По пресс-информации ESRI и материалам статьи в журнале Directions magazine за декабрь 2004 г.
В Гонконге проживает около 7 млн. человек. Жилые районы города — Коулун и Новые Территории – относятся к зонам с наибольшей численностью жителей в мире, а Центральный район города признан самым густо населенным деловым центром мира, где плотность рабочих мест на квадратный километр вдвое выше, чем в Манхэттене в Нью-Йорке. Из-за недостатка площадей, пригодных для строительства, Гонконг славится своими «высотками». Здесь более 7 тысяч небоскребов, придающих городу энергичный вид и точно отражающих менталитет жителей.
Высокая населённость Гонконга требует развитой системы городского транспорта. Сейчас эта система включает в себя метро, железные дороги, паромы, такси, трамваи, эскалаторы и высоко автоматизированную сеть автобусного сообщения. Каждый день на этих видах транспорта совершается более 11 миллионов поездок. Элементы транспортной системы связаны между собой, а станции и остановки расположены недалеко от большинства жилых и коммерческих зданий, что позволяет быстро перемещаться из одной части города в другую. Гонконг также внедрил автоматизированную процедуру продажи билетов, названную «Octopus Interchange Scheme» (Схема обмена «Осьминог), охватывающую большинство видов общественного транспорта.
Основанная в 1933 году Автобусная компания Коулуна (Kowloon Motor Bus Company, сокращ. KMB, см. http://www.kmb.hk/english.php), наибольшая из пяти конкурирующих автобусных компаний в Гонконге, обеспечивает почти 30% всех поездок на общественном транспорте. 4400 автобусов, принадлежащих KMB, ежедневно перевозят более 3 млн. пассажиров. Её 30 «горячих линий» по обслуживанию клиентов отвечают в месяц примерно на 100 000 вопросов об автобусных маршрутах.
Недавно KMB ввела новую информационную систему, названную Системой запроса цифровой карты для пассажиров (Digital Map Passenger Enquiry System, DMPES), которая используется персоналом «горячей линии» (рис. 1). Система базируется на программном ГИС-обеспечении ESRI в составе ArcSDE, ArcInfo и ArcIMS. Она оптимизирует хранение, корректировку и представление пространственной информации так, чтобы операторы могли быстро и точно ответить на вопросы клиентов. Картографический интернет сервер применяется для пересылки и отображения по локальной сети пространственной привязки мест отправки и прибытия пассажира и, затем, результатов расчета оптимального маршрута поездки.
Рис. 1. Вид интерфейса Системы запроса цифровой карты для пассажиров. Панель в верхнем левом углу экрана показывает данные о передвижении автобусов в реальном времени.
DMPES позволяет операторам «горячей линии» быстро определить местоположение клиента и подобрать оптимальный автобусный маршрут по условиям: наименьшего расстояния до автобусной остановки, стоимости, длине маршрута, сокращению времени поездки, и так далее. Например, если пассажиру нужна ближайшая к нему автобусная остановка, оператор может быстро сопоставить рассчитанные системой расстояния, которые клиенту надо пройти пешком, и направить его на соответствующую остановку. Система может автоматически подобрать автобусные маршруты. Она выводит на экран компьютера оператора карту, на которой показан весь путь следования, включая остановки и необходимые пересадки (рис. 2). Также выводится расписание маршрутов и прочая полезная информация, например скидки на оплату проезда, существующие в системе «Осьминог».
Рис. 2. Разные маршруты помечены своими цветами. Пассажиру легко понять, где надо сделать пересадку. На карте также показаны районы, по которым движется автобус.
DMPES содержит данные о более чем 100 000 городских объектов, классифицированных по 32 категориям: гостиницы, торговые центры, спортивные сооружения, кинотеатры, банки, школы, и т.п. Система оповещает операторов, а те, в свою очередь, сообщают пассажирам информацию об изменении маршрутов и переносе автобусных остановок. Поскольку DMPES может показывать трехмерные изображения объектов-ориентиров, операторы способны подробно описать пассажиру территорию, прилегающую к остановке (рис. 3).
Рис. 3. Подписи и линейное изображение показывают места начала и окончания маршрута автобуса. Также выводятся трехмерные изображения известных ориентиров.
Расширенные с помощью ГИС возможности сервиса позволили операторам «горячей линии» KMB не только улучшить качество обслуживания, но и на треть повысить производительность работы. Время поиска информации сократилось вдвое, на каждом звонке экономится 30-60 секунд, каждый оператор обслуживает больше клиентов. Кроме того, время, необходимое для обучения персонала, удалось сократить на 70%. Теперь операторам больше не нужны фотокопии карт маршрутов, не тратится время на сверку печатной информации, меньше расходуется бумаги. Судя по опросам клиентов, качество обслуживания после внедрения системы улучшилось более чем вдвое.
DMPES отмечена многочисленными наградами потребительских ассоциаций и Компьютерного Сообщества Гонконга.
Система создана при участии местного дистрибьютора, компании ESRI China (Hong Kong), Ltd. (www.esrichina-hk.com). Воспользоваться ее услугами смогут и участники Первой конференции пользователей ESRI в странах азиатско-тихоокеанского региона, которая пройдет в Гонконге 12-13 января 2006 г.