Региональные сорта нефти и особенности сценариев развития нефтяного комплекса Севера Европы

Григорьев Михаил Николаевич, Соколова Елена Дмитриевна, Курнакова Елена Александровна, ООО ГКЦ «Гекон», Москва (тел.: (495) 256-89-15, факс (495) 256-89-17), Санкт-Петербург (тел./факс (812) 334-56-10), e-mail: mgrigoriev@gecon.ru, esokolova@gecon.ru, ekurnakova@gecon.ru, http://www.gecon.ru

Резюме

Арктический шельф России с его высокой оценкой ресурсного потенциала рассматривается как один из ключевых регионов поддержания и роста добычи нефти. В этой связи важно выработать стратегию развития отечественного нефтяного комплекса в Арктике, учитывая имеющийся мировой опыт в сходных по условиям разработки регионах и конъюнктуру нефтяного рынка.

Рыночные условия, как известно, зависят от цены реализации нефти, которая в свою очередь определяется качеством сырья. В настоящее время отмечается глобальная тенденция ухудшения основных нефтяных сортов. Это происходит и на Севере Европы, где нефтедобыча идет на месторождениях, расположенных преимущественно на континентальном шельфе морей. Именно схемы формирования сортов нефти, которые выявлены нами на основе пространственных данных и их анализа с помощью геоинформационных технологий, явились одним из аспектов выработки рекомендаций по развитию нефтяного комплекса в регионе для Администрации полномочного представителя президента России в Северо-Западном федеральном округе.

Динамика качества нефти

Ухудшение основных нефтяных сортов наиболее ярко отражается в динамике качества нефти, идущей на крупнейший североамериканский рынок, который благодаря своей масштабности является мировым индикатором глобальных тенденций. На диаграмме (рис. 1), составленной по данным Американского Энергетического Агентства (EIA), видно уменьшение доли легких нефтей и увеличение доли тяжелых и битуминозных. Основной объем экспорта нефти из североевропейского региона осуществляется Норвегией и Великобританией. Сорта добываемой на шельфе Северного и Норвежского морей нефти, наиболее известным из которых является Brent, традиционно считаются сортами высокого качества с низкими параметрами плотности и содержания серы и, соответственно, высокой ценой продажи. Однако по мере истощения запасов после 1995 г. на шельфах Великобритании и Норвегии в разработку вовлекаются месторождения с более низким качеством сырья [1].


Рис. 1.
Тенденция ухудшения качественной структуры сырой нефти, импортируемой на рынок США (источник – EIA).

Оценка рентабельности добычных проектов российского арктического шельфа

Современный экспорт нефти морским путем с побережья морей российской Арктики с качеством, обеспечивающим конкурентные преимущества на североамериканском и западноевропейском рынках, незначителен. Он включает в себя сырье, вывозимое с острова Колгуев, а также из устья Оби компанией РИТЭК. Разрабатываемые месторождения Варандейского центра, общий объем добычи которых не превышает 0,6 млн. тонн, имеют более низкие показатели качества нефти.

На карте (рис. 2) пунктирным контуром обозначены месторождения тяжелых и битуминозных нефтей. В целом в пределах российского арктического шельфа и побережья выявлено 19 месторождений с плотностью 870 кг/куб. м и более. Их общие извлекаемые запасы составляют 1,7 млрд. тонн. Извлекаемые запасы шельфовых месторождений Печорского моря – 0,4 млрд. тонн. Компании Арктикшельфнефтегаз и Севморнефтегаз заявляют на принадлежащих им месторождениях проектные уровни добычи, которые в суммарном объеме к 2012 году составят около 9 млн. тонн [2, 3]. Однако столь масштабный ресурсный потенциал необходимо рассматривать с точки зрения рентабельности добычных проектов. Плотность нефти определяет цену ее реализации [4]. На основе этого качественного показателя сделана оценка рентабельности освоения Приразломного месторождения по сравнению с условным месторождением нефти сорта Urals. Расчеты показали, что при действующем налоговом режиме объем поступлений от реализации нефти Приразломного месторождения будет составлять 62% по сравнению с условным месторождением. Если учитывать отклонение от средней цены реализации на североамериканском рынке, то доля Приразломного составит минус 15% [2].


Рис. 2.
Ресурсный потенциал, потребление нефтепродуктов, транспортная инфраструктура российского Арктического региона и Севера Европы.

Развитие нефтедобычи на континентальном шельфе Севера зарубежной Европы (NCS)

Проблема повышения рентабельности освоения месторождений и инвестиционной привлекательности программы лицензирования может быть решена с учетом опыта освоения соседнего региона шельфовой нефтедобычи – Северного и Норвежского морей [1]. В этом регионе формируются основные сорта нефти, учитываемые агентством Platts – Brent, Flotta, Forties, Ekofisk, Statfjord, Oseberg. Природные условия морских работ в условиях делимитации национальных секторов, что ожидает и российских операторов шельфовых проектов, способствовали разработке широкого спектра правовых и технологических решений, направленных на эффективное освоение региона. Более чем 30-летняя «история вопроса» на обширной и разнообразной по условиям разработки территории демонстрирует основные факторы, которые повлияли на поддержание уровня добычи нефти и ее реализацию.

Все эти аспекты удалось рассмотреть благодаря наличию открытых данных, которыми располагают национальные министерства и агентства стран, ведущих добычу. С точки зрения форматов наиболее разработаны данные порталов Норвежского нефтяного директората и Департамента торговли и промышленности Великобритании. Норвегия предоставляет возможности манипулирования с интерактивной картой. Великобритания – детальное атрибутивное описание объектов и карты в формате *.pdf. Оба портала содержат шейп-файлы с данными по месторождениям, лицензиям и узловой инфраструктуре. Менее детальны данные Управления по энергетике Дании и Института прикладных наук Нидерландов. Это карты в формате *.pdf и графические схемы транспортировки нефти.

Для целей анализа схем формирования сортов нефти одним из основных компонентов является транспортная коммуникационная инфраструктура. Эти данные были оцифрованы с обзорных карт с дальнейшей их конвертацией в единую географическую систему координат. Далее наборы объектов, соответствующие месторождениям, морским платформам, подводным нефтепроводам и терминалам перевалки нефти были сгруппированы в соответствии с их пространственной близостью для определения объектов, участвующих в грузопотоке от промыслов к терминалам. Таким образом были оконтурены центры нефтедобычи – пространственные технологические комплексы, в пределах которых происходит движение товарных потоков нефти. Для исследования истории нефтедобычи пространственные данные были интегрированы с хронологическими атрибутами ввода в действие морских платформ и нефтепроводов.

Центры нефтедобычи региона, являющиеся результатом пространственного анализа объектов, представляют собой комплексы месторождений и коммуникационной инфраструктуры, разделяющиеся по типу используемых транспортных схем отгрузки нефти. К первому типу относятся центры с отгрузкой по нефтепроводу с группы месторождений к береговому терминалу, ко второму – с отгрузкой в танкеры с одиночного месторождения или с центральной установки с группы месторождений [1]. На рис. 3 все центры с береговым терминалом обозначены цветными контурами, а с танкерным – точками. Качественная структура потоков нефти в пределах центров нефтедобычи определяет региональные сорта нефти – те самые Brent, Flotta, Forties и другие, их локализация показана синими окружностями.


Рис. 3.
Центры нефтедобычи на континентальном шельфе Севера зарубежной Европы.

Сценарий развития нефтяного комплекса NCS

Для отображения модельных типов нефти на терминалах перевалки осуществлена буферизация объектов. Она проводилась в соответствии с суммарными объемами добычи с месторождений, поставляющих нефть на терминал. Цветовая заливка буферов проведена по расчетным показателям плотности в соответствии с типами нефти в отечественной классификации. Пространственная структура центров нефтедобычи по плотности добываемых нефтей показана на рис. 4. Явное разнообразие выделенных типов не соответствует сложившемуся мнению о том, что месторождения Северного моря и прилегающих акваторий характеризуются высоким качеством нефти. По принятой для оценки сырья Северного моря классификации АНИ (Американского Нефтяного Института) к тяжелым относятся нефти плотностью меньше 28 или 27,5 градусов. Это соответствует отечественным типам тяжелой и битуминозной нефти – на карте эти ареалы показаны красным и коричневым цветами.


Рис. 4.
Плотность нефти, добываемой на континентальном шельфе Севера зарубежной Европы. Площадь диаграмм пропорциональна суммарным объемам добычи в пределах центров нефтедобычи.

Общая закономерность сложившейся пространственной структуры – обособление центров нефтедобычи в соответствии с качеством сырья. Принцип поддержания качества использован не только при прокладке линейных трубопроводов, как, например, к терминалу Салом Во (Sallom Voe) на Шетландских островах, но и для разветвленной системы коммуникаций с поэтапным подключением месторождений к нефтепроводу на береговой терминал Круден Бэй (Cruden Bay). Развитие многочисленных центров с танкерной отгрузкой нефти в пределах площадных центров также диктовалось необходимостью отдельной отгрузки нефти более низкого качества.

Однако, несмотря на соблюдение принципа подчинения транспортной системы качеству перевозимого сырья, дальнейшее развитие региона связано с освоением месторождений преимущественно тяжелых нефтей, что приведет к общему снижению параметров нефти местных сортов и их рыночной переоценке. Выход из ситуации, связанной со снижением качества добываемого сырья, североевропейские операторы находят в следующем. На экспорт отправляются легкие сорта нефти, а низкокачественные нефти перерабатываются в основном на местных заводах, размещенных вблизи береговых терминалов, и поставляются на мировой рынок в виде нефтепродуктов.

Рекомендованный сценарий развития нефтяного комплекса в российской Арктике

Если нефтяной комплекс зарубежного североевропейского региона оказался в данной ситуации после 30-летней истории развития, то отечественный комплекс находится в ней на пороге предстоящего масштабного освоения арктических шельфовых ресурсов. Эффективное использование опыта «соседей по шельфу» позволит обеспечить вовлечение России в общий трансатлантический грузопоток. В структуре этого грузопотока преобладают светлые нефтепродукты [2].

Для этого целесообразно создание на Кольском полуострове производства по переработке тяжелых шельфовых нефтей. На рис. 2 сиреневым цветом выделены субъекты Федерации региона, в которые ввозятся по железной дороге объемы мазута, доминирующие в структуре поставок нефтепродуктов. Размещение нефтеперерабатывающего завода, помимо производства экспортного сырья, позволит обеспечить регион местными энергоресурсами (в первую очередь мазутом) и повысит рентабельность освоения шельфовых месторождений за счет экспорта продуктов переработки [5, 6].

На карте (рис. 2) отражена также существующая инфраструктура перевалки сырья с железнодорожного и трубопроводного транспорта на морские терминалы [7, 6, 9]. Инфраструктура ориентирована в основном на прямой экспорт нефти. При сохранении сложившейся специализации для конкурентоспособного экспорта, эта инфраструктура может быть использована и для транспортировки нефтепродуктов как внутри страны, так и за ее пределы. При этом необходимы меры, направленные на развитие самой транспортной системы. Эти меры должны включать снижение удельного ледокольного сбора и реализацию новой, требующей разработки, налоговой и тарифной политики [8].

Таковы основные положения рекомендованного сценария развития нефтяного комплекса в российском арктическом регионе, для формулирования которых был применен детальный пространственный анализ объектов с использованием геоинформационных технологий.

Литература

1. Григорьев М.Н., Даниэль Е.Д. Центры нефтедобычи шельфов Северо-Запада Европы. Нефтяное хозяйство. 2006. №5. Сс. 46-51.

2. Григорьев М.Н. Тяжелая нефть Арктики. Нефть и капитал. 2006. №6. Сс.144-146.

3. Григорьев М.Н. Экспорт нефти СЗФО: состояние и перспективы. Нефтегазовая вертикаль. 2006. № 5. Сс. 50-55.

4. Григорьев М.Н. Рецепт нефтяного коктейля. Нефть России. 2005. № 12. Сс. 44-47.

5. Григорьев М.Н. Приоритеты развития топливно-энергетического комплекса Северо-Запада России. Нефтяное хозяйство. 2005. №2. Сс. 18-23.

6. Григорьев Михаил. Нефть и Газ не для всех. Мировая энергетика. 2006. № 12 (36). Сс. 38-40.

7. Григорьев М.Н., Курнакова Е.А. Северо-Запад России: мониторинг транспортных потоков нефти трубопроводным, железнодорожным и морским транспортом. Материалы 11-ой Конференции пользователей ESRI и Leica Geosystems в России и странах СНГ. Голицыно, 2005. CD.

8. Григорьев М.Н., Курнакова Е.А. Баренцевское направление транспортировки: перспективы и условия развития экспорта нефти. НефтьГазПромышленность. 2006. №2. Сс. 10-13.

9. Григорьев М.Н., Даниэль Е.Д. Информационно-аналитическое обеспечение мониторинга развития ТЭК северо-западного федерального округа. ArcReview. 2005. №1(32).Сс. 8-9.