Кирилл Трифонов, trifonoffk@mail.ru
Московский Государственный Технический Университет имени Н.Э. Баумана (МГТУ) — самое большое высшее техническое заведение в России. В МГТУ более пяти тысяч сотрудников и, только в Москве, около двадцати тысяч студентов, имеются филиалы, спортивно-оздоровительные базы и лагеря. В ходе проводимых в университете мероприятий по учету материально-технической базы образования выявлено свыше 350 зданий и сооружений, и эта цифра имеет тенденцию к росту.
До недавнего времени университет не имел надежного и эффективного инструмента для учета и управления имуществом, и судить о размерах этого имущества можно было лишь по скудной информации, поступающей из многих структурных подразделений университета. В связи с назревшей необходимостью, летом 1999 г. было сформировано Управление по Использованию Федерального Имущества МГТУ имени Н.Э. Баумана (УИФИ МГТУ).
Одной из основных задач УИФИ является создание и ведение кадастра имущества МГТУ. Работы в этом направлении можно разделить на две группы:
- Составление реестра недвижимого имущества, находящегося на балансе. Работы по сбору и восстановлению документов (технических паспортов, форм БТИ, планов земельных участков, поэтажных планов и т.д.) по земельным участкам, зданиям и сооружениям университета ведутся до сих пор, и, как отмечено выше, список «нового» постоянно пополняется.
- Учет состояния, технических характеристик и пригодности помещений внутри зданий и сооружений для тех или иных видов деятельности МГТУ, ведение банка данных по помещениям.
В связи с этими работами, в МГТУ начала разрабатываться кадастровая информационная система по учету материального имущества ВУЗа. Она должна, в первую очередь, обеспечивать следующие функции:
- ведение реестра земельных участков;
- ведение реестра зданий и сооружений;
- ведение реестра помещений зданий и сооружений;
- ведение реестра арендаторов;
- ведение справочников системы;
- выдача установленных форм отчетности.
По указанным реестрам система должна обеспечивать: ввод информации; изменение информации в записях реестров (актуализация баз данных); удаление информации; поиск информации по различным характеристикам реестровых записей.
Программно все эти вопросы позволяют решить Географические Информационные Системы (ГИС). В результате анализа имеющихся на рынке программных продуктов было принято решение об использовании ArcView в качестве ядра системы, Easy Trace — в качестве векторизатора имеющихся планов, а в качестве системы управления базами данных (СУБД) был выбран Microsoft Access. Функциональная схема кадастровой системы МГТУ представлена на рис. 1.
Рис. 1. Общая структура сбора и обработки данных по объектам недвижимости.
Так как в ГИС используются, в основном, два вида данных: графические и семантические, то сбор данных идет по двум направлениям.
Рис. 2. Работа с поэтажными планами в векторизаторе EasyTrace.
Рис. 3. Представление полученных векторных данных в ArcView.
1. Планы участков, зданий и сооружений сканируются, затем векторизуются при помощи Easy Trace (рис. 2) и переводятся в формат ArcView (рис. 3).
2. По помещениям зданий и сооружений МГТУ заполняются специальные паспорта помещений, данные которых поступают автоматически в базу данных через программу распознавания текста FineReader.
Эти данные в цифровой форме поступают в ГИС ArcView, которая позволяет организовать необходимые запросы по базе данных и отобразить полученную информацию на картах и планах (примеры поэтажных планов с отображением разных характеристик показаны на рис. 4-7). Либо базу данных можно просмотреть и отредактировать при помощи любой внешней СУБД, работающей с DBF-файлами.
Рис. 4. Классификация помещений по числу окон.
Рис. 5. Классификация помещений по функциональному назначению.
Встроенный язык программирования Avenue позволяет настроить интерфейс ArcView и сделать его более удобным для пользователя, плохо знакомого с ГИС, создать необходимые подпрограммы для организации стандартных запросов и отчетов. Особенно полезен для создания своих диалогов модуль Dialog Designer, входящий в состав ArcView.
Рис. 6. Расположение противопожарных средств.
Рис. 7. Классификация помещений по типу полов.
В дальнейшем планируется встроить в систему и другие программные ГИС продукты от фирмы ESRI: ArcInfo и, в качестве быстрого просмотрщика информации, ArcExplorer.
Комплексное применение ГИС, других базовых программных продуктов и собственных приложений обеспечивает выполнение требований к созданию системы учета и управления имуществом. При этом сохраняются возможности расширения перечня решаемых задач, в том числе для нужд инвентаризации, анализа пригодности помещений для размещения конкретных рабочих мест и соблюдения требований санитарных норм и правил безопасности труда.