Разработка генерального плана нефтеперерабатывающего комплекса

Стадников В.В., Шпилевой А.А., Степовая О.Ю., Пискарева И.А., Лозинский А.Е., НПП «Высокие технологии», Украина, Одесса, т./ф.: (0482) 342158, 374986, 656045; E-mail: nppvt@paco.net; Web: www.ht.com.ua

В статье обобщен практический опыт разработки генерального плана предприятия нефтеперерабатывающего комплекса с использованием геоинформационных технологий.

Комплект документов «Генеральный план» является важнейшим информационным источником для каждого промышленного предприятия. Генеральный план служит связующим информационным звеном в документообороте между разными техническими подразделениями и службами как внутри предприятия, так и в отношениях с предприятиями на смежных территориях. С ним связан весь жизненный цикл работы промышленного предприятия: выполнение проектно-изыскательских работ, строительство, управление технологическим комплексом, ремонт, реконструкция, модернизация и т.д.

Нормативная документация на разработку генеральных планов предприятий определяет комплектность документации, основу которой составляют топографические планы масштаба 1:500 на бумажных носителях [1]. В Украине она пока не предусматривает четких методических рекомендаций ни для разработки автоматизированных систем с использованием геоинформационных технологий, ни для взаимодействия с другими подсистемами управления предприятия.

Публикации, касающиеся разработки электронного делопроизводства с применением геоинформационных технологий, в основном относятся к крупным территориальным образованиям с распределенной сетью подразделений [2-4]. Чаще всего, в них рассматриваются управленческие, экономические и маркетинговые аспекты ведения бизнеса, напрямую не затрагивающие технические подразделения и службы главного инженера промышленных предприятий. В то же время, имеются наработки, посвященные созданию автоматизированных систем с применением ГИС-технологий в разных отраслях, например, в транспортной отрасли – по морским торговым портам [5, 6].

Электронная документация «Генеральный план» предприятия отличается от традиционной документации электронного делопроизводства своей насыщенностью графической и аналитической информацией, спецификой производственной деятельности предприятий, большим объемом другой информации.

Как правило, внедрение электронного документооборота в технических службах предприятий начинается с появления необходимости выполнения работ по обновлению существующей геодезической документации путем проведения инженерно-геодезических изысканий с применением возможностей ГИС [7, 8].

Настоящая публикация посвящена разработке методики создания автоматизированной системы «Генеральный план» предприятия нефтеперерабатывающего комплекса с использованием геоинформационных технологий, поиску новых организационных, технических, методических и программных решений.

При выполнении работ особое внимание уделялось вопросу рационального ввода в электронное делопроизводство взаимосвязанного комплекса графической документации, создаваемой на основе картографической базы данных.

На организационном и методическом уровнях отрабатывалось взаимодействие с автоматизированной геоинформационной системой «Генеральный план» технологических и производственных подразделений, проектантов, строителей, экологов и других служб предприятия.

Работы проводились на примере выполнения проекта разработки геоинформационной системы «Генеральный план ОАО «ЛУКОЙЛ-Одесский нефтеперерабатывающий завод».

Предприятие «Лукойл-Одесский НПЗ» характеризуется высокой насыщенностью инженерными коммуникациями подземного, наземного и многоярусного надземного размещения и технологическим оборудованием.

В процессе инженерно-геодезических изысканий были выполнены работы по кадастровой съемке, топографической съемке, специальной съемке подземных инженерных сооружений, съемке наземных технологических установок, специальной съемке многоярусных инженерных коммуникаций, размещенных на эстакадах и др.

Для контроля выполнения работ использовались данные космической съемки высокого разрешения со спутника Quick Bird.

Источником информации для разработки системы служили материалы инженерно-геодезических изысканий, обследований, существующие материалы исполнительной съемки сооружений, инженерных сетей и коммуникаций, материалы рабочих проектов и другая достоверная документированная информация.

В результате инженерно-геодезических изысканий были выполнены 24 плана М1:500 на площади 80 га. Общее количество эскизов разрезов колодцев в каталоге достигает 1000 шт. Выполнена съемка трубопроводов на более чем 400 эстакадах, составлены разрезы коммуникаций на эстакадах, по которым исполнены чертежи многоярусного трубопроводного хозяйства предприятия на 3D моделях.

В качестве основного программного ГИС-обеспечения использовались продукты ESRI в составе ArcView, ArcSDE, ArcGIS Schematics, ArcReader.

Разработанная система содержит информацию по объектам инженерных сетей, коммуникаций, капитальным строениям, технологическим установкам, расположенным на территории предприятия, без их внутренней детализации.

Система «Генеральный план» включает в свой состав электронные планы в векторном исполнении м-ба 1:500, 1:1000, 1:2000: топографические планы, планы межцеховых сетей и коммуникаций, план организации рельефа с капитальными сооружениями, схема покрытий (план проездов, тротуаров, дорожек), сеть системы электроснабжения (подземное и эстакадное размещение), сеть паропроводов и трубопроводов теплофикационной воды, сеть телефонной связи, информационная сеть, сеть водоснабжения и канализации, сеть технологических трубопроводов установок, сеть трубопроводов вспомогательных установок, схема расположения межцеховых эстакад.


Рис. 1.
Просмотр технологических коммуникаций.

 

Система дополнена векторными эскизами подземных сооружений, объединенных в соответствующие каталоги базы данных. Каждый эскиз имеет «горячую связь» с местом его расположения на соответствующем плане. Это решение позволяет получать информацию об эскизе колодца или разрезе эстакады напрямую при выборе соответствующего объекта на плане.

База данных эскизов колодцев состоит из разделов колодцев: противопожарного водоснабжения (ПГ, ПК, ОВ), системы пенотушения (ПН), хозяйственно-питьевого водопровода (ВК), бытовой канализации (БК), ливневой канализации (ЛК), оборотного водоснабжения, дренажной сети, производственной канализации.


Рис. 2.
Формирование запроса.

 

Некоторые возможности системы продемонстрированы на примере экранных форм процедур ее работы, приведенных на рисунках 1-3.

В ходе выполнения проекта на примере системы «Генеральный план Лукойл – Одесский нефтеперерабатывающий завод» была разработана и внедрена методика создания генерального плана крупного предприятия.

Комплексное выполнение инженерно-геодезических изысканий и проектных работ на основе проектных решений, базирующихся на технологии ESRI, позволяет оптимизировать затраты на обновление генерального плана и в дальнейшем поддерживать его актуальность с использованием средств ГИС. При этом удается значительно повысить традиционно сложившуюся информативность документации генерального плана предприятия, созданного только на бумажных носителях.


Рис. 3.
3D модель предприятия в приложении ArcScene.

Направление работ по вводу в традиционный поток электронного делопроизводства графических материалов генерального плана предприятий является востребованным и экономически целесообразным, имеет хорошую перспективу развития.

Литература

1. ГОСТ 21.508-93 “Правила выполнения рабочей документации генеральных планов предприятий, сооружений и жилищно-гражданских объектов”.

2. Березин В.И., Гневанов В.И., Гневанов И.В. ГИС Генплана как основа построения корпоративной ГИС. – ARCREVIEW, №2 (33), 2005, с. 23.

3. Стадников В.В. Геоинформационная система инженерных сетей. – Материалы Международной конференции “Геоинформатика: теоретические и прикладные аспекты”. Киев, 28-30 марта 2002 г.

4. Стадников В.В. Геоинформационная система ведения инженерных сетей и коммуникаций. – Материалы Международной научно-практической конференции “Устойчивое развитие городов”, Харьков, 27 февраля — 2 марта 2002 г.

5. Стадников В.В. Геоинформационная система инженерных сетей и коммуникаций Одесского морского торгового порта. – Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Научный журнал. Серия «География». Том 15 (54), № 1, 2002, с. 102-106.

6. Стадников В.В., Воронин А.В. Геоинформационная система инженерных сетей и коммуникаций Одесского морского порта. – ARCREVIEW, №1 (24), 2003, с. 12.

7. Порсина Л., Петров И.В. Комплексная система поддержки принятия решений в Новороссийском порту. – ARCREVIEW, №1 (24), 2003, с. 13.

8. Карсян М.Г., Рудов А.И. ГИС для развития Таганрогского морского транспортного узла. – ARCREVIEW, №1 (24), 2003, с. 11-12.