По материалам статьи в журнале Directions magazine, апрель 2004 г.
Маршрутизация и детальный анализ времени в пути позволяет транспортным компаниям сократить расходы и обеспечить своевременную доставку грузов.
Проверенный веками лозунг «Время – деньги» приобретает особое значение, когда речь заходит о транспорте, поскольку партия товара, прибывшая раньше или позже положенного срока, может отразиться на всех последующих звеньях процесса обработки и распределения груза.
заказчиком и его доставки конечным потребителям.
Несмотря на то, что менеджеры, занимающиеся перевозками, в течение дня могут столкнуться с множеством проблем, они обязаны обеспечивать бесперебойные, прибыльные поставки, чтобы поддерживать поток товаров от производителя к дистрибьютору, заказчику и, впоследствии, конечному потребителю.
В традиционном представлении водитель грузовика выглядит неким воином дороги – независимым, полагающимся исключительно на себя самого, путь которому подсказывают инстинкт и адреналин. Однако в реальности наших дней образ чемпиона автоперевозок оказывается чуть ли не прямо противоположным. Для осуществления срочной доставки своего груза, дальнобойщик должен постоянно оставаться на связи с диспетчером, чтобы любые задержки в пути были ликвидированы за счет сокращения времени стоянок, а ремонтные работы незамедлительно проведены в случае необходимости.
Между тем все транспортные компании прекрасно отдают себе отчет в том, что непрерывная связь с диспетчером отвлекает водителя от дорожной ситуации. Поэтому в последнее время началось активное внедрение компьютерных программ, призванных круглосуточно отслеживать местонахождение и условия перемещения грузовиков, не отвлекая внимания человека, сидящего за рулем.
Когда ICOM transport a.s., одна из крупнейших транспортных компаний в Чехии, в прошлом году заключила контракт на доставку продуктов международных компаний Nestle, Opavia-LU и Danone, было решено, что непростой вопрос организации и развития единой сети маршрутов к более чем 400 супермаркетам требует единого решения. И компания ICOM обратилась к VARS BRNO a.s., разработчику ГИС-приложений. В конечном счете была внедрена информационная система оптимизации маршрутов и управления перевозками на основе пакета ArcLogistics Route (ALR) от компании ESRI и ряда взаимодействующим с ним и между собой пользовательских приложений.
Рис. 1. Система генерирует маршрутные листы и накладные-заказы.
Рис. 2. Регистрация местоположения автомашин в реальном времени.
По словам Томаса Кафурека, директора отдела продаж ICOM: «При выполнении условий, налагаемых на нас новым контрактом, мы столкнулись с серьезной проблемой. Требовалось предоставить компаниям, чьи грузы мы перевозили, дубликаты схем наших ежедневных маршрутов в течение часа после их утверждения. Затем маршрутные листы попадали к диспетчерам, которые отслеживали перемещение транспортных средств, предупреждали водителей и оповещали заказчиков в случае нарушения расписания».
Используя ArcLogistics Route, диспетчеры ICOM могут автоматически наносить на карту маршруты ежедневных доставок, распределять товар между машинами и устанавливать оптимальную последовательность промежуточных и конечных пунктов развоза грузов, которая бы способствовала сокращению затрат и исключению «окон» в расписании. Кроме того, программа позволяет создавать маршрутные листы с подробным описанием направлений движения и поворотов, передавать данные о маршрутах и расписании в базу данных заказчика. Некоторые возможности представления данных в системе показаны на приведенных рисунках.
Рис. 3. Пункты и график доставки грузов c разбивкой по маршрутам.
Заказы в формате Microsoft Excel импортируются в центральное хранилище данных, там они проверяются и окончательно преобразуются в форму, пригодную для обработки в ALR (имя, адрес, время доставки и т.д.). Заказы подразделяются на группы в зависимости от времени доставки. Система также позволяет посмотреть счет-фактуру из центральной базы данных. По отчетам о закрытых заказах и текущих тарифах на отдельные транспортные средства система может оформлять базовые счета-фактуры в зависимости от типов заказов, покупателей и транспортных средств.
Важным элементом информационной системы ICOM является мобильное коммуникационное устройство, установленное на каждой машине. Оно состоит из GPS-приемника, микрокомпьютера, фиксирующего состояние и поведение транспортного средства (местонахождение, остановки, уровень бензина в баке и т.п.), и коммуникатора (системы GSM или GPRS), служащего для взаимодействия с управляющим программным приложением. Настроенное пользовательское приложение управляет взаимодействием между удаленным компьютером и центральной базой данных. Оно обеспечивает связь между транспортным средством, программой ALR и пунктами назначения, позволяет своевременно получать информацию по маршруту следования (высота мостов, ограничения в нагрузке для разных дорог), а также данные о параметрах машины, водителе (его квалификации и часах работы) и другие сведения. Помимо этого, система передает данные с удаленного компьютера в центральную базу данных, тем самым обеспечивая контроль за машиной и позволяя проводить оперативный финансовый анализ.
Рис. 4. Пункты и маршруты доставки грузов.
Чтобы эффективно генерировать быстрые и точные маршруты, системе диспетчеризации требуются регулярно обновляемые и безошибочные данные. Для этого VARS BRNO разработала и поддерживает специальный гибридный набор данных, используемый ICOM. Базовая электронная карта, в основу которой положена навигационная карта CEDA a.s. (Агентство по созданию данных для Центральной Европы), включает в себя полную дорожную сеть страны, сведения о машинах марки Шкода и популярный набор данных компании Tele Atlas. Электронная карта регулярно обновляется и содержит все необходимые описания, делающие ее более доступной для пользователя, а также изменения в сети дорог. В будущем планируется ввести в нее возможности динамической сегментации, включая некоторые сведения об ограничениях на дорогах.
Помимо этого, имеются карты улиц всех больших и малых городов Чехии, составленные CEDA a.s. Уличная сеть классифицирована по названиям улиц и почтовым индексам и точно привязана к данным дорожной сети.
Кроме того, на карту нанесены административные границы, природные и антропогенные объекты (озера, парки, реки и ручьи и т.п.), что способствует лучшей визуальной ориентации. VARS провела калибровку откомпилированной базы данных для работы в режиме реального времени, что было очень важно для точного планирования пути. Для калибровки использовались результаты замеров, проведенных Департаментом дорог и автотранспорта Чехии. Также при калибровке учитывались тип транспортного средства и его назначение.
Рис. 5. Фиксация движения по геокодированному маршруту, пространственная привязка с показом соответствующего фрагмента карты улиц.
Говоря о будущем ГИС в ICOM, Кафурек заключает: «Мы бы хотели развить мощный отдел логистики, который позволил бы нам полностью оптимизировать маршруты и работу всего нашего автомобильного парка. Возможность ARL проводить детальный анализ времени пути может помочь нам сократить расходы. Например, анализируя время поездки без груза (обратный путь) или периоды простоя каждой машины, мы можем увеличить грузопоток и минимизировать «порожняк». Учитывая возможность программы оптимизировать маршруты и показывать перемещение в реальном времени, мы надеемся использовать ее и в нашем отделе международных перевозок».