Ольга Серебрянная,
serebrya@online.ru
Одним из конечных результатов многих зоогеографических исследований является кадастровая карта. Программный ГИС пакет ArcView GIS позволяет значительно упростить процесс создания подобных карт, а также облегчить пользование ими.
Перед автором стояла задача изучения географического распространения мелких млекопитающих на природных территориях г. Москвы. В качестве картографической основы взят готовый проект «Москва», поставляемый вместе с ArcView GIS. Так как нас интересовали лишь природные объекты, то есть парки и незастроенные территории, в «редакторе легенды» за считанные минуты именно эти объекты были перекрашены в более яркие тона, а все остальные объекты темы «кварталы» — в более бледные, пастельные, чтобы они не перегружали карту.
В сентябре — начале октября 2000 г. нами проводились учеты численности мелких млекопитающих на незастроенных участках в различных районах г. Москвы. Были выбраны участки лесов, в разные годы попавших в черту г. Москвы при расширении городской территории. Места проведения учетов наносились на карту города непосредственно в программе ArcView как новая точечная тема. Одновременно в атрибутивную таблицу темы заносилась вся необходимая информация: местоположение, состав древостоя и травяного покрова, а также результаты учетов — количество зверьков каждого отловленного вида. С помощью инструмента «идентификация объекта на карте» можно быстро получить описание и результаты учетов для каждой точки.
Современная Москва расположена на стыке трех физико-географических (ландшафтно-геоморфологических) районов. Северо-западная часть столицы представляет собой низкие отроги Смоленско-Московской моренной возвышенности (Северная водораздельная равнина); восточная часть — окраину Мещерской низменности; юго-западные и южные районы Москвы — периферию Москворецко-Окской равнины. Естественными границами между этими объектами, различающимися по ряду физико-географических характеристик, являются долины рек Москвы и Яузы. Учеты мелких млекопитающих проводились во всех этих районах (рис. 1).
Рис. 1. Места отлова мелких млекопитающих, известные по
литературным данным и коллекциям зоологического музея МГУ.
В пределах Смоленско-Московской возвышенности учеты проводились близ истоков р. Сетунь в Алешкинском лесопарке (5 линий учетов к юго-востоку и 3 к северо-западу от МКАД) и в парке Тимирязевской сельхозакадемии (1 линия). На окраине Москворецко-Окской равнины в пределах Теплостанской возвышенности были выбраны Узкое (3 линии) и Крылатское (4 линии). Кроме того, 2 линии были поставлены в лесопарке Фили-Кунцево на крутых склонах Москвы-реки. В пределах Мещерской низменности учеты проводились в городской части национального парка «Лосиный остров», где было поставлено 8 линий как на склонах долины р. Яуза, так и на плакоре. Для территории национального парка имелась уже готовая оцифрованная тема «Растительность». При нанесении поверх нее нашей темы «Млекопитающие» получился приведенный на рис. 2 фрагмент биогеографической карты Лосиного острова.
Рис. 2.
Всего на территории московских парков было отловлено 400 зверьков 7 видов: 139 рыжих полевок, 17 красных полевок, 79 полевых мышей, 51 лесная мышь, 106 обыкновенных бурозубок, 3 малых бурозубки и 4 полевки-экономки. В пределах национального парка Лосиный остров зафиксировано 98 зверьков 5 видов, Смоленско-Московской возвышенности — 154 зверька 7 видов и Теплостанской возвышенности (включая склоны лесопарка Фили-Кунцево) — 148 зверьков 7 видов.
Наибольшее биоразнообразие отмечено в парке Тимирязевской сельхозакадемии, где в пределах одной линии, установленной в смешанном сосново-березово-дубовом лесу с лещиной в подлеске, добыты представители 6 видов. Уловистость здесь тоже достаточно высока — 39 зверьков на 100 ловушко-суток. Наименьшие уловистость (4 зверька на 100 ловушко-суток) и биоразнообразие характерны для пойменных участков р. Яуза и р. Москва, где отловлено всего по одной серой полевке и лесной мыши и две полевых мыши соответственно. Низкую численность зверьков близ водоемов можно объяснить непомерной рекреационной нагрузкой — именно здесь наиболее часто выгуливались собаки.
В целом, для лесных участков в пределах города Москвы фоновым видом можно считать рыжую полевку, в большей или меньшей степени присутствовавшую во всех местах учетов, кроме пойменных линий и склона Москва-реки в лесопарке Фили-Кунцево и березняка близ железнодорожной платформы Яуза в национальном парке Лосиный остров.
На 19 линиях из 26 фиксировалась обыкновенная бурозубка, доминировавшая в различных производных березняков Алешкина за МКАД, Крылатского и плакорной части Лосиного острова. Интересно, что в березняке близ Яузы вид отмечен не был.
На 16 линиях присутствовала полевая мышь. Этот вид обнаружен во всех лосиноостровских линиях, кроме пойменной и двух плакорных, в дубовых и березовых участках Узкого и сосняке Крылатского (нет в тополевом участке Узкого, березовых и дубовом участках Крылатского), а также в Алешкино внутри МКАД (за МКАД, где почти отсутствует подлесок из лещины, вид обнаружен не был) и парке Тимирязевской сельхозакадемии.
Лесная мышь характерна для широколиственных лесов. Вид доминирует в старом чистом липовом лесу на крутых склонах Москвы-реки в лесопарке Фили-Кунцево, что соответствует теории о совместном интразональном распространении неморальной флоры и фауны в долине Москвы-реки. В соседнем Крылатском зафиксировано всего по одной лесной мыши на трех из четырех поставленных линий. Вид присутствовал на всех участках Лосиного острова в окрестностях Яузы, где в существенных количествах отлавливался в сосновом и лиственичном участках. В пределах Смоленско-Московской возвышенности четыре лесных мыши были отловлены в сосняке и по одной — в смешанных березово-сосновых и березово-дубовых участках Алешкино и в парке Тимирязевской сельхозакадемии.
Красная полевка, напротив, фиксировалась на плакорных участках Лосиного острова, а также в березняке в Алешкино. Совместно с лесной мышью вид отлавливался лишь единично в парке Тимирязевской сельхозакадемии и в березняках Крылатского. Во всех местообитаниях рыжей полевки доминирующим видом являлась обыкновенная бурозубка, а в осиновом участке Алешкинского леса и березняке Крылатского, где доминировали обыкновенная бурозубка и рыжая полевка, присутствовали красная полевка и малая бурозубка.
Этот первый опыт автора по составлению мелкомасштабных зоогеографических карт можно считать удачным. Представляется весьма перспективным составление разнообразных зоогеографических карт в среде ArcView.