Судя по количеству поступающих к нам в DATA+ запросов, в последнее время значительно возрос интерес к возможностям предлагаемого ESRI программного продукта ArcLogistics Route. И это не удивительно. Наконец в России стали по настоящему считать деньги, и экономия на “мелочах” перестала быть привилегией иностранных компаний.
ArcLogistics Route позволяет без больших материальных затрат экономить значительные средства. С его помощью составляются графики и маршруты развоза товаров клиентов. Практика показала, что оптимизация данного процесса позволяет значительно (на 20%) снизить затраты на перевозку товаров.
К сожалению, ArcLogistics Route имеет существенное для наших условий ограничение. Он работает только с дорожной сетью США, хранящейся в закрытом формате, и не позволяет использовать карты дорожных сетей других стран.
Поэтому было принято решение на базе ArcView 8 разработать российский вариант ArcLogistics Route.
Каков результат
Функциональные возможности нового приложения пока относительно небольшие. Разработчики поставили перед собой задачу реализовать наиболее востребованную функцию ArcLogistic — оптимизация процесса доставки товаров клиентам с одного или нескольких складов.
Пользователь определяет количество и характеристики имеющихся в наличии транспортных средств. К последним относятся грузоподъемность, объем, время работы, адреса начального пункта маршрута (какой-либо из складов) и конечного пункта.
Формируется портфель заказов, представленный в виде двух таблиц:
- Список клиентов. Он включает в себя адреса клиентов и номера заказов. В качестве дополнительной информации для клиента можно определить временной интервал обслуживания.
- Список заказов. Он включает в себя наименования и количество единиц товаров, составляющий данный заказ.
Далее пользователь запускает процесс построения оптимального графика развозки товаров. При этом, в зависимости от поставленной задачи, он может задавать различные критерии оптимальности, такие как равномерность загрузки транспортных средств, минимизация задействованных транспортных средств, минимизация суммарного времени развозки, максимизация загрузки транспортных средств. При этом учитываются все накладываемые ограничения: по времени доставки, по грузоподъемности и полезному объему транспортных средств.
Результат работы пользователь может отобразить на карте в виде предлагаемых маршрутов для каждой транспортной единицы-. Кроме того, по каждому маршруту формируются два отчета: краткий и полный. Краткий включает в себя клиентов, обслуживаемых транспортной единицей, перечисленных в порядке их посещения. Полный отчет включает в себя перечень названий всех участков маршрута и их характеристик, длину маршрута в метрах и предполагаемое время проезда в секундах. Оба отчета представлены в стандартном Exel формате.
Настоящая версия продукта в качестве источника картографической информации использует граф улиц Москвы и точечный слой адресов московских домов.
Продукт не является закрытым. В качестве источников данных в нем используются шейп-файлы с открытой структурой. То есть, данный продукт можно использовать при решении транспортных задач и по другим населенным пунктам и регионам, для которых имеются топологически корректные цифровые карты дорожной сети. Если в процессе адаптации собственных карт к данному продукту у пользователя возникнут трудности, он может обратиться в DATA+.