Филатова О.Э., Управление информатизации мэрии г. Новосибирска, e-mail: Ofilatova@admnsk.ru
Гусева О.Д., Моисеев Б.Е., Калинина Я.С.;
Компания «Дата Ист», г. Новосибирск, e-mail: info@dataeast.com, Web: dataeast.com
“My Novosibirsk” – an information web-portal for solving urban problems
“My Novosibirsk” is a municipal incident manager system aimed at capturing and processing messages reporting about incidents arisen in the city. The project was initially released as an interactive city map, containing information about social objects, municipal services, as well as indicating addresses where planned and urgent maintenance works are made.
Полнофункциональная программная платформа Esri ArcGIS предоставляет оптимальные решения для создания геоинформационных систем (ГИС) любого уровня. Компания Esri – признанный лидер в создании и продвижении ГИС с учётом передовых тенденций развития информационных технологий и растущих требований многочисленных пользователей по всему миру. Фундаментальная архитектура ArcGIS обеспечивает её использование в самых различных прикладных сферах, в том числе для поддержки деятельности городских и муниципальных структур.
Администрации города Новосибирска был необходим эффективный инструмент взаимодействия граждан со службами и департаментами мэрии, ответственными за обеспечение порядка на территории города и повышение качества жизни его жителей. Набор многофункциональных инструментов ArcGIS предлагает широкие возможности для разработки подобного ресурса – фундамента информационной системы эффективного управления инфраструктурой города. Поэтому в качестве платформы для ее разработки была использована именно эта система.
В результате весной 2012 года компания «Дата Ист» совместно с мэрией Новосибирска запустила муниципальный веб-проект «Мой Новосибирск». Жители города получили новые полезные сервисы, проект заинтересовал администрации других регионов. «Мой Новосибирск» (map.novo-sibirsk.ru) является частью муниципального портала мэрии. Для пользователей мобильных устройств на базе Android и iOS доступно бесплатное приложение «Мобильный Новосибирск» с аналогичными сервисами (рис. 1, 2).
Рис. 1. Сервисы проекта «Мой Новосибирск» доступны на веб-портале мэрии и в мобильном приложении.
«Мой Новосибирск»: каждый житель может сделать город лучше!
Ресурс «Мой Новосибирск» – это комплексное программное решение, которое позволяет жителям города оперативно узнавать информацию об объектах городской инфраструктуры (аптеках, садах, школах и т.д.), получать уведомления об отключениях тепла, газа, воды, электричества, других событиях в жизни города. Любой пользователь системы может сообщить в мэрию о проблеме в сфере городского хозяйства: о неработающем светофоре, о машине, припаркованной на детской площадке, о мусоре в парке и др. Жители города могут также выступить с идеями и предложениями – установить пешеходный переход в опасном месте дороги, озеленить близлежащую территорию, поставить фонари в неосвещённом месте и многое другое.
Таким образом, граждане имеют возможность влиять на процесс принятия социально-значимых решений. Получение обратной связи от ответственных служб мэрии становится более оперативным, а контроль над работой чиновников – структурированным и прозрачным.
Возможности и сервисы ГИС «Мой Новосибирск» для жителей города
Перечислим и кратко опишем некоторые возможности, предоставляемые созданной информационной системой.
Работа с электронной картой: определение местоположения объектов, масштабирование и перемещение, измерение расстояния. Картографическая основа, подготовленная компанией «Дата Ист» с использованием космоснимков, на данный момент ограничена территорией города Новосибирска. Базовые пространственные данные содержат информацию о границах районов города, улицах, домах, парках и реках, автомобильных шоссе и внутриквартальных проездах, железнодорожных путях, станциях и выходах метро.
В качестве тематических слоёв на карте публикуется широкий спектр социально-ориентированной информации, востребованной жителями: поступившие обращения граждан, сведения о социальных объектах и объектах ЖКХ, парковочных площадках, аварийных и плановых отключениях воды, тепла, электричества и т.д. Перечень отображаемых объектов формируется на основе данных, полученных из информационной системы мэрии.
Новосибирцы могут скорректировать информацию, сообщить о неверных данных в адресе, наименовании управляющей компании и т.д.
Управление отображением объектов на карте: легенда, расположенная в левой части карты, даёт представление об имеющихся тематических слоях и символах, использующихся для отображения объектов (по каждой группе и категории), и позволяет включать/отключать отображение объектов на карте города.
Поиск объектов и получение информации: однострочный неточный поиск с подсказкой адреса, инструменты для пространственного анализа, получения детальной информации об объектах на основе данных из различных городских и ведомственных информационных систем, собранных в базе данных мэрии Новосибирска.
Отправка сообщений о проблемах: создание сообщений о существующих или недавно возникших проблемах в сфере ЖКХ, дорожно-транспортного хозяйства, с указанием местоположения, подробным описанием и фотографией нарушения, посредством веб-браузера или мобильного приложения.
Получение уведомлений: информирование пользователей о новых возможностях системы, изменении статуса отправленных сообщений, отключениях систем ЖКХ. Уведомления могут приходить в виде SMS и (или) сообщений на электронную почту.
Доступ к полному перечню сервисов имеют только зарегистрированные пользователи. В личном кабинете пользователь системы «Мой Новосибирск» может осуществлять следующие действия:
- отправлять сообщения о проблемах;
- просматривать список собственных отправленных сообщений с их привязкой к конкретному местоположению на карте, включая те, которые еще не приняты диспетчером, получать по каждому сообщению подробную информацию и отслеживать изменение его статуса в системе обработки с комментариями ответственных исполнителей на каждом этапе (приём, обработка, исполнение), подписаться на уведомления об изменении статуса сообщения (по SMS/e-mail);
- получать информацию об отключениях по указанным адресам, подписаться на уведомления (по SMS/e-mail);
- просматривать настройки своей учётной записи и изменять регистрационные параметры.
Бесплатное приложение «Мобильный Новосибирск» для мобильных устройств под управлением iOS 5.0+ и Android 2.2+ обеспечивает доступ к интерактивной карте (при наличии интернет соединения) и сервисам системы «Мой Новосибирск» (рис. 2).
Рис. 2. Приложение «Мобильный Новосибирск» для Android и iOS.
Как это работает. Компоненты системы и их взаимодействие
Структура системы строится на основе ГИС-сервера (ПО ArcGIS for Server), обеспечивающего публикацию карт. Разработанные модули и интерфейсы предоставляют инструменты для работы с данными. Структура системы, развернутой в мэрии Новосибирска, представлена на схеме (рис. 3) и состоит из следующих компонентов:
- SDE – база геоданных, в которой хранится вся обрабатываемая атрибутивная и пространственная информация, а также картографические данные;
- Административная веб-консоль – внутренний инструмент мэрии для управления элементами системы;
- Сервисы синхронизации – обеспечивают синхронизацию данных веб-консоли администратора с данными SharePoint мэрии;
- Картографический ГИС-портал и приложения для мобильных устройств (iOS, Android);
- SharePoint – внутренний портал мэрии. Одним из условий успешной реализации проекта было обеспечение интеграции системы «Мой Новосибирск» с информационными системами мэрии;
- Active Directory – домен мэрии для учёта и администрирования ее информационных ресурсов.
Рис. 3. Архитектура системы «Мой Новосибирск».
Взаимодействие между компонентами системы осуществляется посредством протоколов REST/JSON, что позволяет гибко изменять и расширять ее возможности.
Административная веб-консоль предназначена для внутреннего использования сотрудниками мэрии (администраторами системы «Мой Новосибирск») в соответствии с правами доступа, определёнными в Active Directory. Назначение веб-консоли администратора заключается в следующем:
- Управление и публикация адресного реестра (базы данных улиц, домов, районов), включая изменение геометрии объектов с помощью инструментов веб-консоли.
- Управление процессом приёма и обработки сообщений, поступивших от граждан. Регламент обработки поступивших сообщений и порядок работы ответственных исполнителей представлен на схеме (рис. 4).
- Создание, редактирование и управление публикацией данных об отключениях, социально-значимых объектах, а также сведений, связанных с объектами на карте, о парковочных площадках на веб-портале и в мобильных клиентах.
- Управление системой информирования граждан и ответственных служб мэрии посредством отправки SMS и (или) электронных сообщений.
Рис. 4. Схема обработки сообщений от граждан.
Какой бы ни была проблема, она всегда может быть решена!
Сегодня улучшению предоставления государственных и муниципальных услуг уделяется много внимания. Региональные администрации пытаются сократить сроки оказания услуг, уменьшить документооборот, обеспечить оперативную обратную связь с гражданами в режиме «одного окна». И жители и органы власти хотят более эффективно управлять событиями, видеть ситуацию целиком и влиять на развитие городских инициатив. Это послужило толчком для запуска проекта «Мой Новосибирск» – эффективного инструмента для общения граждан и власти, созданного на базе собственных разработок компании «Дата Ист» и ГИС-технологий. Для жителей – это возможность заявить о своей проблеме и быть услышанными, для представителей власти – это перспектива владеть общественным мнением, видеть срез существующих проблем, а также контролировать деятельность подведомственных служб, которые отвечают за их решение.
На базе данного решения могут быть разработаны аналогичные проекты для аренды илососов и аренда каналопромывочных машин, энергетических и нефтяных компаний (мониторинг аварийных ситуаций, разливов нефти), для организаций, связанных с проведением полевых работ, систематизацией и мониторингом различных объектов, и т.д.
Главное, что любая проблема может быть решена!