Картирование шаттла Колумбия

По материалам американской прессы

Трагедия с космическим челноком Колумбия субботним утром 1 февраля этого года вновь, после событий 11 сентября 2001 года, вовлекла ГИС сообщество в срочные мероприятия по управлению широкомасштабной поисково-спасательной операцией.

Обломки шаттла были обнаружены не менее чем в 4 штатах юго-запада США, они рассеялись на площади в несколько тысяч квадратных километров. Большая их часть упала в Техасе и Луизиане. В поисковых работах были задействованы тысячи человек, 17 федеральных агентств и множества местных организаций. Первоочередной целью было обнаружение останков семи погибших астронавтов. Одновременно были предприняты беспрецедентные усилия по поиску обломков космического корабля, которые могли служить ключом к выяснению причин катастрофы. Технология ГИС играла координирующую роль в проведении этих работ. Далее описывается работа ГИС- специалистов, волею судеб попавших в эпицентр трагедии.

Накодочес, штат Техас

Координационный ГИС-центр поисковых работ был развернут на базе Института лесных ресурсов при Университета Стефена Ф. Остина в городе Накодочес, штат Техас. Применение технологий GPS и ГИС позволило специалистам института сузить район поисков кусков шаттла Колумбия в Северном Техасе, на территорию которого после катастрофы упали основные обломки возвращавшегося на Землю космического челнока, в том числе части шасси и крыла. Проанализированные ими данные о координатах мест падения дождя из тысячи обломков помогли поисковым командам точнее сфокусировать свою деятельность вдоль выявленного пути падения разрушившегося корабля.


Рис. 1.
По данным радаров и космоснимков NOAA зафиксировано облако падения фрагментов Колумбии в штатах Техас и Луизиана. Яркая полоска в нижней части соответствует зоне с высокой концентрацией обломков. Выше нее показана имеющая сложную форму зона разброса более мелких обломков, на которые большое влияние оказывала атмосфера и ветер.

На основе собранных группами поиска данных в ГИС-центре Института лесных ресурсов были составлены цифровые карты с указанием мест обнаружения обломков. Это позволило ускорить и повысить эффективность поисков. Информация о местоположении и времени падения помогла реконструировать, какие части шаттла отделились от него первыми. А добавление к собранной информации о местах падения фрагментов Колумбии данных о скоростях ветра в разных местах и на разных высотах позволило создать трехмерные изображения с учетом факторов, влиявших на траектории кусков челнока в процессе их полета к земле. На первых порах трудно было даже предположить, какое количество обломков рассеяно по окрестным лесам и полям, вскоре оказалось, что их многие тысячи. В ряде случаев, на начальном этапе поисковые команды и добровольцы определяли не местоположение каждого из найденных фрагментов, а просто отмечали на карте «поля обломков», где затем велся более детальный поиск.

Специалисты университета направляли действия около сотни поисковых команд в Восточном Техасе и Луизиане общей численностью в несколько тысяч человек. Все эти группы использовали оборудование GPS. Получаемая информация сохранялась на внутренних носителях, а затем в лаборатории проводилась ее постобработка, позволяющая повысить точность пространственной привязки данных со 100-200 до 3 футов. Обработанные таким образом данные загружались в ArcInfo и геокодировались, точечные данные о местах обнаруженных фрагментов шаттла накладывались на цифровые карты территории с нанесенной дорожной сетью, топографией и другой полезной информацией, а также на космоснимки (см. рисунки). Созданные карты обновлялись ежедневно и передавались полевым командам, а также в местные, региональные и федеральные агентства, в том числе в НАСА, Агентство по чрезвычайным ситуациям (FEMA) и Агентство по охране окружающей среды (EPA), где был создан специальный сайт на основе приложения ArcIMS для распространения картографической информации всем задействованным структурам по сети интранет.

           
Рис. 2, 3.
Зона падения основных обломков шаттла, потерпевшего катастрофу в конце своей 28-й космической миссии, имела сигарообразную форму длиной более 200 и шириной около 20 миль. Полосы разного цвета на карте и изображении Spot показывают густоту падения найденных обломков на землю. Эта информация имела первостепенное значение при направлении команд, задействованных в поисковых работах.

По словам Майка Феникса, менеджера ESRI по сфере высшего образования, проект картирования обломков шаттла явился очередным свидетельством возросшей мощи технологии ГИС, ее потенциала по визуализации данных, выявлению закономерностей и шаблонов. Он также показал, что эта технология привлекает повышенное внимание многих государственных ведомств.

Развитие технологий ГИС и GPS предоставляет НАСА, агентствам по чрезвычайным ситуациям, военным, полиции и другим структурам возможности и инструментарий, которые были недоступны 17 лет назад, когда вскоре после старта взорвался шаттл Челенджер. Эти технологии играли одну из ключевых ролей в усилиях по выяснения причин гибели Колумбии. Это один из наиболее крупных федеральных проектов, в которых применяется ГИС. По мнению специалистов из Техасского университета, г. Корпус Кристи, по масштабам и оперативности действий в тот момент с ним, пожалуй, могло сравниться только планирование операции в Ираке.


Рис. 4.
Густота обломков, упавших на город Накодочес и его окрестности.

Сейчас средства ГИС достаточно широко применяются службами спасения и быстрого реагирования. В Агентстве по чрезвычайным ситуациям работает специальная ГИС команда, обеспечивающая координацию деятельности при подготовке и реагировании на чрезвычайные ситуации, такие как ураганы, наводнения, землетрясения, террористические акты, другие опасные природные и техногенные явления и события.