторинга реализована в виде нескольких взаимосвязанных картографических Web-приложений на платформе ArcGIS в соответствии с принципами клиент-серверной архитектуры (рис. 2).

Картографическое приложение для оператора позволяет управлять видимостью объектов на карте и инициировать выполнение различных функций (получение информации по объектам и др.) на локальном рабочем месте.

Картографическое приложение для руководителя позволяет получать максимально подробную информацию по объектам и событиям на карте в удобной форме, оно синхронизировано с приложением оператора, что позволяет отображать результаты выполнения функций, инициированных в нём, на видеостене.

Для обеспечения возможности работы с оперативной информацией и статистическими данными по ДТП реализовано информационное взаимодействие ГИС Аналитического Центра Госавтоинспекции и ресурсов Госавтоинспекции: автоматизированной информационно-аналитической подсистемы подразделений ГИБДД (АИУП ДПС «ЖУРНАЛ ДТП»), многопараметрической информационно-аналитической системы прогнозирования и моделирования ситуации в области безопасности дорожного движения (МИАС) и федеральной информационной системы ГИБДД.

Пользователи имеют возможность просмотра тематических карт по различным статистическим показателям (по ДТП, по административной практике и др.) и получения оперативной информации о количестве ДТП, погибших и раненых в них людей на территории Российской федерации в круглосуточном режиме. Пользователи могут получать оперативную информацию о ДТП с детализацией до точки его возникновения, при наличии такой информации в системе АИУП ДПС «ЖУРНАЛ ДТП», а также переходить от точки ДТП на карте к просмотру карточки ДТП в этой системе.

Накопление сведений о местах совершения ДТП, фиксируемых с помощью системы ГЛОНАСС, позволит в будущем дополнять анализ статистики совершения ДТП закономерностями их пространственного распределения. Это позволит выявлять очаги ДТП на всех трассах и получать более объективную информацию о причинах ДТП.

В системе реализована возможность поиска и получения информации о расположении вдоль трасс подразделений и зонах ответственности служб МЧС, ДПС, учреждений служб здравоохранения.

Пользователи имеют возможность мониторинга передвижения транспортных средств ГИБДД, оснащённых датчиками ГЛОНАСС.

Таким образом, пользователи ГИС Аналитического Центра Госавтоинспекции располагают всеми необходимыми инструментами и данными для анализа, оценки и прогнозирования ситуации в сфере безопасности дорожного движения.

Благодарим за помощь в подготовке статьи Порташникова Олега Михайловича, заместителя начальника отдела подготовки информации, анализа и прогноза в сфере безопасности дорожного движения ГУОБДД МВД России, подполковника полиции.

 


Рис. 1. Рабочие места операторов и видеостены (средства коллективного пользования для отображения картографической, статистической и оперативной информации)

Рис. 2. ГИС Центра мониторинга