ГИС: Проектируя наше будущее

Джек Данджермонд, президент компании ESRI

 

«Человека могут погубить его собственные зачастую потенциально опасные и коварные изобретения. Он почти не отводит себе времени для приспособления к ним, и постепенно это время будет сокращаться по мере того, как его потрясающие технологические способности будут развиваться, выходя из-под контроля и увлекая нас вперед в неизведанное. Если ему вообще удастся выжить, то это будет не за счет медленной адаптации. Для этого придется разработать более тонко продуманный и осмотрительный, более осторожный план на будущее».

Этими словами в 1954 году начал свою основополагающую книгу «Выживание путем проектирования» (SurvivalthroughDesign) влиятельный архитектор Ричард Ньютра (Richard Neutra). Ньютра был одним из первых энвайронменталистов (специалистов по проблемам окружающей среды), который разработал подход к архитектурному и ландшафтному дизайну, включавший элементы биологической и поведенческой науки и названный им биореализмом, или «неотъемлемыми и неразделимыми отношениями между человеком и природой». Спустя пятнадцать лет в своей новаторской книге «Дизайн с природой» (DesignwithNature) ландшафтный архитектор Ян МакХарг (Ian McHarg) отстаивал общие принципы проектирования, которое поможет людям достигнуть синергии, гармонии с природой. Дизайн и планирование, которые учитывают нужды как окружающей среды, так и общества, помогут нам обрести уверенность в том, что наши ресурсы используются надлежащим образом и с ответственностью, чтобы мы могли двигаться в сторону лучшего для всех нас будущего. Пионерная работа МакХарга не только имела фундаментальное влияние на сферу перспективного планирования с учетом охраны окружающей среды, но и, одновременно, помогла формированию и укреплению ключевых концепций молодой тогда области Географических информационных систем (ГИС).

Через 40 лет после написания «Дизайна с природой» лучший мир это общая цель, за которую мы боремся, для всех нас: географов, планировщиков, ученых и многих других людей. Обсуждая основные положения, изложенные в этой книге, в своем выступлении на Международной конференции пользователей ESRI в 1997 году, МакХарг описал процесс, при котором «данные об окружающей среде могут быть включены в процесс планирования». Отвергая картину будущего, моделируемого по канонам идиллического прошлого окружающей среды, он, напротив, одним из первых принял точку зрения, согласно которой мы должны воспользоваться нашим доминированием в природных системах, чтобы развивать и улучшать естественный мир, а не завоевывать и подчинять его. Мощное антропогенное влияние на земные системы представляет собой не только большую проблему, но также и огромную возможность будущего развития: человечество не против природы, а с природой. «Пока традиционные экологические исследования отыскивали участки окружающей среды, минимально подверженные человеческому влиянию, я выбирал арены человеческого доминирования», отмечал МакХарг. Сегодня, более чем когда-либо прежде, важно осознавать непреодолимое воздействие людей на окружающую среду, понимать, что широкомасштабное человеческое воздействие на Землю является фактом, который никуда не исчезнет, и что мы стоим на перепутье. Таким образом, нашей задачей является обеспечить проектировщиков, инженеров и всех прочих набором инструментов и общей структурой для управления «антропогенной» Землей и проектирования нашего совместного будущего.

Проектирование антропогенной Земли

Недавно я весьма заинтересовался относительно новой областью Проектирования и управления земными системами (ПУЗС, англ. ESEM), которая подразумевает дизайн, моделирование, анализ и управление сложными системами Земли. ПУЗС позволяет в комплексе взглянуть на многие процессы и явления, влияющие на нашу планету, принимая во внимание не только социальные, экологические или иные аспекты в процессе дизайна, но и рассматривая обратные задачи, которые ставит адаптирующаяся система. Их непрерывный анализ и учет обеспечивают более полное и целенаправленное управление системой.

Брейден Алленби (Braden R. Allenby), профессор гражданского и экологического проектирования в Университете Аризоны и один из основателей ПУЗС, часто делает акцент на доминирующей роли людей в жизни земных систем, которую нельзя отрицать. «Мы живем в мире, который коренным образом отличается от всего, что мы знали в прошлом. утверждает Алленби в своей работе «Метафизика антропогенной Земли Часть I: Интегрированный когнитивизм» (TheMetaphysicsoftheAnthropogenicEarthPartI: IntegrativeCognitivism) Это мир, в котором доминирует один биологический вид, его деятельность и технологии, его культуры и интегральные эффекты его исторической эволюции». МакХарг уже двигался в этом направлении в 1960-х, и сегодня мы понимаем, что даже более важным является выделение антропогенных элементов природных систем. Иными словами, на данном этапе экологической эволюции люди являются значимой, если не доминирующей, составляющей естественной окружающей среды, поэтому при рассмотрении проблем и принятии решений необходимо ставить на первое место антропогенные элементы.

Алленби представляет обоснованное проектирование и управление в качестве морального императива в эпоху антропогенной Земли, но крупнейшим препятствием для нас на пути к успеху является то, что мы не готовы не только работать, но даже думать в этом ключе. «Нам не хватает убедительных данных и аналитических основ, чтобы что-то утверждать касательно ценности, преимуществ и нормативных оценок различных . . . практик», отмечает Алленби в главе «Системы управления биомассой» в работе «Реконструируя Землю» (ReconstructingEarth). Именно поэтому я думаю, что ГИС и развивающееся направление ГеоДизайна играют главную роль в успехе таких подходов, как ПУЗС, и других логических и рациональных моделей, предназначенных для решения проблем окружающей среды и планирования для нашего и будущих поколений.

«Мы ворвались в новое столетие, не имея никакого четкого плана, контроля, тормозов», замечает Билл Джой (Bill Joy), соучредитель и главный научный сотрудник компании Sun Microsystems.

Мы все более жестко воздействуем на естественную среду нашего обитания фундаментальную инфраструктуру устойчивой жизни. Эти изменения, как правило, являются результатом нескоординированной, должным образом не направляемой человеческой деятельности. Наши ландшафты становятся все более фрагментированными, истощенными, загрязненными и эродированными, нередко они фактически исчезают, погибают. Это трагедия для нашего будущего, и это в основном происходит потому, что мы не осознанно формируем наше будущее, не оцениваем и не принимаем в расчет долгосрочные последствия наших воздействий на наши сообщества, окружающую нас природу, наш социум, наш климат то есть наш Мир.

Нам необходимо двигаться от будущего, которое просто случается само по себе, к тому, которое формируется целенаправленно с пониманием и осознанием возможных последствий.

 

Проектируя альтернативные варианты будущего

Ключом к развитию истинного понимания нашей сложной и динамичной Земли является создание общей структуры для извлечения множества различных данных прошлого и будущего из многочисленных источников и слияния их в единую систему. ГИС это продвинутый технологический инструмент, уже используемый повсеместно планировщиками, инженерами и учеными для отображения и анализа всех форм данных, относящихся к какому-то пространству: о здоровье, современном состоянии и истории нашей планеты. ГИС обеспечивает общую структуру ГеоДизайна для анализа различных сторон антропогенной Земли и управления ими, позволяя проводить инвентаризацию и отображение больших наборов комплексных пространственных данных. Более того, ГИС также позволяет анализировать потенциальное взаимодействие между разнообразными факторами, приближая нас к истинному пониманию того, как в ближайшие десятилетия и столетия могут измениться наши динамичные земные системы.

Карл Стейниц (Carl Steinitz), специалист по градостроительству из Гарвардского университета, является автором многих новаторских идей о приложении ГИС к ландшафтному анализу и городскому планированию. Он разработал модель изменения ландшафта, которая дает возможность разработки альтернатив будущего. Эти альтернативные сценарии затем могут быть оценены с точки зрения как их воздействия на естественную среду, так и их полезности для человечества. И, затем, для воплощения в жизнь может быть выбран тот, в котором будет достигнут лучший баланс. Отдавая должное работам Стейница («Основы планирования ландшафта будущего») и развивая его идеи, можно отметить, что ГеоДизайн также позволяет нам создавать и тестировать различные альтернативы, помогая принимать наиболее обоснованные и информированные решения о лучшем из возможных сценариев развития в будущем.

Становится ли Земля теплее или холоднее? Влияют ли воздействия человека на планету на изменения климата? Какие потенциальные факторы могут оказать существенное влияние на нашу возможность процветать и выживать в будущем? Какие дополнительные виды мониторинга окружающей среды могут проводиться в настоящее время, чтобы улучшить наши решения в будущем? Мы только начинаем осознавать, как подойти к решению этих вопросов, не говоря уж о том, чтобы представить правильные с научной точки зрения ответы. Только путем тщательного сбора и рассмотрения данных, применения научных принципов, использования ГИС и других технологий мы имеем хоть какую-то возможность приобрести истинное понимание стрессовых факторов и воздействий на невероятно сложные системы, которые включает в себя наша антропогенная Земля. Также это является ключом к принятию прагматических, вдумчивых, обоснованных дизайнерских решений и предложению альтернатив, которые позволят человечеству и природе сосуществовать в большей гармонии.

Дизайн с природой

«Дизайн с природой» редко название, состоящее всего из трех слов, может столь красноречиво суммировать мысль целой книги. Наиболее важным в этом названии является не слово «дизайн» и не слово «природа», а союз «с». Он устанавливает некую общую арену для жизнедеятельности природы и проектирования, позволяющую достичь чего-то большего, чем просто сумма отдельных частей, синергии дизайна и природной среды, направленной на достижение цели выживания человеческого рода, в частности, и планеты в целом.

Можно без преувеличения утверждать, что на развитие технологии ГИС и целой индустрии вокруг нее глубокое влияние оказала работа МакХарга. Он популяризовал методику наложения карт (слоев карт) и заложил основы того, чем стали ГИС, что привлекло внимание и интерес ряда подающих надежды молодых ландшафтных архитекторов и географов, навсегда изменив их жизнь.

У нас с МакХаргом наблюдались разногласия по некоторым вопросам, но мы четко разделяли точку зрения о необходимости использования методов географического анализа для формирования лучшего мира. И хотя мы добились заметных успехов в построении инфраструктуры, помогающей осуществить этот монументальный замысел, мы пока еще только на пути к его реализации. На самом деле, через 28 лет после опубликования книги «Дизайн с природой»(DesignwithNature) МакХарг, по сути, описал ту же задачу в своей программной речи на Международной конференции пользователей ESRI в 1997 году: «В целом, исследования по экологическому планированию, которые я проводил в 1960-1970-х, и сейчас являются наиболее передовыми и актуальными. И я думаю, что задача ясна: мы должны научится делать это хорошо не только в масштабе регионов и стран, но и для глобальной среды, и мы уже занимаемся этим в данный момент».

Как и эта книга МакХарга, компания ESRI недавно отметила свой сороковой день рождения. Так совпало, что и концепции, отстаиваемые в «Дизайне с природой», и работа ESRI по развитию ГИС были запущены практически в одно и то же время. Когда МакХарг начал пропагандировать свою методологию учета географических факторов в проектировании и в повседневной деятельности, я не знаю, мог ли он даже предполагать, как далеко мы продвинемся вперед с ГИС к 2009 году. Но упорная работа по развитию технологии ГИС, которую мы вели последние 40 лет, вовсе не означает того, что дело сделано или хотя бы близится к завершению. И я чувствую, что наша деятельность по распространению ГИС привела нас к осознанию нового рубежа, приближения нового этапа. Следующим логическим шагом в эволюции данной технологии является ГеоДизайн.

Принципы ГеоДизайна

ГеоДизайн заимствует концепции ландшафтной архитектуры, наук об окружающей среде, географии, планирования, комплексного анализа развития территорий и исследований по их регенерации (восстановлению). Во многом по аналогии с ГИС и экологическим планированием, ГеоДизайн применяет междисциплинарный, синергический подход к решению ключевых проблем и оптимизации местоположений, ориентации и свойств проектов как локального, так и глобального масштаба.

Дизайн это искусство, ограниченное определенными рамками. Ограничения возникают как результат целевого назначения проекта или программы, видения мира и пристрастий авторов и других факторов, но ограничения накладывает и выбор места. Дизайн, принимающий во внимание местоположение, был приоритетным в концептуальном подходе МакХарга, и он же является базисной основой наших представлений и усилий по развитию новой области ГеоДизайна.


ГеоДизайн быстрый адаптивный процесс для формирования устойчивого будущего, в комплексе учитывающий разные географические аспекты.

«. . . Дизайн это всегда и обязательно не только искусство, но и деятельность по решению задач и проблем. . .», замечает профессор Дэвид Пай (David Pye), автор широко известной книги «Природа дизайна» (TheNatureofDesign).

В известной степени, эта область уже развивается многочисленными практиками ГИС в разных областях, таких как городское и региональное планирование и управление окружающей средой. Но ГеоДизайн упрощает задачу, делая ее составной частью общего рабочего процесса, ускоряя цикл проектирования и повышая качество получаемых результатов.

Время сокращается за счет того, что ГеоДизайн позволяет провести анализ на более ранних этапах процесса проектирования. Вместо того чтобы анализировать потенциальные воздействия и эффекты предложенного проекта после его завершения, ключевые факторы принимаются во внимание заблаговременно, в первую очередь. Качество результатов повышается, поскольку проект разрабатывается с учетом окружающих факторов и/или с учетом повышенного вклада (веса) определенных географических, экологических и социальных особенностей и, одновременно, с минимизацией нежелательных воздействий на эти составляющие.

«ГИС: Проектируя наше будущее» тема Международной конференции пользователей, проводившейся ESRI в 2009 году. Когда я говорю о проектировании нашего будущего, я имею в виду, что объединение разнообразных доступных данных о нашем мире и продвинутых инструментов анализа и управления информационными ресурсами является обязательным условием для понимания современной ситуации и формирования четкой картины будущего нашей планеты антропогенного будущего, в котором успехи в человеческом обществе, технологиях и т.д. спроектированы в тесном согласии с природой, что приведет к созданию лучшего будущего из возможных. Без сомнения, это огромная задача и необходимость учета хрупкого равновесия интересов, но с помощью инструментов ГИС и ГеоДизайна мы с готовностью принимаем этот вызов. Поскольку, откровенно говоря, у нас нет иного выбора.

Что такое ГеоДизайн

ГеоДизайн привносит географический (пространственный) анализ в процесс проектирования. При этом начальные дизайнерские наброски мгновенно проверяются на пригодность на основе множества слоев данных, описывающих многообразие физических и социальных факторов, присущих территории, для которой делается проект. Такой анализ пригодности «на ходу» предоставляет каркас для проектирования, давая проектировщикам землепользования, инженерам, планировщикам перевозок и другим специалистам, связанным с дизайном, инструменты для внедрения географической информации в их рабочий процесс дизайна. Значительное повышение роли географии в процессе проектирования приводит к разработке проектов, которые учитывают лучшие черты и функции природных систем, давая преимущество как людям, так и природе за счет их более мирного и синергичного (более плодотворного и взаимовыгодного) сосуществования.

ГеоДизайн включает три составляющих: рабочую среду (где проектировщики выполняют свою работу), инструменты проектирования (с помощью которых проектировщики выполняют свою работу) и дополнительные рабочие процессы (как дизайнеры делают свою работу). Отсутствие одного из компонентов может затруднить процесс проектирования.

Рабочая среда сегодня рабочая среда специалистов по ГеоДизайну включает поле (место реализации проекта), персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением, подключение к серверам и базам данных предприятия, соединение с системами документооборота, средства взаимодействия с сотрудниками (как внутри, так и за пределами предприятия), а также с внешними агентствами и организациями.

Инструменты дизайна геодизайнеры применяют набор инструментов, помогающих им создавать их проекты. Одним из наиболее часто используемых инструментов, или их типов, является инструмент рисования (чертёжное инструментальное средство). Его конкретный тип зависит от области дизайна и от того, как дизайнер работает в двухмерном или трехмерном пространстве.

Вспомогательные рабочие процессы большинство дизайнерских проектов и процессов, по крайней мере на уровне деталей, привязаны к определенной тематической области. Но три рабочих процесса, генетически связанные с использованием географической информации, стоят отдельно: один относится к проектам по землепользованию; один к проектированию, возведению строительных объектов и управлению объектами инфраструктуры; один к использованию двухмерного автоматизированного проектирования.

Хотя можно легко сравнить ГеоДизайн с автоматизированным проектированием (САПР), эти понятия не следует смешивать. На самом деле, первой географической системой дизайна был созданный ESRI пакет ArcCAD, инструмент, специально предназначенный для ГеоДизайна. Выпущенный в начале 1990-х, ArcCAD стал первой полнофункциональной ГИС в среде AutoCAD. Традиционные системы автоматизированного проектирования являются полезным инструментом в архитектурном дизайне здания, а GeoDesign связан с проектированием того же здания внутри и вокруг окружающей среды. ArcCAD стал попыткой включить географические данные и пространственное моделирование в процесс дизайна. ArcCAD обеспечивал мощные средства картографирования, управления данными, пространственного анализа и отображения, которые работали непосредственно с инструментами дизайна и проектирования AutoCAD.

За ArcCAD последовали другие приложения ESRI (включая SDE CAD Client и ArcGIS for AutoCAD), которые позволили дизайнерам и другим пользователям задействовать все функциональные возможности и базы данных ГИС в среде САПР. ArcGIS for AutoCAD инструмент, обеспечивающий прямое взаимодействие между AutoCAD и платформой ArcGIS и широко используемый в наши дни. Пользователи ArcGIS for AutoCAD получают в среде AutoCAD быстрый и простой доступ к данным корпоративной ГИС, опубликованным с помощью ArcGIS Server. Этот инструмент позволяет дизайнерам включать результаты проведенного с помощью ГИС анализа в проекты AutoCAD, а также определять возможности организации данных САПР и управления ими, как атрибутами содержания (контента) ГИС.

Дизайн предусматривает цель и намерения, он представляет наш внутренний взгляд на то, что хочется получить, и затем помогает создать это наяву. ГИС может предоставить платформу для интеграции географических принципов и методов с дизайном. Специалисты по дизайну креативны, они люди творческие и в значительной мере полагаются на интуицию, инстинктивное чувство, что что-то правильно. Специалисты в ГИС также обеспечивают вклад в креативный процесс, но в работе преимущественно основываются на анализе и научном подходе. Благодаря ГеоДизайну, ГИС становится важным инструментом для дизайнеров и проектировщиков. Они получают возможность быстро перемещаться по многократно повторяющимся циклам процесса проектирования, используя всю аналитическую мощь базы геоданных. Мы считаем, что объединение мира дизайна и мира пространственного анализа в рамках одной общей информационной системы будет иметь огромное значение, принесет большую пользу и отдачу.

В 2005 году Билл Миллер (Bill Miller), инженер/архитектор в ESRI, собрал небольшую команду для разработки бесплатного примера расширения под ArcGIS, что стало первым шагом к созданию по-настоящему основанных на ГИС инструментов ГеоДизайна. Программное средство ArcSketch появилось в 2006 году и предоставило возможность быстрого создания пространственных объектов в базовом настольном приложении ArcMap с помощью простых в использовании инструментов скетча (временной графики, хранящейся в оперативной памяти компьютера). Для создания объекта достаточно выбрать один из инструментов скетча и связанный с ним символ. Этот простой инструмент дизайна автоматически управляет средой рисования, позволяя вам сосредоточиться на том, что рисовать, а не как рисовать. С помощью ArcSketch вы, например, можете создать набор вариантов планов землепользования, быстро отобразить пространственные составляющие плана реагирования на стихийные бедствия, расположение автомагистралей или генеральный план территории.

Будучи инструментом для создания географических объектов, который позволяет наносить начальные эскизы проектов поверх основанных на ГИС карт и изображений, ArcSketch был полезен многим нашим пользователям, но это только начало. Похожий по функциям на ArcSketch инструментарий будет улучшен и внедрен в ядро системы в следующей версии ArcGIS 10. А в последующих версиях ArcGIS его возможности предполагается расширять для еще более полного использования ГИС в дизайне и проектировании.

Инструменты ArcSketch в ArcGIS 10 значительно облегчат процесс редактирования, помогут быстрее и более эффективно выполнять вашу работу. Объекты можно создавать на основе шаблонов. Сначала нужно начать сеанс редактирования, при этом появляется окно мастера, с помощью которого можно быстро создать набор шаблонов объектов, сохранить их и использовать для создания новых объектов.

Шаблоны объектов определяют всю требуемую для создания нового объекта информацию: слой для хранения объекта, атрибуты новых объектов, создаваемых на его основе, и инструмент, который по умолчанию использовался для построения объекта. В окне Создать шаблоны выбирается шаблон, в котором будет храниться новый объект, в палитре внизу окна выбирается инструмент построения объекта и с его помощью на карте проводится оцифровка контура объекта. В ArcGIS 10 редактируемый скетч можно просматривать в режиме WYSIWYG с символикой, используемой в данном шаблоне (слое).

Режим замыкания будет активирован по умолчанию и расширен, то есть может использоваться не только во время сеанса редактирования, но и во всем приложении ArcMap. Все установки, необходимые для выполнения замыкания, представлены в новой панели инструментов, в их числе подключение и отключение типов замыкания (на ребро, вершину, конечную точку и т.д.) и настройка внешнего вида курсора и подсказки SnapTips.

Закладка «Поля» в диалоговом окне Свойств слоя также изменится в версии 10, упростится процесс смены очередности полей, их подключения или отключения, сортировки и установки других параметров отображения и форматирования. Эти параметры будут использоваться в ArcMap повсюду, включая диалоговое окно атрибутов редактора, окна таблиц и диалоговое окно идентификации.

Встречая вызов с ГеоДизайном

Объединение инструментов дизайна с существующими возможностями ГИСявляется важным, но всего лишь первым шагом. Наша цель заключается в широком распространении применения ГИС в качестве одной из фундаментальных компонент системы дизайна. Человечество неуклонно и все в большей степени воздействует на окружающий мир, но мы также все в большей мере начинаем понимать и признавать нашу неразрывную связь с природой. И с этим пониманием, разумеется, приходит огромная ответственность ответственность еще более гигантская из-за того, что нам по-прежнему нужно пройти большой путь до полного понимания динамики разнообразных систем, до создания полноценного набора надежных детальных моделей и других инструментов поддержки рациональной деятельности. Как это сделал в архитектуре Ньютра в 1950-х, нам нужно совершенствовать рамки дизайна и планирования, которые не только включают, но и объединяют технологию, науку и, наконец, природу в систему, которая помогает нам разработать и выбрать лучшее из возможных будущих.

Представьте себе, что ваша предварительная концепция дизайна, небрежно нацарапанная на обороте салфетки, подкреплена всей мощью ГИС: эскиз поступает в базу данных, превращаясь в слой, который может быть сопоставлен с другими слоями в этой базе данных. Опыт, полученный ESRI в ходе разработки инструментов интеграции с САПР, ArcSketch и новых инструментов в ArcGIS 10, привел к признанию мощного потенциала, который может быть реализован за счет включения инструментов рисования, символики, моделей данных и моделей процессов в общую среду ГеоДизайна. Наличие набросков на «обороте салфетки», доступных для незамедлительного анализа и оценки обратных воздействий, является одной из первостепенных областей исследования и развития технологии в компании ESRI на ближайшие годы, и наши пользователи увидят результаты этих усилий в следующих версиях нашего программного обеспечения.

И потребность в подобного рода инструментах никогда еще не была столь велика и очевидна. Мы живем в как никогда сложном мире, где наше воздействие на природную среду велико и его больше нельзя, да и не удается игнорировать. Люди начинают понимать важность указанных Ньютрой неразделимых взаимоосвязей между человечеством и природой и осознавать принципы «дизайна совместно с природой» МакХарга, и они хотят действовать в этом направлении.

«Сейчас наблюдается растущий интерес к соединению функциональности дизайна и проектирования с более широким географическим контекстом, который предоставляют геопространственные инструменты, с целью более глубокого погружения в планирование землепользования», замечает Мэтт Болл (Matt Ball), редактор журнала V1 Magazine. Среда ГеоДизайна предоставит мощный набор инструментов для специалистов в области дизайна и, в итоге, позволит найти решения, отвечающие вызовам времени, описанным Яном МакХаргом, давая нам возможность истинного дизайна с природой.

ГеоДизайн это систематизированная методология для географического планирования и принятия решений. Он начинается с объединения всего географического знания, которое все мы совместно накапливаем и поддерживаем, слоев информации, данных измерений и аналитических моделей и встраивает их в интерактивный процесс, при котором можно напрямую рассматривать альтернативы и оценивать обратные пространственные взаимосвязи и вероятные последствия. «Что будет, если мы поступим так?», «Какой эффект будет при данном или ином варианте?» этот итеративный процесс дизайна/оценки изначально присущ нашему мышлению, обычно мы пытаемся проверить задуманное, оценить результаты и двигаться вперед.

ГеоДизайн это эволюционный этап развития ГИС. Он очень важен для процесса планирования и развития территорий, особенно в сфере землепользования и охраны окружающей среды, но широко востребован и практически во всех других прикладных и научных областях. Например, эта методология будет широко использоваться в розничной торговле для открытия новых магазинов и закрытия старых, инженерами-строителями для размещения объектов инфраструктуры, таких как дороги, в наиболее подходящих местах, организациями, обслуживающими коммунальные сети, в сельском, лесном и водном хозяйствах, силовыми ведомствами, энергетическими компаниями, военными и многими другими. Такой подход в еще большей мере усилит значение ГИС, выводя его за рамки простого описания мира «каков он есть» в направлении разработки и реализации концепций создания будущего, интеграции географического (пространственного) мышления во все направлению нашей деятельности.

Первый в мире форум по ГеоДизайну (GeoDesign Summit) прошел 6-8 января 2010 года в штаб-квартире ESRI в г. Редландс, шт. Калифорния. На нем ведущие ученые и профессионалы-новаторы рассматривали и обсуждали концепции ГеоДизайна, технологии и инструменты, необходимые для реализации следующего этапа развития геоинформационных технологий, интеграции ГИС с дизайном и планированием.