ArcGIS при разработке акустической модели Ростова-на-Дону

Шеина С.Г., Бабенко Л.Л., Гиря Л.В., Альков Р.Ф., Ростовский государственный строительный университет, г. Ростов-на-Дону, тел.: 8-863-227-75-83, E-mail: rgsu-gsh@mail.ru

В настоящее время шум рассматривается как один из наиболее агрессивных и распространенных видов загрязненности городской среды, причем его удельный вес среди факторов, неблагоприятно воздействующих на жизнь и здоровье населения, неуклонно повышается. Однако до настоящего времени нет действенной системы мониторинга шумового загрязнения города.

С 2004 года в Ростовском государственном строительном университете (РГСУ) на кафедре городского строительства и хозяйства проводятся теоретические и экспериментальные исследования шумового загрязнения города. Они включают:

  • разработку методики ведения мониторинга акустического состояния территории г. Ростова-на-Дону;
  • разработку и внедрение комплекса эффективных методов ведения акустического мониторинга;
  • разработку информационного обеспечения системы мониторинга акустического состояния территории города;
  • комплексный анализ и оценку уровня акустического загрязнения территории города;
  • разработку акустической модели города;
  • разработку мероприятий по снижению акустического загрязнения территории г. Ростова-на-Дону.

Методология разработки акустической модели города базируется на использовании программного комплекса ArcGIS для создания и ведения электронных карт акустической обстановки города. Такой подход позволяет проанализировать пространственно-распределенную информацию об источниках шумового загрязнения, отслеживать изменения шумовой обстановки города. Он также способствует эффективному выполнению работ по мониторингу на основе постоянно действующей акустической модели города, более точному прогнозированию изменений шумовой обстановки и эффективному принятию решений, связанных с выбором шумозащитных мероприятий. Система управления базами данных (СУБД), как носитель информационных ресурсов, позволяет вести базу данных и увязывать ее с пространственной информацией о положении источников шумового загрязнения и их характеристиками.

Шумовая обстановка г. Ростова-на-Дону определяется рядом специфических факторов: узкие улицы; насыщенные движением автотранспорта внутригородские автомагистрали; наличие аэропорта в городской черте; высокая степень концентрации промышленных предприятий, особенно в центральной части города; недостаточное количество зеленых насаждений. Основными источниками шумового загрязнения в городе является автотранспорт, рельсовый транспорт, машиностроение и стройиндустрия, а также суда воздушного транспорта.

Наиболее значительным источником шумового загрязнения в городе является автотранспорт. Результаты исследований шума от автотранспорта показали, что интенсивность и структура транспортных потоков на автомагистралях города создают различия в уровнях шума не только у его источника, но и на прилегающей к ним жилой территории. Проводимые исследования предполагали получение в натурных условиях шумовых характеристик рассматриваемых стационарных и мобильных источников при помощи специализированного прибора (шумомера ВШВ 003-М3) по методикам, установленным ГОСТом 20444-85 «Шум. Транспортные потоки. Методы измерения шумовой характеристики» и ГОСТом 23337-78 «Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий». Этот метод был использован, как наиболее точный и надежный, поскольку он позволяет учесть многообразные натурные условия: транспортные, железнодорожные потоки, жизнедеятельность населения, шум ветра, листвы. Так как доминирующим по интенсивности шума является городской транспорт, при выборе пунктов измерения максимальное число контрольных точек было привязано к транспортным магистралям. Остальные точки привязаны к железнодорожному вокзалу, объектам промышленного комплекса, аэровокзалу, лесопарковой зоне, местам отдыха, спальным районам (рис. 1).


Рис. 1.
Карта точек измерения шума в г. Ростов-на-Дону.

 

Результаты натурных измерений, представленные в виде эквивалентных уровней шума, были нанесены на электронную карту города с основными магистралями и проинтерполированы. На основе анализа проведенных исследований получена “Карта плотности шумового загрязнения“ (рис. 2).


Рис. 2.
Карта плотности шумового загрязнения г. Ростова-на-Дону.

 

Высокая интенсивность движения, повышенный уровень шума на примагистральной территории и, как следствие, наиболее неблагоприятный акустический режим в целом наблюдаются по проспектам М. Нагибина, Буденновском, Ворошиловском, Стачки, Космонавтов; площади Ленина; ул. Королева, Добровольского, Красноармейской, Шолохова, Вятской.

В результате проведенных исследований разработаны общие направления шумозащитных мероприятий. Комплексное использование рациональных приемов планировки, застройки, организации рельефа и специальных поперечных профилей транспортных магистралей поможет снизить уровни шума в жилых домах на 10-25 дБа. Примерно такое же снижение шума можно ожидать от применения решений, связанных с увеличением звукоизолирующих качеств ограждающих конструкций зданий.

Таким образом, в среде ArcGIS разработана акустическая модель города, которая может быть использована для принятия управленческих решений по охране и улучшению окружающей среды, то есть среды обитания горожан.