50 крупнейших портов мира: интерактивное обследование рынка контейнерных перевозок

 

Гохман В.В., компания Esri CIS

 

Interactive Map with 50 Largest Ports in the World

 

Каждый день контейнеры с потребительскими товарами перевозятся трейлерами и поездами, тысячами складируются в грузовых терминалах и транспортируются из порта в порт на всех континентах по всему миру. Дать общее представление о масштабах и путях морских грузоперевозок и механизмах глобального торгового оборота может помочь интерактивная карта, управляемая с помощью технологии Esri и представленная на сайте Smithsonianmag.com в разделе «Идеи и Инновации». Дополнительная информация по каждому из показанных на карте портов включает общую статистику объемов ежегодных перевозок по 20-футовым единицам эквивалентной тары, приведенным к стандартам транспортных контейнеров (TEUs – Twenty-foot Equivalent Units). На карте также показаны линии многочисленных маршрутов движения судов между портами, причем, чем больше ширина линии, тем важнее роль данного маршрута в мировой торговле. Для получения представления о структуре и размерах каждого из 50-ти портов можно обратиться к доступным вместе с картой космическим снимкам, привязанным к значкам портов и их списку слева от карты.


Примеры отображения информации на сайте интерактивной карты крупнейших портов мира, созданной с помощью технологии Esri.

 

Суда-контейнеровозы обеспечивают важнейшее звено грузооборота между всеми континентами, на них приходится более 90% объема мирового рынка тарной транспортировки товаров. Через 50 крупнейших портов мира за год проходят миллионы TEUs в виде разноцветных грузовых контейнеров. Большинство контейнеров имеет 20 футов в длину и 8 в ширину, отсюда и термин TEU. Такая стандартизация необходима, поскольку она повышает простоту и эффективность многоярусного размещения контейнеров, достигаемую плотность складирования по каждому из портов можно увидеть, обратившись к карте.

  
Созданные с помощью геоинформационных (ГИС) технологий карты со статистикой по портам восточного побережья США за 2009 г.: А) типы судов, обслуживаемые в портах с наибольшим трафиком (более 200 заходов), Б) общий тоннаж судов; синим цветом показаны контейнеровозы.

 

В целом, на морской транспорт приходится более 80% мировых грузоперевозок по объему и более 70% – по стоимости. С 1970 г. объем этого рынка, по данным аналитического обзора ООН, ежегодно растет в среднем на 3,1% и в 2010 г. составил 8,4 млрд. тонн. При сохранении таких темпов и отсутствии серьезных катаклизмов в мировой экономике он предположительно возрастет еще на 36% к 2020 г. и удвоится к 2033 году (Правда в последнее время темпы роста несколько замедлились вследствие экономических трудностей в ряде стран и в глобальном масштабе, по оценкам экспертов объем мировой торговли будет на 30% меньше уровня, который был бы достигнут без глобального финансового кризиса).

В то время как бестарные перевозки грузов преобладают по объемам, масштабы контейнерных перевозок утроились между 1985 и 2010 годами. Взгляд с высоты птичьего полета на крупнейшие порты и судоходные каналы ясно показывает ведущую роль Китая в объемах контейнерного трафика – шесть из десяти крупнейших портов расположены на побережье этой страны, чья доля за полтора десятилетия увеличилась в 4 раза и в 2010 г. составила 37% роста объема импорта всех развивающихся стран. Так, с 1990-х годов объем грузооборота через порт Шанхая возрос в 4 раза, но и все остальные порты стабильно его увеличивают в последнее десятилетие.

В ответ на растущие потребности этого сектора мировой торговли многие страны постоянно наращивают темпы строительства новых терминалов, в том числе для приема крупнотоннажных судов. Например, в порту Коломбо, Шри Ланка, в ближайшее время будут введены в строй три новых причала для приема супер-контейнеровозов вместимостью до 18000 TEUs, что позволит дополнительно обрабатывать 2,4 млн. TEUs к текущим (2012 г.) 4.18 млн. Столь же впечатляюща тенденция роста и у главных судоходных каналов для проводки супер-судов. Например, ближайшие вложения в Панамский канал, через который проходит 5% глобальных грузоперевозок, составят 5,25 млрд. долларов, что позволит к 2015 году удвоить его пропускную способность, в значительной мере за счет прохода более габаритных судов. А, по данным Бюро транспортной статистики США, практически все крупные порты на восточном побережье США, от Истпорта (шт. Мэриленд) до Ки-Уэста (шт. Флорида), активно модернизируют свою инфраструктуру, включая установку более крупных кранов и углубление судоходных каналов, для обеспечения и более эффективного обслуживания нового сегмента контейнеровозов, по своей вместимости в 2,5 раза превышающих крупнейшие из проходящих через Панамский канал в настоящее время.