Михаил Пальцын, Центр новых информационных технологий Горно-Алтайского государственного университета, г. Горно-Алтайск, paltsyn@hotmail.com
В начале 2003 г. экспериментальная кампания по введению Единого государственного экзамена (ЕГЭ) для выпускников средних школ поставила перед Министерством науки и образования Республики Алтай (РА) задачу по оптимальному определению пунктов проведения ЕГЭ и распределению выпускников между ними. Сотрудники министерства обратились за помощью в Центр новых информационных технологий Горно-Алтайского университета, где эта задача и была успешно решена методом анализа геометрических сетей в среде ArcGIS.
По условиям Министерства, пункт проведения ЕГЭ должен располагаться в населенном пункте с достаточно большой средней школой, имеющей значительное количество выпускников. Время переезда на автобусе от населенных пунктов, относящихся к данному центру ЕГЭ, до него не должно превышать 60 минут. Принимая во внимание оба эти условия, задача по распределению пунктов проведения ЕГЭ решалась в три этапа.
На первом этапе мы создали два слоя (шейп-файла) – точечный слой населенных пунктов РА, где есть средние школы, и линейный слой автомобильных дорог, связывающих эти населенные пункты. Оба слоя были подготовлены на основе данных цифровых топографических карт исходного масштаба 1:200 000 производства ГОСГИСЦЕНРА «Роскартография». Слой населенных пунктов РА с наличием средних школ содержал 87 элементов (точек), где для каждого элемента в таблице атрибутов хранилось количество выпускников в 2003 г. Два элемента этого слоя – Горно-Алтайск и Майма — имеют несколько средних школ, остальные – по одной. Для Горно-Алтайска и Маймы в таблицу атрибутов вносилось общее количество выпускников в средних школах этих пунктов. Количество выпускников средних школ в населенных пунктах РА, показанное на рис. 1 кружками желтого цвета разного размера, варьировало от 0 до 747 (Горно-Алтайск), а общее их количество по РА в 2003 г. составило 2339 человек.
Рис. 1. Количество выпускников в средних школах и скорость передвижения автобуса по основным дорогам в Республике Алтай.
При подготовке слоя автомобильных дорог для сетевого анализа мы оставили только те элементы дорожной сети, которые связывают населенные пункты республики, где есть средние школы. Затем были исправлены все ошибки, связанные с нестыковками дорожной сети. Для каждого элемента дорожной сети РА была определена средняя скорость передвижения автобуса (транспортное средство для перевозки детей до пункта проведения ЕГЭ). По наблюдениям автора проекта, значение средней скорости автобуса для различных участков дорог меняется от 30 до 60 км/ч, на рис. 1 оно показано линиями красного цвета разной толщины. Кроме того, в таблицу атрибутов слоя дорог было добавлено поле Time (Время), где приводится расчетное время прохождения автобусом каждого участка дорожной сети в минутах.
На втором этапе решения задачи полученные слои населенных пунктов со средними школами и автомобильных дорог мы экспортировали в базу геоданных. По элементам данных слоев была построена единая геометрическая сеть и определены правила связанности элементов, то есть была создана основа для проведения сетевого анализа с помощью функций панели инструментов Utility Network Analyst.
Третий этап включал собственно сетевой анализ, где поочередно анализировались населенные пункты с достаточно большими средними школами и время переезда до них из других пунктов. В результате выполнения этого этапа мы получили 23 возможных пункта проведения ЕГЭ в РА, между которыми были распределены все 87 средних школ. Четыре пункта ЕГЭ – села Бийка, Иня, Балыкча и Джазатор — включали только по одной школе (не более 22 выпускников в каждой), но были выделены в силу большой удаленности от других населенных пунктов (время переезда значительно больше 1 часа). Один пункт ЕГЭ – село Сейка (3 школы) – находился в достаточной близости от районного центра — села Чоя. После совещания с работниками Министерства науки и образования было решено распределить эти 5 населенных пунктов между ближайшими к ним крупными пунктами ЕГЭ, куда выпускников планируется привозить заблаговременно. Таким образом, было предложено 18 пунктов проведения ЕГЭ в пределах Республики Алтай, количество экзаменующихся в которых варьирует от 31 до 747 человек (рис. 2).
Рис. 2. Пункты проведения единого государственного экзамена в Республике Алтай в 2003 г.