Александр Семенцов, компания AVON
Алексей Вилков, ДАТА+
С утра Вы обычно торопитесь на работу, поэтому Ваш маршрут по квартире максимально отточен. Движения выверены до автоматизма. Вы знаете, что для того, чтобы включить чайник, нужно сделать три шага, потом повернуться на 180 градусов и сделать пять шагов в ванную, протянув по дороге руку в шкаф за полотенцем. Вы знаете что, если будете беспорядочно метаться по квартире, то, скорее всего, опоздаете на работу. Знакомая картина? Вы думаете, что в доставке заказов все по-другому? Отнюдь нет.
В 2003 году в российском представительстве косметической компании AVON стартовал проект по организации интервальной доставки в Санкт-Петербурге. Данный тип доставки характеризуется тем, что Представитель находится дома в ожидании своего заказа фиксированный интервал времени, например, три часа, а не целый день. Безусловно, это дает Представителю прекрасную возможность в тот же день, получив заказ, общаться с Клиентами, расширяя свой бизнес. Более того, для Представителей эта услуга бесплатна.
Привлекательность фиксированного времени ожидания на примере второго по величине города в России была доказана на практике. 53% Представителей Санкт-Петербурга выбрали эту возможность получения заказов.
В столице ситуация иная. Безусловно, непросто разработать маршруты для интервальной доставки в городе, в котором находится 70 тысяч домов, проживает около 11 миллионов человек и зарегистрировано более 3 млн. частных автомобилей. Вручную составить маршрут по мегаполису, уложившись в отведенные три часа и при этом обслужив максимальное количество адресов, практически невозможно. Следовательно, для успешного решения данной задачи необходимо применять автоматизацию.
Проект по использованию ГИС для решения задач логистики начал реализовываться в компании AVON в конце декабря 2003 года. А весной 2004 года в качестве подрядчика по проекту была выбрана фирма «ДАТА+». Требовалось автоматизировать формирование маршрутов согласно карте города с соблюдением условия трехчасового интервала доставки.
Каждый заказ фирмы индивидуален. Заранее не известно, сколько коробок в следующий раз будет доставляться на тот или иной адрес. У других фирм количество адресов доставки, как правило, фиксировано, например — сеть магазинов. А у фирмы AVON в каждом доме, в каждой квартире живет потенциальный Представитель. Отличительные особенности задач фирмы, заключаются в том, что:
- список клиентов формируется в течение дня
- список заказчиков меняется ежедневно
- процедуру геокодирования необходимо проводить каждый день (рис. 1)
- время на расчет ограничено, поскольку от момента завершения приема заказов до выдачи составленных маршрутов на склад имеется от трех до четырех часов.
Рис. 1. Геокодирование адресов Представителей.
Функционирование ГИС в фирме AVON. Для равномерного обслуживания Представителей в разных местах мегаполиса специалисты компании AVON поделили территорию Москвы на районы, присвоив каждому району определенные временные окна доставки. С утра машина с заказами движется в направлении, противоположном основной массе автотранспорта, например, в сторону МКАД. Во второй половине дня — наоборот. Вся территория города ежедневно не обслуживается, она разбита на пять дней доставки (рис. 2). При определении интервалов доставки учитывалась численность населения в муниципальных районах (рис. 3). Для каждого из пяти районов разрабатываются маршруты с соблюдением условия трехчасового ожидания для Представителя. Каждый заказ по интервальной домашней доставке разбивается на коробки. Все данные из системы «Конкорд» загружаются в ГИС, которая рассчитывает оптимальные маршруты доставки и комплектацию машин определенным количеством коробок. После проверки данных на соответствие адресной базе электронной карты ГИС распределяет коробки по машинам. После этого выполняется распечатка маршрутных листов (рис. 4), оформление бухгалтерской отчетности, сборка заказов, которые идут на сортировочный узел, а затем машины отправляются в путь.
Рис. 2. Границы районов интервальной доставки по дням недели.
Рис. 3. Учет численности населения в муниципальных районах при определении интервалов доставки.
Рис. 4. Фрагмент карты одного из маршрутов с полным листингом.
Относительно применимости ГИС в других городах следует сказать следующее. Интервальная доставка с использованием ГИС наиболее эффективна для городов миллионеров, которых, как известно, в России тринадцать. Также необходимым условием функционирования интервальной доставки является наличие постоянно обновляемой карты города с графом дорог. Например, в Санкт-Петербурге, где также осуществляется интервальная домашняя доставка, ГИС пока не используется, и маршруты составляются вручную. Таким образом, внедрение ГИС в других городах – это среднесрочная перспектива. Применимость разработанной технологии будет определяться, в том числе и результатами в Москве, массовая интервальная доставка в которой начала действовать со 2-го квартала 2005 г.