О разработке плана успешной ГИС

По материалам статьи в журнале ArcUser

Многие менеджеры и чиновники полагают, что внедрение ГИС должно начинаться с детального и всестороннего плана. Этот план должен точно определять, какие данные будут собраны в системе, с какой точностью, описывать модели данных, перечень приложений, которые будут доступны для каждого из сотрудников организации, он должен включать описания этапов работы и общую калькуляцию пятилетнего плана финансирования.

В то же время, многие менеджеры и чиновники считают разработку такого плана недосягаемой целью. Однако, на самом деле, разработка плана ГИС не такое уж безнадежное дело, если работа разделена на четко определенные задачи.

Для внедрения новых технологий требуются лидер, и ГИС тут не исключение. Этот человек продвигает систему в организации, самостоятельно или во главе группы прилагает усилия с целью выделения необходимых ресурсов. Самые важные качества для этой роли – энтузиазм и способность привлечь внимание и интерес лиц, принимающих решения.

Где же найти такую героическую личность? Посмотрите в зеркало. Если вы дочитали до этого места, именно вы можете оказаться человеком, поднявшим вопрос о развитии ГИС в вашей организации.

Менеджер проектов – еще один ключевой игрок. Менеджер проектов управляет организационной стороной развертывания ГИС, в то время как лидер выполняет роль заводилы, руководителя группы поддержки. Нередко один и тот же человек является и лидером, и менеджером проекта. Если эти роли играют два человека, то то, каким образом между ними будут разделены задачи, зависит от их способностей, знаний, амбиций и положения в организации.

Привлекайте к этой деятельности не только очевидных потенциальных пользователей, но и всех других сотрудников организации, которые смогут повлиять на внедрение ГИС, или работе которых ГИС сможет помочь. Расширение возможностей и вариантов участия – хорошая идея, потому что люди, которые в конечном итоге станут реальными и наиболее активными пользователями системы, часто изначально и не рассматриваются вами в качестве потенциальных пользователей ГИС, и до какого-то момента сами себя к таковым не относят. Привлечение участников из различных подразделений организации поможет получить дополнительную поддержку, расширить области применения ГИС и способствовать созданию системы всего предприятия, которая обслуживает и объединяет разные подразделения внутри организации.

Основная группа сторонников может также сформировать ядро пользовательской группы, которая будет вести планирование и внедрение системы. Они могут также помочь получать поддержку и одобрение от высшего руководства и ключевых лиц, принимающих решения. Пользовательская группа может быть постоянным участником и наиболее активной движущей силой любой ГИС-программы, обеспечить общее наблюдение и управление процессом, действовать как творческий коллектив для обмена мнениями и совместного пользования ресурсами.

Чтобы собрать успешную пользовательскую группу, надо:

  • Сформировать эту группу на раннем этапе внедрения;
  • Убедиться, что члены группы знают, что они пользуются поддержкой высшего руководства, даже если это только начальная поддержка исследовательских усилий.

Держите пользовательскую группу и руководство в курсе того, как продвигается процесс, чтобы быть уверенным в дальнейшей поддержке.

Пользовательская группа не обязательно должна иметь формальную структуру. Обычно она функционирует как некий форум для обсуждения идей и совместного поиска решений. В некоторых случаях группа действует как руководящий и консультационный комитет, который определяет общую политику и распределяет ресурсы. Также бывает, что она собирается неформально, от случая к случаю, чтобы поделиться идеями и обсудить проблемы, с которыми сталкиваются служащие, использующие ГИС, или те, на чью работу влияет ГИС. В любом варианте эта группа может быть весьма полезной в планировании внедрения и развития ГИС. Идея ГИС может взволновать сотрудников, изначально равнодушных к ней, когда они осознают привлекательность новых инновационных решений, которые положительно влияют на деятельность организации. В конечном счете, бывшие скептики могут стать самыми активными сторонниками программы.

Процесс планирования нуждается в людях со всех уровней организации. Любое новшество в области информационных технологий может быть причиной как заинтересованности, так и озабоченности служащих. Привлечение к обсуждению на ранних этапах поможет им лучше понять, что можно сделать с помощью ГИС, и какое влияние на них это окажет. Если прислушаться к их мнению при разработке плана, то будет легче привлечь их на свою сторону при дальнейшем внедрении и поддержании системы. Получение реакции и вклада со всей организации – от директоров до рядовых работников – может гарантировать полноту и всеохватность плана.

Об Авторе

Барри Вэйт – администратор ГИС города Карсон, Калифорния. В течение более 17 лет работы в этом городе, он поработал почти в каждом отделе, включая четыре года в городской администрации и четыре года в качестве планировщика-градостроителя. Он получил степень магистра по государственному и муниципальному управлению в Университете Южной Калифорнии и ГИС-сертификат от Калифорнийского госуниверситета в Лонг-Биче. Вэйт – член комитета по планированию города Ломита, член правления некоммерческой строительной компании в центре Лос-Анджелеса, преподает в начальной школе.

 


Самые важные качества для лидера – энтузиазм и способность привлечь внимание и заинтересовать лиц, принимающих решения. Где же найти такого человека? Внимательнее посмотрите в зеркало.