Информационно-аналитическое обеспечение мониторинга развития тэк северо-западного федерального округа

Михаил Николаевич Григорьев, Геологический консультационный центр «Гекон», Москва, тел./факс (095) 2568917, mgrigoriev@gecon.ru

Елена Дмитриевна Даниэль, Геологический консультационный центр «Гекон», Санкт-Петербург, тел./факс (812) 3222810, edaniel@gecon.ru, www.gecon.ru

Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) занимает важное место в экономической стратегии развития России. Это определяется как наличием в округе собственных энергоресурсов — нефти, газа, угля, горючих сланцев и торфа, — так и географическим положением, благодаря которому на его территории формируются транспортные маршруты поставки российского сырья на международный рынок. Под эгидой аппарата Полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе разработан и одобрен субъектами федерации округа программный документ «Основные направления стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа Российской Федерации на период до 2015 года». Значительная роль в нем отводится проектам развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК), являющимся системообразующими для экономики округа.

Инвестиции

Начатое и планируемое инвестирование в ТЭК округа затрагивает практически все его отрасли — разведка и добыча сырья, масштабные транспортные проекты, переработка, строительство и модернизация энергогенерирующих станций. По достоинству оценить значительные потенциальные возможности развития ТЭКа СЗФО помогает огромный интерес, проявленный к инвестиционным проектам, предполагаемым к реализации на территории округа (рис. 1). Свои намерения о реализации инвестиционных проектов озвучили, в частности, не только практически все крупнейшие нефтяные компании России, такие как Роснефть, Лукойл, ЮКОС, Сургутнефтегаз, ТНК-ВР, но и ряд зарубежных – Norsk Hydro, Conoco и другие.

Выделяется два основных направления инвестиций: связанные с ростом добычи нефти и газа на территории округа и созданием ориентированных на экспорт транспортных мощностей. Развитие нефтегазодобычи в Тимано-Печорской провинции, на шельфе Баренцева и Печорского морей рассматривается как одно из основных системообразующих направлений развития ТЭК СЗФО. Его роль заключается не только в обеспечении энергетической безопасности регионов и России в целом, но и росте поступлений в бюджеты различных уровней за счет экспорта продукции и мультипликативного эффекта в сопутствующих и обеспечивающих отраслях.

Для мониторинга инвестиционного процесса ГКЦ Гекон создана геоинформационная подсистема «Инвестиционные проекты топливно-энергетического комплекса Северо-Западного федерального округа». Проект был представлен на четвертом международном форуме «Топливно-энергетический комплекс России: региональные аспекты» в Санкт-Петербурге в апреле 2004 г. Подсистема является составной частью интегрированной геоинформационной системы мониторинга ресурсной базы углеводородного сырья округа с начала ее освоения, схем и условий транспортировки, переработки и сбыта на территории Северо-Западного федерального округа. Отдельные разделы этой системы были использованы ГКЦ Гекон при подготовке соответствующих разделов «Основных направлений».

Структура геоинформационной подсистемы

Подсистема «Инвестиционные проекты ТЭК Северо-Западного федерального округа» включает следующие объекты, задействованные в инвестиционных проектах: районы и центры нефтегазодобычи, а также отдельные месторождения нефти, газа, угля, торфа; система магистральных и межпромысловых нефтепроводов, продуктопроводов и газопроводов; железные дороги; внутренние водные пути и трассы морского транспорта; морские терминалы перевалки нефти и нефтепродуктов; предприятия по переработке нефти, угля, торфа, горючих сланцев; предприятия нефтепродуктообеспечения; тепло- и энергогенерирующие станции и т.д. Указано текущее состояние инвестиционных проектов и приведены факторы, осложняющие их реализацию – участки железных дорог с недостаточной пропускной способностью, ледовый режим портов и морских трасс и т.п.

Базовой основой системы являются блоки пространственных и статистических данных, сформированные в соответствии с технологическим комплексом добычи, транспортировки, переработки и реализации сырья на территории Российской Федерации и ее зарубежного окружения, являющегося действующим и потенциальным потребителем российского сырья. Блоки транспорта и переработки нефти созданы совместно с информационным агентством «ИнфоТЭК-КОНСАЛТ» и содержат сведения по объектам транспортной инфраструктуры для территории России и стран, осуществляющих транзит и потребление российской нефти. Полностью охарактеризована узловая инфраструктура, для которой приведены тарифные пункты и насосные станции ОАО «Транснефть», танкерные морские и речные нефтеналивные терминалы, предприятия нефтепродуктообеспечения, железнодорожные пункты слива-налива нефти, пункты экспорта на железных дорогах и нефтепроводах. Для магистральных трубопроводов указаны нефтепроводные предприятия.

Методика системного анализа

Для системного анализа состояния ресурсной базы и возможностей ее освоения использован методический подход, основанный на выделении центров добычи. Центр нефтегазодобычи (ЦНД) определяется как совокупность разрабатываемых месторождений, имеющих общий пункт сдачи продукции в систему магистральных нефте- газопроводов, на железной дороге или морском терминале для доставки потребителям — на переработку или экспорт. Таким образом, ЦНД являются естественными элементами топливно-энергетического комплекса, обеспечивающими функционирование его добывающих отраслей.

Подобный подход позволяет учитывать всю совокупность факторов, обеспечивающих устойчивость развития добычи:

  • Геология — величина и качество запасов, возможность обеспечения прогнозных уровней добычи запасами требуемого качества;
  • Разработка — горно-геологические и экономико-географические условия разработки, текущее состояние разработки;
  • Транспорт – возможности и направления вывоза добытой нефти и газа с использованием существующей и планируемой инфраструктуры;
  • Оценка конъюнктурной позиции добываемой продукции – объемы добычи, качество сырья; устойчивость показателей во времени; возможная емкость рынков, в том числе новых; стабильность спроса, зависимость от геополитической составляющей и т.п.

Преимущество управления развитием добычи на основе выделения центров нефтегазодобычи заключается в следующем:

  • Анализ ресурсной обеспеченности проводится не для отдельных месторождений и недропользователей, а в целом для интегрированных узлов добычи.
  • Моделирование нагрузки на транспортную инфраструктуру позволяет оценить время появления возможного дефицита или избытка транспортных мощностей, планировать альтернативные варианты транспортных схем.
  • Комплексная разработка программ геологоразведочных работ и лицензирования — с учетом прогнозных уровней добычи, сроков подготовки новых месторождений к вводу в разработку и нагрузки на транспортную инфраструктуру.
  • Оптимизация планирования уровней добычи с позиций необходимого объема и качества добываемой продукции.
  • Всесторонняя оценка конъюнктурной позиции добываемых нефти и газа – объемы добычи, качество нефти; устойчивость показателей во времени; возможная емкость рынков, в том числе новых; стабильность спроса, зависимость от геополитической составляющей.

Оценка ресурсов

Применение геоинформационных технологий позволяет проводить оценку пространственной структуры ресурсной базы, в том числе по степени удаленности от существующей и планируемой транспортной инфраструктуры, и определить наиболее эффективный комплекс мер по обеспечению добычи – подготовка готовых объектов к лицензированию, проведение геологоразведочных работ на участках распределенного фонда недр, организация поисковых работ на перспективных площадях нераспределенного фонда недр и т.п.

Развитие транспортных проектов

Помимо развития собственной ресурсной базы нефтегазодобычи для округа большое значение имеет развитие транспортных проектов – как в пределах территорий нефтегазодобычи, так и обеспечивающих транзит углеводородов из других регионов России. Ключевыми узлами транспортных схем вывоза нефти являются морские терминалы. В пределах СЗФО основными перевалочными базами является побережье Финского залива (западное направление) и побережье Кольского полуострова (северное). Экспортные терминалы округа позволяют построить гибкую диверсифицированную схему транспорта на рынки Европы и Америки. Наиболее перспективной является поставка нефти и нефтепродуктов на атлантическое побережье США, через которое ввозится более 85% импортируемой нефти.

Северное направление — с побережья Кольского полуострова — включает в себя ряд проектов. Для масштабного увеличения экспорта начата разработка ТЭО строительства нефтепровода, который будет доставлять нефть из Западной Сибири к терминалам на побережье Баренцева моря. Относительно трасс и конечных пунктов нефтепровода решение еще не принято — конечными пунктами называются Кольский залив, Кильдинская, Териберская и Ура-Губа в Мурманской области и Индигская губа в Ненецком АО. Следует отметить, что по данным мониторинга состояния ледового покрова акваторий Индигская губа замерзает в течение полугода, при этом толщина льда достигает 1 м и более. Это обстоятельство, на наш взгляд, должно учитываться при планировании трассы нефтепровода.

Осуществляется северный вариант экспорта нефти по нескольким проектам (рис. 2-4). Это схема НК «Роснефть», использующая трубопроводный, железнодорожный и водный транспорт нефти с месторождений в Ненецком автономном округе, Республике Коми, Сибири и на шельфе Печорского моря с последующей перевалкой через танкер-накопитель в Мурманске. НК Лукойл транспортирует нефть танкерами с месторождений побережья Печорского моря из Варандея и острова Колгуев. К Мурманску также направлены водные транспортные потоки западносибирской нефти ОАО РИТЭК из терминалов в Андре и Нумги. Использование нетрубопроводных видов транспорта в этом и других (к терминалу Ижевское на Балтике) направлениях экспорта позволяет ОАО РИТЭК обеспечивать высокое качество поставляемой нефти.

В настоящее время опережающее развитие имеет экспортная база Ленинградской (где действуют терминалы в Приморске, Высоцке и Санкт-Петербурге) и Калининградской областей (рис. 5, 6). В течение ближайших лет планируется ввод в действие не только новых терминалов по перевалке нефти и нефтепродуктов в Приморске, Ломоносове, в бухте Батарейной, Усть-Луге и Вистино, но и расширение мощностей уже действующих. Крупным инвестиционным проектом является строительство экспортноориентированного терминала и нефтепродуктопровода «Кстово – Приморск», который позволит экспортировать продукцию нефтеперерабатывающих заводов, расположенных не только в СЗФО, но и в других регионах России – Ярославской, Нижегородской, Пермской, Омской областях, Республиках Башкортостан и Татарстан. Увеличение экспорта через побережье Финского залива вызывает рост транспортировки железнодорожным транспортом и по внутренним водным путям.

Готовится освоение Штокмановского месторождения на шельфе Баренцева моря с прокладкой трубопровода к Мурманску и строительством там завода по сжижению газа для поставки его, главным образом, на экспорт на быстро растущий рынок США. Ведутся работы по Североевропейскому газопроводу, который будет доставлять газ из Западной Сибири в страны Балтийского региона и Великобританию, проходя через значительную часть территории округа (рис. 7).

Заключение

Реализация этих и многих других проектов и обеспечивающих систем приведет к созданию новых рабочих мест на территории СЗФО и других регионов России, росту поступлений от экспорта и увеличению экономической независимости страны.

Использование созданной системы мониторинга, основанной на геоинформационных технологиях, позволяет не только визуализировать информацию по текущему состоянию инвестиционных проектов, но и проводить сопряженный анализ разноплановых пространственных данных в целях выработки оптимальных управленческих решений при планировании пространственного развития территорий в рамках реализации стратегии развития округа.

Подписи

 

Рис. 1. Инвестиционные проекты топливно-энергетического комплекса Северо-Западного федерального округа.

1 — магистральные нефтепроводы АК «Транснефть» с пунктами тарификации нефти; 2 – а) нефтепроводы, б) нефтепродуктопроводы, в) газопрводы; 3 – железные дороги; 4 – трассы водного транспорта нефти: а) внутренние водные пути, б) морские трассы; 5 – танкерные терминалы перевалки нефти и нефтепродуктов; 6 – железнодорожные терминалы перевалки: а) нефти, б) нефтепродуктов; 7 – а) нефтебазы, б) газохранилища, в) угольные терминалы; 8 – предприятия: а) нефтеперерабатывающие, б) газоперерабатывающие, в) расположенные вблизи внутренних водных путей; 9 – а) установки по сжижению природного газа, предприятия переработки: б) угля, в) горючих сланцев; 10 – отдельные месторождения: а) нефти, б) газа. 11 – нефтегазоносные провинции; Центры нефтедобычи: 12 – экспортно-ориентированные, 13 – внутренние; Состояние инвестиционного проекта: 14 – развивающийся, 15 – перспективный; Состояние ледового покрова на период его наибольшего развития (толщина в см): 16 – менее 10, 17 — 10-70, 18 — 70-120, 19 – более 120; Ограничительные условия водного транспорта нефти: 20 — ледовый режим, 21 — пропускная способность.

 


Рис. 2. Нефтепровод «Западная Сибирь – Баренцево море».

 


Рис. 3. Интегрированная транспортно-технологическая схема экспорта нефти ОАО НК «Роснефть».

 


Рис. 4. Транспортная схема ОАО РИТЭК, обеспечивающая высокое качество нефти.

 


Рис. 5. Экспортно-ориентированные НПЗ и терминалы на Балтике.

 


Рис. 6. Строительство экспортного терминала в Приморске и нефтепродуктопровода «Кстово – Ярославль – Кириши – Приморск».

 


Рис. 7.

Северо-Европейский газопровод и Штокмановское месторождение.