Валерий Гохман, старший эксперт DATA+
В сфере образования и переподготовки кадров ГИС поможет не только студентам и школьникам, но также преподавателям, научным сотрудникам и администраторам. Географические информационные системы (ГИС) позволяют проводить сбор, хранение, анализ и картирование любых данных об объектах и явлениях на основе их пространственного положения. Эта современная компьютерная технология обеспечивает интеграцию баз данных и операций над ними, таких как их запрос и статистический анализ, с мощными средствами представления данных, результатов запросов, выборок и аналитических расчетов в наглядной легко читаемой картографической форме.
Предметом исследования в ГИС могут являться как объекты и явления окружающего нас мира, так и данные, полученные в результате наблюдений и измерений в разных научных областях. Такие данные являются также составной частью учебных курсов и практических занятий в школах и высших учебных заведениях. Знание — сила. В современной жизни, чем большее количество информации имеется в вашем распоряжении, тем проще будет принять обоснованные решения и эффективные действия. Но недостаточно просто накопить информацию, нужен инструмент, обеспечивающий ее полноценное использование. Таким универсальным инструментом и является ГИС- технология.
Известно, что львиная доля информации, с которой мы имеем дело, включает пространственную компоненту — будь то данные о населении, экономическом развитии, природных ресурсах, управлении городами и территориями, чрезвычайных ситуациях, типах лесов или почв, производственной деятельности компаний или другая информация об объектах, явлениях и событиях на нашей планете. ГИС позволяет получить наибольшую отдачу от информации.
ГИС — это значительно больше, чем электронные карты на экране компьютера. Они обеспечивают создание, отображение и совместный анализ различных типов данных: описательных (табличных), векторных, растровых, САПР и других. Созданные по этим данным карты можно представить в любой стандартной системе координат и перевести их в любую картографическую проекцию.
География является частью нашей жизни. Это то, что нас окружает, это конкретизация всего, с чем мы ежедневно контактируем — погода, дороги, магазины, качество воды, воздуха и почвы, экономика и политика располагаются, происходят, пространственно привязаны к конкретному месту или территории. Люди часто не задумываются о значении географии потому, что она постоянно вокруг них, она везде.
Как ГИС применяется в сфере образования
Именно поэтому, сегодня эта технология является одним из наиболее популярных и полезных инструментов, в том числе в учебном процессе и в научных исследованиях. ГИС помогает сформировать у людей новый взгляд на мир, обеспечивающий его комплексное восприятие и лучшее понимание взаимосвязей между его составляющими. И, что тоже немаловажно, специалисты в этой области востребованы обществом и имеют прекрасные перспективы получения интересной, достаточно престижной и хорошо оплачиваемой работы. В результате, курсы по изучению ГИС и связанным с ней технологиям пользуются высокой популярностью во всех развитых странах.
ГИС — это не просто еще один производственный навык, это универсальный инструмент исследователя. Функции пространственного анализа применяется в более чем 100 дисциплинах, охватывающих большинство направлений научных и прикладных исследований. ГИС позволяет студентам и исследователям формулировать географические вопросы и получать на них ответы путем создания и анализирования карт на основе выбранных критериев. ГИС также является прекрасным средством презентации результатов проведенных исследований.
ГИС для управления инфраструктурой
Руководители и администрация многих учебных заведений достаточно быстро поняли, что ГИС является важных инструментом при решении многих управленческих задач. Карты и планы недвижимого имущества университетов, в том числе в цифровых форматах САПР, создаются и используются уже в течение многих лет, но только их ввод в ГИС обеспечил многогранность сфер применения этих карт и лежащих в их основе данных при решении всевозможных задач управления хозяйственным комплексом. В ряде учебных заведений ГИС применяется для анализа баз данных по абитуриентам и обеспеченности выпускников работой. ГИС может использоваться разными подразделениями университетов, включая службы содержания, охраны, ремонта и строительства, юридической, контроля санитарного состояния, связи и телекоммуникаций, размещения и предоставления общежитий, транспортной и т.д.
Учебный процесс и научная деятельность
Применение ГИС в государственных организациях и частных компаниях стремительно растет. Следствием этого является растущая потребность в квалифицированных подготовленных специалистах, хорошо разбирающихся в задачах и методах пространственного анализа. В результате, студенты соответствующих специальностей имеют возможность выбора интересной престижной работы, требующей полноценных знаний в области ГИС.
Ввиду растущей популярности ГИС одной из наиболее актуальных является задача расширения числа предлагаемых студентам учебных и практических курсов, в том числе специализированных. В последние годы помимо общих курсов по основам ГИС технологии и ее применению в таких традиционных прикладных областях как экология, лесное хозяйство, изучение природных ресурсов, появились, например, такие специализированные курсы как «Введение в почвоведение», «Полевые методы в археологии», «Ландшафтная архитектура и урбанистика», «Социологический и политический анализ», где ГИС играет роль универсального инструмента, облегчающего освоение основных научных дисциплин. ГИС позволяет студентам освоить новые подходы к рассмотрению данных и современные методы работы с ними с использованием компьютеров. Кроме того, ГИС приобщает студентов к коллективному труду, поскольку выполнение учебных проектов, как правило, требует высокого уровня кооперации.
В результате повышенного интереса к ГИС, только в США сейчас более 50 тыс. студентов различной специализации ежегодно прослушивают минимум один курс по основам или прикладным аспектам этой технологии. Регулярные учебные занятия по ГИС проводятся примерно в 1 000 высших учебных заведений во многих странах, а общее число университетов и колледжей, в которых применяется ГИС, близко к 3,5 тысячам. А, к примеру, Министерство образования и обучения провинции Онтарио, Канада, предоставило доступ к лицензиям ArcView каждой из 800 средних школ, расположенных в этом районе.
Помимо учебного процесса как такового, ГИС широко используется в деятельности университетских научных центров и лабораторий при выполнении исследовательских и прикладных проектов, в том числе междисциплинарных и международных, где активно применяются средства распространения и взаимного обмена ГИС- данными по локальным и глобальным сетям.
Роль ESRI в ГИС- образовании
Компания ESRI уделяет повышенное внимание популяризации ГИС технологии и внедрению географического мышления в учебный процесс. По оценкам аналитиков известной компании Даратек, программное обеспечение ESRI занимает ведущее позиции в сфере образования (рис. 1). Десятки тысяч слушателей получили сертификаты в Учебном центре ESRI. Центр дистанционного обучения (http://campus.esri.com) этой компании предоставляет около ста курсов по разной тематике с примерами учебных данных, причем слушатели могут получить временную лицензию на программные продукты, необходимые для выполнения упражнений. Многие университеты используют эти доступные по Интернет материалы в качестве учебных пособий в своих прикладных курсах и при заочном обучении.
В этом году ESRI организует вторую конференцию своих пользователей из учебных заведений, которая пройдет в Сан-Диего, Калифорния, 5-7 июля, непосредственно перед Всемирной конференцией пользователей ESRI. С огромным успехом уже в течение нескольких лет в ноябре проходит Всемирный День ГИС, наиболее яркое событие традиционной Недели географических знаний. ESRI является одним из основных спонсоров и организаторов этого события. Многогранна и издательская деятельность ESRI. Компания проводит огромную работу по популяризации ГИС, выпуская книги, брошюры и статьи по ГИС тематике.
В соответствии со стратегией ESRI, учебные заведения и библиотеки могут приобрести распространяемые этой компанией программные продукты по льготным ценам. Кроме того, ESRI и дистрибьюторы этой компании реализуют долгосрочную программу поддержки учебных заведений, направленную на развитие ГИС образования. В соответствии с этой программой учебные заведения, организующие на своей базе учебные классы и включившие ГИС- курсы в учебное расписание, могут на конкурсной основе получить необходимые программные продукты семейства ArcGIS практически бесплатно (оплачиваются только расходы за доставку, таможенную очистку и льготную стоимость обучения работе с полученными продуктами в сертифицированных учебных центрах). Примерно тех же принципов поддержки учебных заведений придерживается и компания ERDAS.
В России в рамках поэтапной реализации этой стратегии DATA+ совместно с Министерством образования Российской Федерации и Государственным НИИ информационных технологий и телекоммуникаций «Информатика» оснастили ГИС- продуктами более 100 учебных классов в разных районах России и других стран ближнего зарубежья. Подробная информация об этой программе приведена на нашем веб-сайте (www.dataplus.ru). Некоторые результаты этой деятельности описаны в статьях данного номера ArcReview. Нам также приятно отметить, что и сама DATA+ является своеобразной кузницей ГИС- кадров. Практически сразу после образования, что произошло 10 лет назад, компания начала привлекать студентов колледжей и университетов к работе над выполняемыми проектами. С тех пор через горнило ГИС прошли десятки учащихся, превратившихся в настоящих профессионалов в этой области. Некоторые из них стали сотрудниками DATA+, многие после окончания ВУЗов были приняты на работу в другие организации, использующие ГИС в своей деятельности.
ГИС — это не просто одна из современных информационных технологий. Это прогрессивный образ мышления, способ познания окружающего нас мира, инструмент, помогающий перестройке нашего мировоззрения. Этот подход наиболее плодотворен, когда он начинает прививаться с детства и органично входит в сознание людей.