Информационное обеспечение разработки документации территориального планирования субъекта РФ

Скатерщиков С.В., Тясто С.Я., Научно-проектный институт пространственного планирования «ЭНКО», Санкт-Петербург, E-mail: enko@enko.spb.ru, Web: www.enko.spb.ru

В настоящее время самым оптимальным путем создания и представления градостроительной документации является использование полноценной географической информационной системы (ГИС).

НПИ «ЭНКО» разрабатывает проектную градостроительную документацию различных уровней: Схемы территориального планирования субъектов федерации (областей, краев, республик), Схемы территориального планирования муниципальных образований (районов областей), Генеральные планы городов, Правила землепользования и застройки, Проекты зон охраны объектов культурного наследия, Схемы развития транспортного комплекса, Проекты планировки жилых районов.

В настоящей статье мы остановимся подробно на разработке Схемы территориального планирования субъекта Российской федерации (Субъекта), поскольку именно документация такого рода наиболее актуальна для современного этапа развития страны. При разработке данного документа можно выделить три основных этапа:

  • сбор исходных данных, оценка существующего положения;
  • комплексный градостроительный анализ территории и представление концепции территориального планирования;
  • проектные решения – мероприятия по территориальному планированию.

Выполнение каждого этапа сопровождается передачей Заказчику картографического материала с отображением существующей или проектной градостроительной ситуации и пояснительной записки.

Для создания полноценной ГИС Субъекта необходимо собрать и аккумулировать огромный объем исходных данных с полной информацией об объекте. Сведения о территории субъекта РФ собираются из самых разных государственных и не государственных организаций и структур, работающих в области архитектуры, кадастра, экономики, статистики, природных ресурсов, инженерной и транспортной инфраструктур и многих других.

Соответственно, исходные материалы поступают в самых разных форматах, как в электронном, так и в бумажном видах. Это отчеты, графики, схематические и картографические материалы в форматах ГИС, САПР, EXCEL, растровые покрытия. Возможно также предоставление в виде отдельных тематических внемасштабных схем.

Для разработки картографического материала проекта специалистами НПИ «ЭНКО» используется программное обеспеченное ArcGIS 9. Оно позволяет адаптировать все собранные материалы в единую картографическую среду, свободно работать с любыми электронными данными. Они конвертируются, приводятся к единой или необходимой системе координат и проекции (в том случае если мы имеем картографические данные различных форматов).

Результатом этапа Сбор исходных данных является систематизированная ГИС, содержащая набор слоев, покрытий, шейп-файлов и баз геоданных, отражающих существующее положение территории, ее современное функциональное использование.

После сбора и обработки исходной информации в процессе проектирования возникает задача ее изучения и оценки. На языке проектировщиков этот этап работ называется Комплексный градостроительный анализ территории. Собираются и анализируются картографические и семантические материалы, охватывающие практически все аспекты жизнедеятельности области и влияющие на ее территориальную организацию. Одним из важнейших аспектов такой работе является визуализация собранной информации. Она позволяет обозначить актуальные проблемы территории, сформулировать возможные направления развития Субъекта, то есть сформировать концептуальное видение будущего. В результате Комплексного градостроительного анализа территории созданная на этапе сбора исходных данных ГИС пополняется аналитическими (тематическими) слоями и концептуальными предложениям. Анализ, выявление потенциала, определение стратегии развития и прогнозных показателей территории дается по следующим основным взаимосвязанным блокам:

  • социально-экономический;
  • природно-экологический;
  • инженерно-инфраструктурный;
  • функционально-планировочный.

В социально-экономическом блоке анализируется система расселения и тяготения населения. В ГИС выделяются ареалы расселения с соответствующими центрами межселенного обслуживания (рис. 1).


Рис. 1.
Каркас расселения.

 

По социально-экономическим параметрам рассматриваются и картографически отображаются существующая плотность населения, возрастная структура, демографическая нагрузка, динамика численности и структура занятости населения, размещение отраслей промышленности, отраслевая структура экономики по районам, обеспеченность жилищным фондом, услугами медицины, образования и культуры.

Цель разработки этого блока состоит в обеспечении устойчивого развития областной системы расселения для стабильного и полноценного социального обслуживания населения. В нем также приводятся расчеты необходимого объема объектов обслуживания населения, сведения о потребности в жилом фонде и размере нового жилищного строительства. В хозяйственном комплексе выделяется промышленность, занимающая ведущее место: машиностроение, металлообработка, пищевая, лесная, деревообрабатывающая и т.п.

Важной составляющей разработки природно-экологического блока в градостроительном анализе является чертеж «Комплексная оценка территории» (рис. 2). В геоинформационной системе дается инженерно-строительное районирование территории. Выделяются источники минерально-сырьевых ресурсов федерального и регионального значения. Определяются территории благоприятные для любого вида строительства или для рекреационного освоения. Помимо этого, исследуемый регион зонируется по особым условиям использования территории по экологическим, природно-охранным или инженерно строительным критериям. Эти обязательные ограничения территориального развития учитываются при разработке проектных предложений. Чертеж «Комплексная оценка территории» позволяет ранжировать местность с точки зрения пригодности для использования под различные функции: промышленное и жилищное строительство, рекреация, производство, сельское и лесное хозяйство и пр.


Рис. 2.
Схема комплексной оценки территории.


Рис. 3.
Природно-экологический каркас.

 

Очень важной для данного блока является Схема природно-экологического каркаса, где представлена сложившаяся и проектируемая система ценных природных территорий и рекреационных зон (рис. 3). В ГИС создаются и выделяются следующие элементы:

  • существующие и проектируемые особо охраняемые природные территории (ООПТ) – «ядра» или «узлы» каркаса;
  • лесные территории;
  • зеленые зоны городов;
  • эколого-компенсационные зоны;
  • болотные массивы, являющиеся “природными окнами” экосистем;
  • водораздельные полосы и др.

Следующий блок – инженерно-инфраструктурный. Комплексная оценка транспортной инфраструктуры представляет собой анализ положения Субъекта в системе транспортных коридоров России и Европы, анализ автомобилизации населения, плотности дорожной сети и ее современного технического состояния, транспортной доступности центров экономической и социальной жизни. Выделяются буферные зоны, транспортные коридоры автомобильного и железнодорожного транспорта (рис. 4). Создается ГИС транспортного комплекса Субъекта, на которой базируются проектные предложения по перспективному развитию.


Рис. 4.
Схема развития транспортной инфраструктуры.


Рис. 5.
Схема развития инженерной инфраструктуры.

 

Аналогично, оценивается и прогнозируется инженерная инфраструктура. ГИС этого блока состоит из следующих основных разделов: водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, средства связи. Формирующими элементами Схемы развития инженерной инфраструктуры (рис. 5) являются слои сооружений энергоснабжения (ТЭЦ, ТЭС, ГРЭС, электроподстанции, ГРС), магистральные нефте-, газопроводы и ЛЭП. Здесь же выполняются аналитические схемы по оснащению районов Субъекта различными видами инженерного оборудования.

Функционально-планировочный анализ базируется на изучении урбанизированного, природно-экологического и историко-культурного каркасов территории.

Урбанизированный каркас состоит из планировочно-коммуникационных осей и примыкающих к ним локальных планировочных образований. Как правило, именно на этих территориях планируется развитие зон экономической активности – размещение технополисов, индустриальных парков, технико-внедренческих зон и т.п.


Рис. 6.
Историко-культурный каркас.

 

Историко-культурный каркас – это комплексное, сложившееся в течение многих веков устройство местности (рис. 6, показан историко-культурный каркас Калужской области, разработан Т.А. Вайнштейн, ИНРЕКОН, г. Москва). В качестве составляющих элементов в историко-культурный каркас входят:

  • памятники истории и культуры;
  • природные ландшафты;
  • центры народных художественных промыслов;
  • территории с самобытным обликом, культурным наследием и образом жизни;
  • объекты паломнического туризма;
  • природные памятники;
  • памятники архитектуры и др.

В ГИС они представлены соответствующими тематическими слоями.

 


Рис. 7.
Схема развития туризма и рекреации.

 

Анализ этих элементов позволяет выделить историко-культурные районы, в том числе для развития туризма и рекреации, позволяет оптимально спроектировать туристические маршруты и размещение многопрофильных туристических комплексов (рис. 7), включающих:

  • природно-климатические курорты (озерные, лесные районы);
  • познавательный туризм в старинных русских городах и усадьбах;
  • паломнические маршруты;
  • рыболовные маршруты;
  • охотничье хозяйство;
  • экологические маршруты;
  • оздоровительный туризм;
  • спортивный туризм;
  • агротуризм;
  • организованный дачный туризм и др.

 


Рис. 8.
Схема территориального зонирования.

 

На основе комплексного анализа территории осуществляется проектное градостроительное зонирование (рис. 8) с выделением зон по специализации в районах концентрации тех или иных факторов, например:

  • Зоны урбанизации, ареалы повышенной плотности расселения;
  • Зоны преимущественно природоохранного назначения, которые состоят из взаимосвязанных систем ООПТ, лесных массивов, зеленых зон городов, ценных болотных экосистем и т.д.;
  • Зоны природно-рекреационного назначения, с выделением основных ареалов концентрации природно-исторических ландшафтов, а также предлагаемых маршрутов туризма и основных автомобильных маршрутов, рассматриваются с точки зрения перспективности развития, целесообразности организации туристско-рекреационных центров.

Для каждого района Субъекта предлагаются направления его дальнейшего развития и желательная специализация (промышленная, агропромышленная, логистическая, туристско-рекреационная и пр., или сочетание специализаций), определяются направления и трассы важных транспортных коридоров.

Таким образом, в ГИС «Схема территориального планирования субъекта федерации» перерабатывается широкий спектр и большой объём информации о жизнедеятельности территории.

С использованием программного обеспечения ESRI в процессе разработки Схемы территориального планирования Субъекта создается более 50 тематических картографических видов. Применение этих компьютерных технологий позволяет представить в многофункциональной ГИС градостроительную документацию, систематизированную и классифицированную в доступном виде для ее использования заказчиком.

Работа над проектом ведется в течение относительно продолжительного периода времени, но ГИС-технологии позволяют постоянно обновлять и уточнять данные в процессе проектирования. В связи с этим Заказчик – в большинстве случаев это Администрация субъекта РФ (или Орган архитектуры и градостроительства Администрации) – получает актуальный материал, отражающий состояние территории на момент сдачи проекта. ГИС-технологии также дают возможность Заказчику самостоятельно актуализировать информацию, то есть вести реальный мониторинг территориальной деятельности.