По статье в журнале ArcUser, октябрь-декабрь 2005 г.
Международный аэропорт Женевы (GIA) в Швейцарии расположен недалеко от центра города. В год он обслуживает более 8 млн. пассажиров, отправляющихся прямыми рейсами в 100 пунктов назначения. Созданная для GIA корпоративная геоинформационная система SITAG, обслуживающая многочисленные службы аэропорта, завоевала высокую популярность. С 2000 года она помогает управлять материальными и финансовыми активами аэропорта, решать многие производственные задачи, обеспечивает создание и оперативное предоставление информации для обеспечения безопасности. В этой статье описывается одна из важных составляющих системы – разработанный для SITAG сетевой геопортал.
Для редактирования данных в ГИС SITAG используются настольные продукты ArcGIS, а для хранения и распространения данных ArcIMS/ArcSDE и Oracle. В эксплуатационных службах используется программное обеспечение FM GlobalCAD, интегрированное с ArcGIS и AutoCAD. С их помощью ведется инвентаризация зданий, ремонт и обслуживание помещений, управление территорией, наружным и внутренним оборудованием аэропорта.
Интранет SITAG – это основанный на Web геопортал, разработанный под ArcIMS 9 с помощью средств .NET Link. Эта технология использовалась для поддержки работы коннектора, обеспечивающего взаимодействие веб-сервера с сервером приложений ArcIMS, динамического генерирования изображений сервером пространственных данных, а также для быстрой разработки Веб-приложений.
SITAG предоставляет интерактивный доступ к данным для всех авторизованных пользователей аэропорта. Функциональные возможности портала намного шире, чем у типичного картографического веб-приложения. Поскольку наиболее важными элементами этого проекта были управление работой пользователей и тесная интеграция между САПР и ГИС, геопортал имеет как пользовательский интерфейс для доступа к данным, так и интерфейс для администрирования и разграничения прав доступа (рис. 1).
Рис. 1. Пользовательский интерфейс изменяется в соответствии с заданными правами пользователей.
Пользовательский интерфейс предлагает инструменты для навигации, определения местоположения зданий и других объектов, а также для визуализации данных в интерактивном режиме. Требования к интеграции управления информацией по объектам инфраструктуры аэропорта привели к созданию интерфейса для навигации с использованием нескольких карт. Такой более гибкий интерфейс позволяет осуществлять навигацию как внутри зданий, так и по окружающей территории. При выборе здания на обзорном изображении автоматически показывается его внешний вид, а на основной карте – его интерьер. При этом пользователь может выполнять навигацию по интересующим его этажам и обращаться к данным, описывающим комнаты, специальное оборудование, мебель и другие объекты. С помощью кнопки возврата пользователь может в любой момент вернуться в исходное местоположение.
Инструмент проектирования позволяет добавлять на существующую карту новые слои в виде текста и рисунков (рис. 2). Чтобы повысить скорость работы, графические элементы сначала создаются только на машине клиента с использованием объектов JavaScript. В конце сеанса проектирования все графические элементы автоматически преобразуются сервером в отдельный слой ArcIMS. Этот динамический слой помещается поверх других отображаемых слоев. Текст и графику можно вывести на печать, при этом пользователи могут настроить отображение, изменяя его цвет, стиль и размер шрифта.
Рис. 2. Аннотация может быть добавлена с помощью инструмента проектирования.
За управление правами доступа отвечает специально разработанный модуль. Каждый пользователь приписывается к той или иной пользовательской группе. Его права доступа напрямую определяются через Active Directory. После запуска программы приложение автоматически идентифицирует каждого пользователя по логину Windows. Затем оно обращается к Active Directory, чтобы определить соответствующую пользовательскую группу и права доступа для данного пользователя. Поскольку интерфейс изменяется динамически, то другие пароли для этого дружественного приложения не требуются.
Управление правами пользователей через консоль администрирования достаточно жесткое. Ограничения могут вводиться на нескольких уровнях: на уровне службы ArcIMS, на уровне блоков данных, а также на уровне отдельных слоев. Пользователь сможет увидеть только доступные ему службы ArcIMS, фреймы данных и слои.
Средства работы с SITAG по сети интранет основаны на использовании ArcIMS 9, .NET Link и ArcMap Server. Коннектор ArcIMS под .NET Link был выбран из-за его полной поддержки технологии .NET. Поскольку в этом приложении объекты COM не используются, производительность повышается. А поскольку языком сервера является ASP.NET, клиентам отсылаются только результаты запросов, что увеличивает скорость выгрузки и сокращает продолжительность обработки данных на машине клиента по сравнению с HTML-технологиями. Для предоставления услуг ArcIMS был выбран ArcMap Server. При использовании существующих документов карты (проектов MXD) процессы интеграции и публикации происходят быстро и легко.
Таким образом, через SITAG обеспечивается доступ и взаимодействие с разнообразными данными по аэропорту при полном сохранении безопасности и тактичном управлении пользовательскими привилегиями.
За дополнительной информацией обращайтесь к автору статьи Дэвиду Бени (David Beni), специалисту по разработке архитектуры ГИС и дизайна баз данных, основателю компании arx iT Consulting, Женева, Швейцария, e-mail: info@arxit.com, Web: www.arxit.com. Эта фирма занимается разработкой прикладных решений и консультациями в сфере ГИС-технологий.