Пространственное планирование, как основа устойчивого развития

Скатерщиков Сергей Викторович

Научно-проектный институт пространственного планирования «ЭНКО», г. Санкт-Петербург; Научно-исследовательский институт Географии СПб ГУ; E-mail: enko@enko.spb.ru, Web: www.enko.spb.ru

Длительный этап антропогенного воздействия на окружающую среду и его известные последствия к концу XX века привели глобальную земную экосистему если не к катастрофе, то к очень близкому к ней состоянию. В этой связи, на повестку дня во всем мире встал вопрос не просто бережного отношения к природе, охране окружающей среды – но и об оптимальной организации пространства для жизнедеятельности человеческого общества, с учетом современных потребностей и потребностей будущих поколений. Если век XXI-й не станет веком «устойчивого развития» [1], веком, когда хищническая эксплуатация природных ресурсов, загрязнение атмосферы, гидросферы, почвенного покрова, разнообразные нарушения экосистем будут поставлены вне закона – человечество вымрет как вид без всяких космических катаклизмов и атомных войн. К сожалению, понимание этого отсутствует как у политиков, крупных бизнесменов, так и у общества в целом. Фактически человечество падает в бездну глобальной экологической катастрофы все ускоряющимися темпами, не пытаясь даже притормозить.

В данной статье мы не ставим своей целью анализировать мировые проблемы и процессы. Остановимся только на некоторых аспектах российской жизни, в частности, на некоторых причинах, мешающих устойчивому развитию страны.

Ключ к устойчивому развитию территорий, безусловно, лежит в оптимальном использовании и организации жизненного пространства. Инструментом, который способствует оптимальной организации территории, является пространственное планирование – другого способа просто не существует. Пространственное планирование, к которому, в частности, относятся Схемы территориального планирования различных территорий и Генеральные планы поселений, представляет собой формализованное представление специалистов-проектировщиков об оптимальной пространственной организации территории. Это представление основано на всестороннем научном изучении природного и социального факторов: экономико-географического положения территории (города), природных, промышленных, демографических ресурсов, агропромышленного, лесного комплексов, экологического состояния и прочих – и должно представлять собой программу, которая эту оптимальную организацию территории и призвана обеспечить.

Во времена, когда строились первые предприятия, которые мы теперь назвали бы предприятиями с высоким классом вредности, экологической науки еще не существовало. Нормой было строить завод и рабочий поселок непосредственно при нем. Большинство заводов, требовавших достаточного количества воды, располагались непосредственно на берегах рек и озер, спуская отработанные воды без очистки прямо в водоемы. Но это – XVII, XVIII, XIX века – им простительно. Но вот то, что и в XX веке, несмотря на казалось бы хорошо разработанную теорию градостроительного планирования [2], продолжались «эксперименты» над природой и людьми – это уже, можно сказать, преступление. Вспомним судьбу Аральского моря; Волгу, обезображенную десятками ГЭС, затопившими не только населенные пункты, но и плодороднейшие земли и поставившими на грань исчезновения многие виды уникальных рыб; участки нефтедобычи в легко ранимой и почти не восстанавливаемой тундре; Норильский комбинат, негативное влияние которого прослеживается на сотни километров; и, конечно, мегаполисы – немыслимое прежде скопление производств, автомобилей, населения.

Те негативные проблемы, с которыми мы все сталкиваемся в повседневной жизни: загрязненность источников питьевой воды, размещение вредных производств в центрах городов и, как следствие, проживание большой части населения в санитарно-защитных зонах предприятий, большое количество складов химического и иного вида оружия, взрывчатых и других опасных веществ в непосредственной близости к селитебным зонам, хищническая рубка лесов, вторичная эрозия, засоление и заболачивание ценнейших сельскохозяйственных угодий, затопление огромных территорий плодородных лугов и пашен и т.п. – все это наследие, которое досталось нам от безграмотных, с точки зрения современной науки, и конъюнктурных решений. И результат очевиден: современная Россия представляет собой малопривлекательную территорию, с вымирающими сельскими населенными пунктами, неблагоустроенными городами, с работающей на последнем издыхании инженерной инфраструктурой, архаическими путями сообщения, малоценными вторичными лесами и закустаренными территориями, низкопродуктивными пашнями, активно загрязненной окружающей средой [3].

Возможно, мы настолько привыкли к проживанию в столь неблагоприятных условиях, что в повседневной жизни этого просто не замечаем. Да, конечно, вырубка сквера иногда приводит к демаршам жильцов окрестных домов, обычно безрезультатным; феноменальные темпы автомобилизации, без какого-либо улучшения состояния дорог и улиц, обусловливают тихое недовольство горожан и т.п. Но проживание людей в местах, где заболеваемость в десятки раз превышает фоновую, но канализационные очистные сооружения, работающие за пределами проектной мощности, но прямой сброс фекальных и дождевых стоков без очистки в водоемы, но проживание в бараках и домах без канализации, и даже без водопровода (хорошо хоть с электричеством), но строительство микрорайонов-монстров без предварительного благоустройства территории, без социальных объектов, без общественного транспорта, но вымирание деревень в нечерноземной России, где зачастую население стремится к нулю – все это воспринимается обществом с каким-то безразличием, словно так и должно быть в XXI веке.

Изменить такое положение вещей, безусловно, возможно. И не просто возможно, а жизненно необходимо, несмотря на то, что для этого потребуются колоссальные средства. А начинать надо с разработки и реализации Схем территориального планирования и Генеральных планов развития городов и поселений! Таким образом, проекты пространственного планирования, с нашей точки зрения, и должны стать программами по выводу территорий Российской Федерации из кризиса.

Главное отличие планировочной градостроительной документации от всех других видов проектной документации заключается в ее комплексности и системности. Если отраслевые схемы, за исключением схем социально-экономического развития городов и регионов, базируются на достаточно узком материале и, как правило, не учитывают всей совокупности факторов развития территории (города), то документация о территориальном (градостроительном) планировании базируется на системном подходе и разрабатывается на основе всестороннего изучения природных, социальных, экономических, экологических, историко-культурных и многих других факторов. Что касается Схем социально-экономического развития регионов и городов, то они, являясь, с одной стороны, комплексными, с другой – не учитывают массу важнейших для развития факторов, в первую очередь, экологических и территориальных.

Понятно, что столь сложная задача – комплексный анализ достаточно разнородных факторов развития региона (города) и принятие решений по оптимальной организации территории с точки зрения рационального использования территориальных, природных, экономических, демографических и прочего рода ресурсов – не может в настоящее время решаться без применения геоинформационных технологий. Создаваемые «градостроительные» ГИС представляют собой сложную компьютерную систему, состоящую из взаимосвязанных тематических блоков: социально-экономического, архитектурно-планировочного, природно-экологического и инженерно-инфраструктурного, каждый из которых, в свою очередь, содержит множество тематических слоев, освещающих различные аспекты жизнедеятельности и развития региона (города).

НПИ «ЭНКО» за 12 лет работы в области пространственного планирования выполнил десятки крупных градостроительных проектов. В конце 2004 года были утверждены: Генеральный план развития Перми, Проект зон охраны объектов культурного наследия Перми, Правила землепользования и застройки г. Перми, Генеральный план развития Чебоксар, Проект зон охраны объектов культурного наследия Чебоксар. В настоящее время заканчиваются работы по Генеральным планам Йошкар-Олы, Тулы, Рязани, Томска, Схеме территориального планирования Тверской области. Ведутся работы над Генеральными планами Волгограда, Ижевска, Ухты и т.д. Имея большой опыт разработки проектов, которые выполняются исключительно в системе ГИС с использованием программных продуктов ESRI, НПИ «ЭНКО» разработал методику создания современной документации по пространственному планированию городов и субъектов Федерации, которая, как мы полагаем, будет изложена в специальном издании. Здесь же отметим основные этапы подобных работ.

В первую очередь, для того чтобы понять оптимальные направления развития территорий, анализируется потенциал территории и его проблемы в широком смысле (экономико-географический, природно-ресурсный, демографический, экономический, пространственно-средовой и земельный, историко-культурный, инженерно-инфраструктурный). Этот раздел проектов носит название «Комплексный градостроительный анализ территории». Поскольку все работы ведутся в ГИС-оболочке, то фактически в территориальном ГИС-проекте создается основа градостроительного территориального мониторинга, градостроительного кадастра, для создания Атласа города или региона, и, главное, актуальный рабочий материал для городских (региональных) служб, работающих с территорией. Важно подчеркнуть, что уже на первом этапе работ по пространственному планированию органы управления получают комплексную информацию (картографические и семантические базы данных), отражающую современное состояние и использование территории [4].

При выполнении работ по пространственному планированию в НПИ «ЭНКО» обязательно используются цифровые космические изображения. Использование космических изображений позволяет объективно оценить фактическую картину, тогда как ведомственные материалы, с одной стороны, обновляются достаточно редко, а с другой – бывают, часто, выполнены на схематичных основах и планах. Это очень важно для управления развитием территории и, как показал наш опыт, цифровые космические изображения все шире используются органами управления.


Рис. 1. Санитарная классификация предприятий.


Рис. 2. Современное состояние воздушного бассейна.

Большое значение при пространственном планировании придается изучению системы планировочных ограничений по развитию территории, связанных как с нормативными требованиями, так и с природными факторами. Так, рассматривая территорию города, необходимо принимать во внимание следующие факторы:

  • Санитарно-защитные зоны предприятий и других объектов (СЗЗ), рис. 1, 2 —накладывают ограничение, в первую очередь, на размещение жилой застройки и социальных объектов (больниц, санаториев, профилакториев, дошкольных детских учреждений, учебных заведений, спортивных объектов и пр.). Как уже упоминалось выше, территории СЗЗ в наших городах в значительной степени «накрывают» существующую жилую застройку и, следовательно, при разработке и реализации проекта необходимо либо выносить жилую застройку и социальные объекты, либо категорически требовать от предприятий сокращения СЗЗ путем перепрофилирования, внедрения новых технологий и пр.
  • Особо охраняемые природные территории (ООПТ), рис. 3, 4 важнейшие элементы природно-экологического каркаса территории, имеющие специальные регламенты природоохранной и хозяйственной деятельности, направленные на охрану.
  • Водоохранные и прибрежные зоны имеют нормативные регламенты использования хозяйственной деятельности.
  • Защитные зоны инженерных сооружений (трубопроводов, автомобильных и железных дорог и пр.) экологические и технические коридоры, исключаемые из застройки, с нормативными требованиями эксплуатации.
  • Территории непригодные для строительстваи исключаемые из застройки – участки с развитием неблагоприятных инженерно-строительных условий, в том числе потенциально затапливаемые катастрофическими паводками; месторождения полезных ископаемых и др.


Рис. 3. Ценные природные территории и объекты.


Рис. 4. Природный каркас.

Кроме того, существуют и другие планировочные ограничения (территории, на которых необходимо установление определенных градостроительных регламентов), связанные с задачами охраны историко-культурного и природного наследия: зоны охраны памятников истории и культуры; зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, городские зеленые насаждения, леса первой группы и т.п.

Все территории с нормативными режимами градостроительной деятельности, положенные на картографическую основу ГИС, сводятся в единый блок «Комплексная оценка территории. Планировочные ограничения» (рис. 5). Он служит одним из документов для управления территориальными ресурсами города, для принятия оптимальных решений по развитию территории – обоснованием для отказа в размещении на этих территориях определенных объектов.


Рис. 5. Комплексная оценка территории.

Основываясь на анализе современного состояния и использования территории (рис. 6), планировочных ограничениях, программах социально-экономического развития и планах отдельных комитетов и управлений города (региона), специалисты по пространственному планированию разрабатывают конкретные мероприятия по оптимальному использованию территории на перспективу. При этом, под «оптимальным использованием» понимается сбалансированное социально-экономическое развитие, учитывающее, в качестве приоритетного, фактор экологической безопасности и задачу оптимального использования территории. В этой связи необходимо резервировать площадки не только под коммерческие, но и социальные объекты, развивать благоустройство и озеленение территорий, предусматривать вынос экологически вредных производств и даже аэропортов, если они расположены без учета существующих норм и правил.


Рис. 6. План современного использования территории.

Таким образом, при разработке проектов по пространственному планированию должна разрабатываться система мероприятий по комплексному, экологически безопасному развитию среды обитания человека на уровне города, района, субъекта Федерации, страны в целом, учитывающая как настоящие потребности, так и достаточно длительную перспективу. Исследуя этот вопрос, следует особо обратить внимание на постоянный конфликт интересов, возникающий особенно на уровне города.

Самый простой пример: все сходятся во мнении, что необходимо строительство подземных и многоэтажных паркингов. Но это, так сказать, абстрактно все согласны. Но когда речь идет о конкретном строительстве подземного гаража в конкретном дворе, то большинство жителей близлежащих домов — против.

Обратный пример: закон требует сохранения памятников истории и культуры и руководство города, в соответствии с законом [5], не имеет права не то что сносить, но даже реконструировать деревянные дома XIX века. А жители, которые не имеют там ни канализации, ни газа, а порой даже водопровода, и не имеют перспективы получить достойное жилье, реагируют по-своему – дома-памятники горят.

Все это говорится к тому, что при пространственном планировании следует руководствоваться не интересами отдельных категорий граждан, а городского (или областного) сообщества в целом. Но вот определить и доказать эти интересы – задача достаточно не простая. Именно поэтому собственно решения пространственного планирования могут быть изложены достаточно кратко, а обоснования этих решений могут занимать тома. Как сбалансировать на уровне города интересы Администрации, бизнеса, торговли, культуры и жителей? Как на уровне области сбалансировать интересы сельского и лесного хозяйства, добывающих отраслей, культуры и жителей? Конечно, только путем компромиссов. Разумный и взвешенный компромисс лежит в основе почти всех решений по пространственному планированию.


Рис. 7. Проектный план.


Рис. 8. Транспортная инфраструктура.

Проектные решения по пространственному планированию территории (рис. 7) охватывают практически все аспекты жизнедеятельности города: площадки нового жилищного строительства и реконструкции фонда, размещение общественно-деловых и промышленных зон, выделение зон для медицинских и учебных учреждений, развитие рекреационных и спортивных объектов, формирование природного каркаса города, состоящего из ООПТ, парков, скверов, лесопарков и городских лесов и т.п. Отдельные чертежи и разделы проектных предложений посвящены развитию улично-дорожной сети и общественного транспорта (рис. 8), реконструкции и модернизации инженерной инфраструктуры (электро- тепло- газоснабжение, водообеспечение и водоотведение, инженерная подготовка территории и пр.), защите территории от чрезвычайных ситуаций (затопление, оползни, эрозия, техногенные аварии и пр.), охране природы.

Если рассматривать задачи пространственного планирования территории субъекта Федерации, то их главное направление выявить и использовать положительные и снивелировать отрицательные особенности региона. Проектные предложения содержат рекомендации по: организации ООПТ, крупных рекреационных зон; развитию туристической отрасли; созданию индустриальных зон для выноса предприятий из центров городов и привлечения инвесторов для размещения новых производств; формированию в регионе «полюсов роста» для концентрации инвестиций; выделению сельскохозяйственных и лесохозяйственных зон; развитию и реконструкции транспортной и инженерной инфраструктуры и т.д.

Однако, как отмечалось в начале настоящей статьи, как бы ни был сложен процесс разработки проектов пространственного планирования, он в стране идет, но главное – это реализация проектных предложений, воплощение рекомендаций специалистов пространственного планирования в жизнь. А вот с этим пока, как и в былые времена, в нашей стране большие проблемы! Определенную надежду в этом направлении дает новый Градостроительный Кодекс РФ, принятый в декабре 2004 г. В отличие от предшествующих документов по градостроительному планированию, в этом Кодексе предусмотрены статьи, регламентирующие реализацию схем территориального планирования и генеральных планов городов путем разработки Плана реализации с его финансово-экономическим обоснованием.


[1]  Концепция устойчивого развития и местная повестка дня на XXI век». СПб, изд-во «Союз художников», 2003

[2]  Например, «Районная планировка», М., Стройиздат, 1986 и др.

[3] Следует отметить, что аналогичная ситуация наблюдалась и в странах, ставших на капиталистический путь развития в XVII-XIX веках. Но они раньше России поняли надвигающуюся опасность и смогли, в том числе и путем пространственного планирования, снивелировать и даже улучшить экологическую ситуацию в своих странах.

[4]  Как показывает опыт работ во многих городах и регионах России, у органов управления практически отсутствует картографическая информация о современном состоянии и использовании территории. В лучшем случае в городах в органах архитектуры и градостроительства имеется «Дежурный план», а в других управлениях и комитетах имеются, как правило, внемасштабные узкотематические схемы. На уровне субъекта Федерации «Дежурный план» не ведется, а тематические схемы, если они имеются, выполнены на отдельные административные районы, так что общей картины по субъекту Федерации нет.

[5] Федеральный Закон РФ от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»