Управление автотранспортом нефтяной компании

Ильшат Карамов, нач. отдела ГИС Управления «ТатАСУнефть» ОАО «Татнефть», г. Альметьевск, e-mail: karamov@gmail.com

В любой крупной нефтяной компании транспортная составляющая в себестоимости нефти достаточно велика. Именно поэтому в компании «Татнефть» возникла идея о внедрении системы мониторинга автотранспорта для получения достоверных сведений о его работе с целью принятия на этой основе решений по управлению перевозками. Конечной целью создания и внедрения системы являлась оптимизация транспортных расходов компании за счет:

  • Получения достоверных данных о пробеге транспортного средства, скорости его движения, пройденном маршруте и работе дополнительного оборудования;
  • Контроля параметров движения транспортного средства и анализа отклонений от плановых значений;
  • Повышения безопасности движения и сохранности грузов;
  • Обеспечения на данной основе оперативного принятия решений по эффективному управлению автотранспортом.

В первую очередь было решено оснастить данной системой все перевозящие нефть и нефтепродукты автомобили компании, ввиду высокой опасности и ценности перевозимых ими грузов. Внедрение системы мониторинга проходило в три этапа. На данный момент все этапы проекта завершены. Системой мониторинга охвачено около 1000 единиц технологического автотранспорта компании, что является одним из крупнейших подобных проектов в России.


Рис. 1.
Состав системы мониторинга автотранспорта.

 

Систему мониторинга транспорта было решено строить из 3 подсистем (рис. 1):

Подсистема GPS мониторинга – многофункциональная, интеллектуальная система, позволяющая в зоне действия сотового оператора с помощью встроенной системы спутниковой навигации GPS в реальном времени контролировать местоположение автомобиля, состояние его ключевых узлов и агрегатов, автоматически реагировать на заданные события, получать команды и отправлять сообщения. По запросу диспетчера накопленная информация о движении отображается на электронной карте и/или передается в текстовом виде.

Подсистема АСУ-Транспорт система автоматизации бизнес-процессов транспортного предприятия, таких как контроль финансовых лимитов, учет заказа транспорта, выписка путевых листов и т.п.

Подсистема ГИС геоинформационная система для предоставления системе мониторинга геосервиса для хранения, отображения и анализа пространственной составляющей (топографическая подложка, маршруты и т.д.).

Наиболее интересной составляющей в плане работы системы является, конечно же, подсистема GPS мониторинга и ее интеграция с ГИС.

Архитектура подсистемы GPS мониторинга представлена на рис. 2. Автомобили, подключаемые к системе мониторинга, оснащаются бортовыми комплектами, предназначенными для определения местоположения автомобиля, его скорости и прочих ключевых параметров движения. Связь с центральным сервером осуществляется по GSM каналу сотовых операторов. Могут быть задействованы все существующие протоколы связи (SMS, GSM-Data, GPRS).


Рис. 2.
Архитектура подсистемы GPS мониторинга.

 

Базовыми функциями подсистемы GPS являются:

  • управление маршрутом движения
  • отслеживание событий на борту транспортного средства
  • отслеживание отклонений заданных параметров
  • информирование диспетчера
  • воздействие на транспортное средство.

Также система обладает широким спектром диспетчерских функций:

  • визуальный контроль передвижения автотранспорта
  • задание программ реагирования на различные типы событий
  • получение по запросу информации от бортового блока
  • контроль прохождения заранее определенных маршрутов
  • голосовая связь с водителем;
  • контроль тревожных событий на автомобиле
  • генерация отчетов о состоянии и движении транспортных средств.

Диспетчер в любое время может увидеть текущее местоположение автомобиля, запросить какую-либо дополнительную информацию по нему, связаться посредством голосовой связи с водителей, оперативно скорректировать или изменить маршрут. Окно клиентского места с местоположением автомобилей в режиме реального времени представлено на рис. 3. Кроме того, диспетчер может получить данные об истории движения автомобиля за любой период – о его стоянках, маршруте, отклонениях от маршрута (рис. 4).


Рис. 3.
Показ местоположения автомобилей в режиме реального времени.


Рис. 4.
История (траектория) движения автомобиля.

 

Также полностью осуществлена интеграция подсистем GPS и АСУ-Транспорт. Диспетчер по любому путевому листу может увидеть пробег, определенный подсистемой GPS, и отклонение его от пробега, указанного водителем (рис. 5)


Рис. 5.
Сравнение пробега, указанного в путевом листе, с пробегом, определенным подсистемой GPS мониторинга.

 

При создании системы пришлось решать проблему предоставления геосервиса. Решения, существовавшие на рынке, не совсем устраивали, так как базировались на самописных форматах цифровых карт, либо привязывались к файловым данным, хранящимся на рабочих местах. Поэтому геоинформационную составляющую системы пришлось создавать заново, но, естественно, на основе ранее накопленного опыта.

В ОАО «Татнефть» стандартом программного обеспечения в области ГИС уже достаточно давно является линейка программных продуктов ArcGIS. На базе сервера ArcSDE создан Банк Данных пространственной информации. По объему и полноте имеющейся геоинформации ОАО «Татнефть» занимает одно из лидирующих положений среди нефтяных компаний России.

Специально для системы мониторинга транспорта был приобретен интернет-сервер ArcIMS 9, и на его базе созданы сервисы предоставления пространственных данных. Сервер приложений и клиентские места подсистемы GPS мониторинга были интегрированы с ArcIMS. В этой работе огромную помощь оказало наличие подробно задокументированной технологии ArcXML (ГИС-расширения стандартного XML), являющейся одним из средств настройки ArcIMS-приложений.

Чего же удалось достигнуть в результате внедрения данной системы? Постоянно специалистами компании анализируется множество получаемых из системы показателей работы транспорта, например, таких как:

  • Среднесменный пробег
  • Отклонение пробега, полученного подсистемой GPS, от пробега в путевом листе
  • Нарушения скоростного режима
  • Контроль отклонений от маршрута.

Как показал наш опыт, подобная система окупается менее чем за один год эксплуатации. Были получены следующие результаты:

  • Снижение среднесменного пробега (пробега на один путевой лист) более чем на 20%;
  • Отклонения пробега, полученного подсистемой GPS, от пробега в путевом листе удалось снизить до 5-7%;
  • Снизилось на порядок количество нарушений скоростного режима, что при перевозке опасных грузов является одним из ключевых показателей безопасности движения;
  • Практически полностью исключены отклонения от маршрута для всех автомобилей, оборудованных системой.

В процессе внедрения, конечно, пришлось столкнуться и со многими проблемами и трудностями – в первую очередь организационными. Были и попытки вмешательства со стороны водителей в работу бортовых блоков, и жалобы, что поступающие данные совершенно неверны, и т.п. Но рядом организационных мероприятий удалось повысить общую дисциплину водителей транспорта, убедить их в необходимости данной системы и правильности получаемых ею данных.

Система транспортного мониторинга ОАО «Татнефть» наглядно продемонстрировала свою высокую эффективность, так что дальнейшее ее развитие и расширение – лишь вопрос времени. Планируется постепенное масштабирование системы, подключение к ней всё большего количества транспортных средств. Также в наших планах реализация полного контроля верхнего оборудования автотранспорта, подключение данной системы к центровывозу – процессу диспетчеризации и централизованной доставки нефтепродуктов потребителям с ближайших нефтебаз.