По материалам ESRI
В 2001 году в город Кейптаун, административный центр Западной Капской провинции Южно-Африканской Республики, были объединены семь ранее самостоятельных, граничащих между собой муниципальных образований. На их основе был образован муниципалитет Город Кейптаун, на территории которого сейчас проживает около 3,2 млн. человек. Основной целью нововведений была консолидация и усовершенствование работы правительственных служб Кейптауна. И практически сразу перед руководством и службами города возникла серьезная проблема. Она была связана с необходимостью управления большим количеством устаревших, не связанных между собой систем обработки информации, содержащих несопоставимые данные в как минимум семи различных информационных центрах во всем городе. Таким образом, крайне важной задачей стала интеграция имевшихся систем в единую однородную ИТ-инфраструктуру, предоставление организациям и жителям современных сервисов. Воплощением в жизнь такой целостной и универсальной стратегии «умного города» занялся департамент информационных технологий Кейптауна. Было запущено несколько проектов по стандартизации информации и реализации архитектуры технологии взаимодействия.
Ключом к успеху стратегии умного города было применение системы планирования корпоративных ресурсов (ERP). Она заменила 113 имевшихся систем и 70 интерфейсов с простой функциональностью общим решением на основе SAP, разработанным для стандартизации и оптимизации всех бизнес-процессов города. Данная система, признанная одной из крупнейших ERP-систем общегородского уровня, включает и специально разработанную подсистему биллинга, помогающую оптимизировать процессы бухгалтерского учёта.
ГИС помогает отобразить пространственное распределение объемов работ по ремонту и развитию инфраструктуры коммунальных сетей. (файл 1-lg)
Затем в информационную инфраструктуру города была интегрирована геоинформационная система (ГИС). Ранее ГИС уже использовались различными местными органами, но в рамках независимых систем с ограниченной совместимостью и возможностью стандартизации. На смену им было решено внедрить корпоративную ГИС на платформе ArcGIS от компании ESRI, которая предоставляет мощные функциональные возможности работы в многопользовательской среде, средства эффективного управления пространственными данными.
Сначала было решено создать в ГИС общие базы геоданных по электрическому хозяйству и недвижимости, а также базу данных служб водоснабжения. После этого в единый ГИС-процесс были вовлечены и другие подразделения, такие как Департамент городского планирования и оценки. Постепенно ПО ArcGIS было успешно внедрено во многих департаментах, поскольку город сосредоточился на вопросах интеграции и стандартизации собираемых данных и ведении баз геоданных разных департаментов и служб.
Процентное распределение капитальных вложений за 2006г. по ряду округов города. Данные взяты из единого хранилища, построенного на базе SAP Business Warehouse, и отображены средствами ГИС. (файл 2-lg)
Одним из лидеров в реализации инициативы интегрированной ГИС стала Служба водоснабжения Кейптауна. Южная Африка относится к регионам с полузасушливым климатом, здесь мало постоянных рек и озер, то есть требуются серьёзные мероприятия по охране и контролю водных ресурсов. Кроме того, ежегодный прирост населения города составляет около 3%, с чем связана дополнительная нагрузка на ограниченные водные ресурсы. Учитывая эти лимитирующие факторы, ГИС представляет собой наилучшее средство для сбора, анализа и моделирования пространственных данных в целях оптимизации деятельности в области водоохраны и разработки стратегий развития.
Так, совместное применение SAP и ГИС позволило установить эффективную связь между информацией в бизнес-системе и хранящимися в ГИС данными о местоположении активов, таких как трубы, счетчики, резервуары, очистные сооружения, и их описаниями (атрибутами). В числе прочего, это позволило городу определять ежемесячную стоимость обслуживания в случае инцидентов, например, повреждений труб или засорений стоков, а также оценивать закономерности потребления воды на основе структур тарифов. Кроме того, ГИС была связана с регистром активов, который подключается к инфраструктуре базы геоданных с помощью созданной визуальной модели. Эта возможность используется для оптимизации принятия решений по проведению ремонтов и замене различных частей и компонентов системы водоснабжения.
Интеграция SAP и ГИС позволяет отобразить затраты на проведение ремонтных работ при авариях на водопроводных сетях. Места порывов зафиксированы с помощью мобильных ГИС-устройств.
Таким образом, ГИС все шире используется в качестве эффективного инструмента при планировании средне- и долгосрочного бюджетирования проектов поддержания и совершенствования инфраструктуры с учетом растущих потребностей населения и по причине износа. А опыт службы водоснабжения по разработке базы геоданных для системы сточных и ливневых вод переносится и на другие коммунальные службы. В настоящее время инструменты ArcEditor/ArcInfo применяются для многопользовательского редактирования пространственных данных в восьми округах города, а в перспективе для выполнения этой работы планируется разработать специализированный сетевой инструментарий на основе ArcGIS Server.
Департамент водоснабжения открыл Оперативный технический центр, напрямую взаимодействующий с корпоративным центром обработки вызовов с целью быстрого реагирования на звонки граждан, отслеживания событий и ведения соответствующих записей. Ведется разработка полностью автоматизированной системы управления оперативной деятельностью при получении сообщений об авариях. Эта система может также использоваться в целях мониторинга сетей и как средство информационной поддержки сотрудников городских служб при выполнении их обязанностей и для повышения эффективности их работы. Например, она будет автоматически фиксировать местоположение произошедшего в городе события (аварии) и анализировать его, чтобы определить его вероятное влияние на окружающую территорию. Используя местоположение, как пространственную ссылку, система может определить имеющиеся у города в данном месте активы и распределить рабочие группы для реагирования на данное событие с учетом его важности и срочности.
По словам Пита Ля Ру (Pieta Le Roux), ГИС-координатора городской службы водоснабжения, пространственная привязка событий позволяет инженерам наглядно видеть обстановку, выявлять тенденции и закономерности, что помогает быстрее и более адекватно реагировать на регистрируемые события и возникающие ситуации. В ближайшей перспективе Оперативный технический центр будет координировать работу аварийных служб водопровода/канализации за счет интеграции процессов SAP по извещениям и ордерам на работы с мобильными технологиями GPS/ГИС и средствами коммуникации. Такая интеграция позволит встроить компоненты быстрого реагирования городских систем SCADA и телеметрии в централизованную информационную сеть, что повысит оперативность действий коммунальных служб при сбоях и авариях.
Таким образом, общей стратегией совершенствования информационного обеспечения деятельности этого и ряда других городских департаментов является поддержка основных рабочих процессов по мониторингу и обслуживанию активов на основе интеграции возможностей ГИС и SAP.