По материалам Esri
Enterprise GIS of Malta’s Water Services Corporation
Интеграция ГИС во все уровни оперативного управления и стратегического планирования позволила руководству и сотрудникам национальной сетевой компании водоснабжения управлять повседневной деятельностью и реализовывать планы развития. Этого удалось достичь за счет внедрения решения на основе общего информационного ресурса и единого подхода к хранению, отображению и анализу разнообразных данных с их привязкой к местоположению.
На Мальте, островном европейском государстве, расположенном в Средиземном море к югу от Сицилии, вопросами водоснабжения и отвода сточных вод занимается государственное предприятие Корпорация водоснабжения (Water Services Corporation; WSC).
Для обеспечения устойчивой работы водопроводной системы на трех обитаемых островах страны в течение всего года, невзирая на наплыв туристов и другие сезонные факторы, необходимы развитая инфраструктура, современные технологии и четкое управление. WSC решила положить в основу процесса принятия решений данные о местоположении и построила корпоративную ГИС на платформе ArcGIS.
Полнофункциональная корпоративная ГИС
С тех пор, как более пяти лет назад WSC перешла на ПО Esri, корпорации удалось развернуть полнофункциональную корпоративную ГИС. Были геокодированы все основные объекты инфраструктуры: водные счетчики, вентили, краны и водопроводы. Кроме того, были собраны данные об уклонах и высотах местности для проектирования эффективных и надежных систем.
Корпоративная ГИС дает возможность большому числу пользователей в организации создавать, редактировать, визуализировать, анализировать и публиковать геопространственные данные (геоданные). Интеграция ГИС во все уровни управления позволяет менеджерам WSC искать, анализировать и интерпретировать данные для лучшего понимания пространственно-временных закономерностей и тенденций в работе водопроводных систем Мальты.
Для использования всех преимуществ ГИС и получения максимального экономического эффекта WSC разработала долгосрочный стратегический план внедрения этой технологии. В соответствии с ним ГИС должна стать системообразующим компонентом всех существующих и новых решений, объединяющим их в единое целое.
«Развитая функциональность предлагаемого компанией Esri программного обеспечения позволила снять все ограничения на публикацию и доступ к слоям данных и инструментам анализа в ГИС», – говорит Ян Галеа, ГИС-технолог WSC.
Теперь практически все подразделения организации активно используют ГИС.
Клиент прежде всего
Самой важной своей задачей WSC видит качественное обслуживание 420 тысяч клиентов систем водоснабжения и водоотвода. С этой целью корпорация интегрировала ArcGIS с ее системой планирования ресурсов предприятия (ERP) от компании SAP. Такая интеграция улучшает администрирование ключевых бизнес-функций, таких как управление активами и цепями поставок, бухгалтерия и финансы.
Используя ГИС, сотрудники департамента поддержки клиентов могут отмечать на карте сообщения клиентов о низком напоре, утечках, отключениях и других неполадках.
«Хотя ERP-решения являются прекрасными продуктами, они, как правило, генерируют огромные объемы данных (большинство которых можно снабдить геопривязкой), что делает [почти] невозможным их анализ традиционными методами, – говорит Брайан Борг, директор по стратегической информации WSC. – Интеграция ГИС с такими решениями не только облегчает анализ данных, но и придает данным дополнительную размерность и большую наглядность».
Благодаря интеграции ArcGIS-SAP сотрудники департамента поддержки клиентов WSC могут отмечать на карте сообщения клиентов о низком напоре, утечках, отключениях и т.п. Сотрудники департамента вводят информацию в SAP ERP, используя собственное ГИС-приложение под названием AquaDot CRM (управление отношениями с клиентами). Оно автоматически отправляет геопривязанное сообщение соответствующему региональному менеджеру WSC, чтобы он мог быстро увидеть на карте, где возникла проблема.
ГИС также значительно облегчает определение улицы и точного места аварии, особенно когда клиенты сообщают о проблеме по телефону. Персонал колл-центра может использовать ортографические картографические проекции и спутниковые снимки улиц, чтобы уточнить место аварии путем визуальных подсказок клиенту. Благодаря этому обработка вызовов и ремонтные работы выполняются более эффективно.
Управление умными счетчиками
Умные счетчики, которые автоматически передают поставщику информацию о расходе воды клиентом, являются сегодня основой инфраструктуры WSC. Для эффективного мониторинга и управления системой умных счетчиков группа разработки ПО WSC с помощью набора разработчика приложений ArcGIS API for JavaScript создала веб-инструмент AquaDot AMM (автоматизированное управление счетчиками). Он стал основным средством оперативного мониторинга WSC: от работы компонентов самих умных счетчиков до зон покрытия сетей их радиочастотных передатчиков.
«Решение AquaDot AMM поставляет структурированную информацию реального времени, которая нужна для принятия обоснованных решений, – говорит Стефан Риоло, директор по сетевой инфраструктуре WSC. – Получить ту же информацию из необработанных данных SAP ERP и хранилища данных MDM (mobile device management; управление мобильными устройствами) практически невозможно».
Используя слои пространственных объектов и сервисы геометрии из ArcGIS for Server, WSC может отслеживать работу компонентов системы умных счетчиков – радиочастотных приемников и передатчиков модуля счетчика. С помощью визуальных подсказок AquaDot AMM пользователи в WSC могут быстро идентифицировать местоположение конкретного радиочастотного приемника (который собирает почасовые данные счетчика), когда его сигнал пропадает, например, из-за разрядки аккумулятора. Они также могут быстро идентифицировать неисправности передатчиков, например, вследствие повреждения электропроводки, чтобы оперативно их устранить.
Зона покрытия каждого передатчика умного счетчика периодически анализируется для улучшения покрытия.
WSC также использует это решение для мониторинга радиосвязи между передатчиками и приемниками умных счетчиков. Зоны покрытия передатчиков генерируются по запросу и анализируются с использованием соответствующих ГИС-сервисов геометрии (позволяющих строить буферные зоны, вычислять площади и расстояния и создавать картографические проекции). Этот анализ помогает выявить негативные вариации сигнала, которые могут свидетельствовать о неисправности антенны. ГИС-анализ зон покрытия позволяет также обнаружить наложение зон покрытия из-за наличия избыточных антенн. Поскольку обслуживание антенн обходится недешево, WSC благодаря этому может оперативно избавиться от лишних антенн.
Кроме того, решение AquaDot AMM показывает WSC во времени, какие приемники принимают сигналы от того или иного счетчика. Благодаря этому корпорация может контролировать сбор и обработку часовых данных расхода воды с каждого счетчика. Пользователи также могут выбирать определенную антенну, чтобы визуально определить, какие счетчики обслуживались в определенный период времени, с тем, чтобы убедиться в надлежащей регистрации и поддержании целостности данных водопотребления. Кроме того, AquaDot AMM помогает персоналу определять места, где необходимо установить или отремонтировать передатчики счетчика.
Обслуживание канализационной сети
Другой важной функцией WSC является обслуживание и развитие канализационной сети страны. Для управления подобными проектами на протяжении всего их жизненного цикла корпорация разработала систему AquaDot Projects.
При запуске нового проекта региональный департамент сетевой инфраструктуры геокодирует все объекты в зоне проекта – главным образом трубы и фитинги. Все атрибуты этих пространственных объектов, такие как диаметры труб и типы материалов, также сохраняются.
Эта система управления проектами облегчает идентификацию мест, где по тем или иным причинам требуется ремонт канализационных коллекторов. Используя карты интенсивности, разработчики проектов могут увидеть места, в которых необходимо заменить или проложить дополнительные трубы. Кроме того, использование инструментов ArcGIS desktop для расчета длины труб и определения новых сервисных точек сделало процесс проектирования более эффективным.
Использование ГИС для управления проектами
WSC также разработала AquaDot Insight, решение для бизнес-анализа, которое использует данные, собираемые различными системами, такими как SAP, для создания общих отчетов и контроля ключевых показателей эффективности. Используя удобные в работе инструментальные панели на базе ГИС (разработанные внутри компании), менеджеры могут выявлять тенденции и оперативно принимать эффективные решения.
Решение AquaDot AMM показывает WSC во времени, какие приемники принимают сигналы от того или иного счетчика.
Так, одна из подобных панелей дает визуальное представление о том, сколько клиентских передатчиков установлено в каждом населенном пункте Мальты. Другая инструментальная панель показывает карты интенсивности вызовов клиентов, отсортированных по их типу или сервисному соглашению. Это помогает руководителям департаментов и топ-менеджменту WSC контролировать состояние модулей передатчиков счетчиков по их местоположению.
Реализация успешной корпоративной ГИС
WSC интегрировала все свои ключевые бизнес-процессы с ГИС. Потребовалось время на то, чтобы сформулировать разнообразные потребности в ГИС, выбрать правильную технологию и определить этапы реализации проекта. Благодаря такому тщательному подходу, WSC удалось оптимизировать рабочие процессы, уменьшить риски и повысить эффективность принимаемых решений – для лучшего обслуживания своих клиентов и поддержания устойчивого бизнеса.
Корпорация водоснабжения Мальты стала лауреатом премии Esri 2016 года за особые достижения в использовании ГИС (Special Achievement in GIS Award) за эффективную реализацию решения на основе корпоративной ГИС.