Шварц Олег Фердинандович, Директор ФГУ «Земельная кадастровая палата»по Кемеровской области, e-mail: o.f.schwarz@mail.ru, http://www.kadpalata.ru
Creation and Development of Spatial Data Infrastructure of Kemerovskaya Oblast (Russian Federation)
Из утвержденного распоряжением Правительства РФ №872 от 25.06.2009 года перечня государственных услуг и (или) функций, осуществляемых с использованием информационных и телекоммуникационных технологий (в том числе в электронном виде), в разделе V «Государственные услуги в сфере регистрации прав на земельные участки, недвижимое имущество и сделок с ними, включая формирование кадастра объектов недвижимости, предоставление выписок из него», за Росреестром закреплены следующие государственные услуги, оказываемые в электронном виде:
- Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставление сведений из ЕГРП;
- Предоставление сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (ГКН), размещение публичных кадастровых карт в сети Интернет;
- Постановка объектов недвижимости на государственный кадастровый учет.
В сегодняшних условиях создания Федеральной службы государственной регистрации, кадастра объектов недвижимости и пространственных данных – «Росреестр» – актуальность качества предоставляемых государственных и информационных услуг в сфере государственной регистрации прав, кадастрового учета и формирования пространственных данных неоспорима.
В представленном и в целом одобренном Правительством РФ 11.06.2009 г. проекте «Концепции создания единой федеральной системы государственной регистрации прав на недвижимость и государственного учета недвижимости» определены несколько приоритетных направлений, реализация которых позволит повысить качество услуг, открытости и «понятности» процедур регистрации и учета для граждан.
Одним из таких направлений является создание Единой федеральной информационной системы недвижимости (ЕФИСН), а также предусмотрены сроки и этапы ее реализации.
Единая информационная система недвижимости
ЕФИСН представляет собой совокупность программных, технических, информационных, организационных средств, систем передачи данных, технологий их использования и предназначена для обеспечения информационной поддержки управленческой и производственной деятельности центрального аппарата управления и территориальных отделов.
Основное направление развития ЕФИСН заключается в создании информационно-технологической инфраструктуры, обеспечивающей эффективное функционирование ЕФИСН на основе:
- использования единых стандартов и технологий построения ЕФИСН;
- электронного документооборота (информационного взаимодействия) на различных уровнях управления (федеральном, региональном, муниципальном) и с внешними системами;
К основным принципам, на базе которых осуществляется развитие ЕФИСН, относятся:
- принцип системности, состоящий в рациональной декомпозиции системы на взаимосвязанные составные части (компоненты, подсистемы), которая предоставляет возможность их автономной разработки и внедрения при единстве технической политики, что обеспечивает целостность системы при взаимодействии с изменяющейся внешней средой;
- принцип открытости, состоящий в способности ЕФИСН к расширению состава предоставляемых услуг и технологий и к увеличению числа источников информации и пользователей без нарушения ее внутреннего функционирования и ухудшения эксплуатационных характеристик.
Кемеровская область – один из «пилотных» регионов, в которых апробируются все инновационные решения и тесты, позволяющие оценивать и прогнозировать основные направления развития технологий внедрения ЕФИСН, что должно привести к повышению качества предоставляемых государственных услуг в сфере регистрации прав и кадастрового учета.
Единая система государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета и инфраструктуры пространственных данных решает три основные задачи:
- Учетная – учет качественных и количественных характеристик объекта недвижимости, который обеспечивает объективность результатов процесса регистрации прав на объекты недвижимости и является наиболее важной услугой для физических и юридических лиц;
- Фискальная – формирование налогооблагаемой базы на основе реально существующих данных;
- Информационная – обеспечение граждан, государственных органов власти и бизнес сообщества достоверными, юридически значимыми сведениями об объектах недвижимости.
ИПД Кемеровской области: задачи и решения
В Кемеровской области, где с 2007 года в полном объеме ведется кадастровый учет земельных участков и объектов капитального строительства, к настоящему времени назрели серьезные основания для развития и совершенствования уже созданного инструментария. В первую очередь это касается имеющихся регламентов, технологий инвентаризации и формирования объектов земельно-имущественного комплекса, создания и ведения баз данных реестров объектов недвижимого имущества.
В настоящей статье мы хотим рассказать, что предлагается сделать для создания и дальнейшего развития Инфраструктуры пространственных данных (ИПД) Кемеровской области. Она представляет собой системы базовых пространственных данных, метаданных, стандартов и регламентов, географических информационных узлов, сетевых картографических и геоинформационных сервисов для обеспечения доступности и обмена географическими информационными ресурсами и предназначена для обеспечения информационной, управленческой и производственной поддержки деятельности органов государственной власти.
Успешное решение этой задачи позволит обеспечить свободный доступ всех заинтересованных лиц, включая органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и граждан, к имеющимся пространственным данным и их последующее эффективное использование.
Основой такой работы может стать информационный ресурс автоматизированной информационной системы государственного кадастра недвижимости (АИС ГКН). На протяжении нескольких лет в Кемеровской области созданы многоуровневые интегрированные базы данных, содержащие информацию пространственного, оперативно-справочного, статистического, управленческого назначения.
Важно сформировать один источник сведений об объекте недвижимости, а поэтому необходимо приблизиться к первичному источнику информации за счет интеграции информационных систем, объединения данных и внедрения новых информационных технологий.
Географические информационные системы (ГИС) являются, на наш взгляд, наиболее перспективным средством информационного обеспечения задач управления территорией, при решении которых требуется пространственное представление информации. Прежде всего, это задачи создания автоматизированных систем ведения кадастров, управления земельными ресурсами, недвижимостью, природопользованием, экологической безопасностью, градостроительством и др.
Акцентируем внимание на ключевых направлениях создания Региональной инфраструктуры пространственных данных (РИПД).
Наиважнейшее– это интеграция информационных ресурсов. Что здесь было сделано.
- интегрированы распределенные информационные ресурсы на всех уровнях управления, включая:
- информационно-технологическую составляющую, обеспечивающую системный подход к ведению и развитию комплекса государственных услуг;
- телекоммуникационную составляющую, обеспечивающую интеграцию функциональных и технических возможностей сетей связи и передачи данных, унификацию технических решений и средств.
- проведен комплекс работ по обеспечению цифровой картографической основой.
Остановимся на втором направлении, которое, на наш взгляд, является самым трудоемким и затратным в создании РИПД.
Рис. 1. Цифровая картографическая основа разных масштабов.
Рис. 2. Ортофотопланы, создаваемые по материалам аэро- и космической съемки высокого разрешения.
Рис. 3. Кадастровая организация Кемеровской области.
В качестве первого шага необходимо интегрировать все основные распределенные пространственные данные:
- цифровую картографическую основу; в Кемеровской области она включает в себя векторные карты масштаба 1:2000 для населенных пунктов и масштаба 1:10000, 1:25000 для межселенной территории с отвекторизованными базовыми объектами (рис. 1);
- ортофотопланы, создаваемые по материалам аэросъемки или космической съемки высокого разрешения (рис. 2);
- кадастровую информацию (рис. 3);
- объекты адресной системы; в Кемеровской области подготовлены векторные адресные планы по 741 городу и населенному пункту (рис. 4, 5). Количество объектов адресной системы в этих планах составляет 874541, из них 745831 – с полными семантическими данными;
- тематическую картографическую информацию, используемую для реализации приложений: дежурные кадастровые карты (ДКК), категории земель, материалы инвентаризации земель, границы муниципальных образований и др. (рис. 6).
На этой основе в централизованной информационной системе создана база данных о наличии картографо-геодезических и других пространственных данных для каждого района и города (рис. 7).
Рис. 4. Векторные адресные планы на города.
Рис. 5. Векторные адресные планы на населенные пункты.
Рис. 6. Разнообразные по тематическому наполнению и масштабам картографические материалы.
Рис. 7. Общая схема наличия картографо-геодезических и других пространственных данных по Кемеровской области.
Наиболее сложным и, в то же время, важным, на наш взгляд, является комплексное внедрение геоинформационных технологий – создание корпоративной инфраструктуры пространственных данных АИС ГКН.
Сложность такого внедрения обусловлена вовлеченностью в него многих подразделений и специалистов, большими объемами разнородной и часто не согласованной между собой пространственной и атрибутивной информации, необходимостью создания и адаптации общей информационной инфраструктуры пространственных данных с единой системой координат. Так, например, в Кемеровской области на начало внедрения централизованного учета только используемых систем координат в ГЗК насчитывалось более 90, требующих пересчета пунктов ОМС – более 9000, не говоря уже о разнородной по масштабу и качеству картографической основы и т.д. (рис. 8).
Рис. 8. Геодезическая и картографическая основа Кемеровской области.
Основной технической задачей при внедрении АИС ГКН на уровне субъекта является ее информационное наполнение.
Особенность кадастровой информации – большие объемы данных, которые имеют пространственную привязку и должны быть интегрированы. Проблема с данными в АИС ГКН – не только в их количестве, но и в качестве. Речь идет о необходимости актуализации БД АИС ГКН, проведения необходимых мероприятий по выявлению отсутствующих и некорректных данных, содержащихся в ГЗК.
Телекоммуникационная составляющая
Общая архитектура единой информационной системы недвижимости (ЕФИСН) предполагает, что схема сбора, обработки и представления информации остается аналогичной сегодняшней, с той лишь разницей, что в субъектах создаются свои объединенные информационные ресурсы (базы данных ведомственного и публичного пользования), формируемые на основе информации территориальных отделов и подведомственных предприятий. Поэтому крайне важно проведение мероприятий по созданию коммуникационных узлов мультисервисной сети и определению оптимальной структуры телекоммуникационной составляющей, которая обеспечила бы интеграцию функциональных и технических возможностей сетей связи и передачи данных (рис. 9).
Рис. 9. Каналы связи и транспортная инфраструктура Кемеровской области.
Результат работ по интеграции – единое информационное пространство органов кадастрового учета, представляющее собой совокупность баз и хранилищ данных, телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и имеющих общие правила ведения, использования и управления (рис. 10, 11).
Рис. 10. Единое информационное пространство Кемеровской области.
Рис. 11. Пример мониторинга и анализа данных работы отделов ФГУ.
Сегодня идет процесс перехода к качественно новым организационно-технологическим моделям организации труда, в основе которых роль главного информационного ресурса начинают играть геоинформация и знания.
В этой связи, необходимо принципиально менять информационные технологии поддержки рабочих процессов кадастрового учета объектов недвижимости и регистрации прав на объекты. От позадачного подхода следует перейти к технологии представления информационного сервиса (ИТ — услуг), т.е. процедуры, решаемой в рамках одного или нескольких рабочих процессов средствами информационных технологий. Переход на концепцию представления ИТ — услуг обуславливает необходимость выстраивания внутренней структуры организации таким образом, чтобы внешние сервисы, как конечный результат работы, предоставлялись максимально эффективно. Вот здесь очень важную роль должен сыграть выбор удобного «инструментария», позволяющего успешно реализовать поставленную задачу.
Для решения таких задач выбрано семейство программных продуктов ArcGIS. Почему?
Во-первых, программные продукты ArcGIS позволяют создавать приложения различной сложности, с масштабированием решений по функциональности и объему обрабатываемой пространственной информации – от настольных приложений до распределенных многоуровневых корпоративных и государственных информационных систем (рис. 12).
Рис. 12. Портал госуслуг – публичная кадастровая карта Кемеровской области.
Во-вторых, ArcGIS предоставляет возможность выполнения операций, связанных с формированием и описанием объекта учета, ведением распределенных многоуровневых хранилищ пространственных данных, кадастровой оценки, межведомственного обмена и публикации кадастровых сведений.
Интеграция всех информационных ресурсов в единую информационную систему позволяет добиться эффекта синергии – получения дополнительного эффекта от внедрения интегрированной АИС, превосходящего сумму эффектов от отдельных территориально-распределенных систем.
Такая технология централизации обработки данных, процедур ввода, контроля данных, доступа к БД и консолидации учета на региональном уровне, обеспечив непосредственный доступ к первичной информации структурам верхних уровней управления, позволяет улучшить управляемость системы в целом.
Эффективность
Оценка эффективности является составной частью работ по созданию, внедрению и поддержке функционирования рабочих процессов ведения государственного кадастра объектов недвижимости в Кемеровской области.
Централизация информационных ресурсов принесла качественно новые результаты:
- упрощение информационных систем за счет выявления избыточности (дублирования) в описании данных и в технологических процессах;
- интеграция на уровне координации технологических процессов;
- интеграция на уровне данных;
- интеграция на уровне инфраструктуры;
- ускорение процесса внедрения новых информационных технологий;
- централизованное хранение данных, также являющееся непременным условием обеспечения целостности и сохранности данных.
Качественные результаты внедрения заключаются в повышении технологичности, создании единого и актуального информационного ресурса, повышении персональной ответственности сотрудников за принимаемые управленческие решения.
Литература
- Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
- Постановление Правительства РФ от 25.12.2007г. №931 «О некоторых мерах по обеспечению информационного взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления при оказании государственных услуг гражданам и организациям».
- Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации №416 от 19 октября 2009 г. «Об установлении перечня видов и состава сведений кадастровых карт».
- Постановление правительства РФ «Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости» от 18.08.2008г. №618.
- Автоматизированные информационные технологии в налоговой и бюджетной системах: Учеб. пособие для вузов (Под редакцией Г.А. Титаренко. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
- Мишустин М.В. Информационно-технологические основы администрирования имущественных налогов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.