Сахно С.В., ТОО «Казахстанский центр ГИС», г.Астана,
тел./факс: (7717) 241-68-20,
e-mail: sachno_sergey@list.ru,
Web: www.gis-center.kz
Первый вариант этой системы был запущен в промышленную эксплуатацию в 2002 году и состоял всего из двух подсистем: «Единый Государственный реестр земель» и «Земельный баланс». С каждым годом существования АИС ГЗК увеличивалось количество подсистем, а также производилась модернизация ранее созданных (рис. 1). К концу 2006 года система состояла уже из 13 подсистем[1].
Но, несмотря на кажущиеся радужными перспективы, пришлось столкнуться с целым рядом трудностей. Одной из основных проблем стало то, что мало создать работоспособную подсистему, необходимо чтобы люди начали реально работать именно с помощью нее. А для этого очень важна «удобность» не только отдельного программного продукта, но и всей системы в целом. А этим качеством созданная АИС ГЗК похвастать не могла.
Рис. 1. Структура автоматизированной информационной системы Государственного земельного кадастра к 2005 году.
Именно поэтому на определенном этапе развития системы было принято решение о модернизации всего существующего комплекса. Практически в течение всего 2005 года проводились исследования существующих подсистем, структуры баз данных, бизнес-процессов и т.п. Все мысли и идеи активно обсуждались на форумах непосредственно с конечными пользователями. В результате все чаще в обсуждениях вместе с термином «удобность» начал появляться термин «универсальность». И в конечном итоге родилась концепция создания универсального программного продукта, который объединил бы в себе все существующие подсистемы, а также позволил безболезненно включать в себя новые (рис. 2). Двумя основными тенденциями при разработке новой системы стали: создание и использование метаданных атрибутивных баз данных и перевод ранее созданных подсистем в библиотеки, подключаемые к приложению ArcGIS ArcMap (рис. 3).
Рис. 2. Новая структура автоматизированной информационной системы Государственного земельного кадастра.
Рис. 3. Пример использования средств ArcMap в подсистемах АИС ГЗК.
На первом этапе был создан целый ряд таблиц, в которых собиралась вся информация о структуре атрибутивной базы данных АИС ГЗК, включая полное описание всех таблиц и полей. Также была создана группа модулей, в которых были описаны все стандартные процедуры (поиск, добавление, редактирование и т.п.), необходимые для работы с базой данных. Это принесло два основных плюса: для разработчиков – в случае изменения структуры базы данных производятся изменения только в служебных таблицах, не затрагивая при этом пользовательских интерфейсов; для конечных пользователей – единый стиль и методика выполнения всех основных действий во всех подсистемах АИС ГЗК. Второй этап заключался в переводе всех существующих подсистем в библиотеки (рис. 4). На этом этапе были описаны уникальные для каждой подсистемы действия, после чего были произведены необходимые для перевода в подключаемые к ArcMap библиотеки действия (ContentsView, DockableWindows, Extension, ToolbarControl и т.п.). На третьем заключительном этапе были созданы конвертер для переноса данных в БД новой структуры и программа-регистратор библиотек.
Рис. 4. Пример работы библиотеки стандартных процедур.
К середине 2006 года описанные выше работы были закончены, и началось тестирование новой системы. Подсистемы, создаваемые в 2006 году, готовились в двух вариантах: приложение под старую структуру БД и библиотека под новую. Основное отличие модернизированной системы от предыдущей заключается в объединении всех подсистем в единый комплекс. Он включает в себя инструментарий для работы как с атрибутивными, так и с графическими данными. Пользователи получили возможность «на лету» переключаться из одной подсистемы в другую. Помимо этого, с помощью инструментария «Кадастрового документооборота» все подсистемы были связанны между собой. Можно с уверенностью сказать, что на данный момент практически полностью автоматизирована система получения правоудостоверяющих документов, начиная с первичной регистрации заявок и заканчивая выдачей Государственного акта.
В рамках создания автоматизированной системы Государственного земельного кадастра в 2006 году были разработаны три подсистемы: «Земельные платежи», «Земельные конкурсы, аукционы» и «Кадастровый документооборот».
Подсистема «Земельные платежи» обеспечивает предоставление расчетов по платежам за землю, а также контроль за их поступлениями. Основные функции, выполняемые подсистемой: расчет земельного налога; расчет арендной платы; расчет сметы по предоставляемым услугам; предоставление целого пакета отчетов, схем, диаграмм о фактах оплаты.
Подсистема «Земельные конкурсы, платежи» автоматизирует организацию и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или прав аренды земельных участков. Основные функции, выполняемые подсистемой: подготовка аукционов и конкурсов на земельные участки; проведение аукционов и конкурсов на земельные участки; оформление и исполнение сделок.
Подсистема «Кадастровый документооборот» автоматизирует выполнение всех задач документационного обеспечения управления в полном объеме. Основные функции, выполняемые подсистемой: подготовка документов; регистрация документов; учет документов; поиск документов; хранение документов; контроль за исполнением документов.
С 2007 года начато внедрение новой системы по всей Республике. Новые подсистемы разрабатываются уже только как библиотеки под новую структуру. В текущем году будут разработаны две новые подсистемы: «Землеустроительное проектирование» – подсистема предназначена для автоматизации процессов землеустроительного проектирования; «Архив» – подсистема предназначена для хранения и чтения кадастровых дел и прочих документов, относящихся к земельному кадастру.
[1] От редакции ArcReview: О первых этапах становления и развития современной системы земельного кадастра Казахстана можно прочитать в статьях, опубликованных в 25-м и 33-м выпусках ArcReview.