Кочешев Н.П., ООО «Газпром трансгаз Югорск», Карсян Е.И., НПК «Бюро Кадастра Таганрога», E-mail: karsyan@cbt.ru, Web: www.cbt.ru
Assets Data Inventory for “Gazprom Transgaz Yugorsk”
Предприятия нефтегазовой отрасли – это сложные производственно-технологические комплексы (ПТК). Они включают в себя многие виды имущества, в том числе и десятки тысяч разноплановых объектов недвижимого имущества: земельные участки, здания, различного рода сооружения и т.д. Как известно, эффективное управление ПТК обеспечивает рост доходов за счет оптимального соотношения количества и качества имущества, а также сокращение затрат за счет оптимизации использования ресурсов различного назначения.
Управление ПТК можно разделить на учет имущества и собственно управление. К задачам учета имущества относятся инвентаризация, сбор, консолидация данных и структурирование информации об имуществе – формирование различных реестров. Объем сведений и документов на недвижимое имущество очень большой. Как правило, на предприятиях нефтегазовой отрасли все данные и сведения сформированы в реестры, ведение и учет которых закреплены за разными структурными подразделениями. Сведения для каждого реестра формировались по собственным правилам, требованиям, в соответствии с законодательством, при этом каждый реестр ведется по своей методике. Кроме того, у больших компаний объекты основных средств, имеющие площадь застройки, расположены на разных земельных участках и закреплены за разными филиалами, находятся в зоне действия нескольких муниципальных образований и субъектах Российской Федерации (РФ).
Научно-производственной компанией «Бюро Кадастра Таганрога» (НПК «БКТ») выполняются работы по проведению независимой комплексной инвентаризации данных об объектах недвижимости и земельных участках с проверкой и актуализацией имущественных реестров предприятия. Результатом подобных работ является создание единого реестра объектов недвижимого имущества предприятия, представляющего собой единую систему учета объектов основных средств, земельных участков, недвижимого имущества и всей прилагаемой документации.
ООО «Газпром трансгаз Югорск» – одно из крупнейших газотранспортных дочерних обществ ОАО «Газпром», сложное по своей структуре, имеющее в составе различного плана филиалы, количество которых на настоящий момент составляет 41 филиал.
Силами НПК «БКТ» в ООО «Газпром трансгаз Югорск» была проведена комплексная инвентаризация данных об объектах недвижимости, которая предполагала проверку и актуализацию сведений об объектах основных средств имеющих коды ОКОФ 11 … (здания), 12 … (сооружение), 13… (жилой фонд).
Работы были выполнены по объектам Общества, закрепленным за следующими филиалами:
- ПТУ «Казымгазремонт»
- ПТУ «Тюментрансгазремонт»
- ПТУ «Надымгазремонт»
- Югорское РНУ
- СУ «Югорскгазавтоматика»
- Югорское УТТ и СТ
- Надымское УТТ и СТ
- Белоярское УТТ и СТ
- Гостиничный комплекс «Югорск»
Всего было проинвентаризировано свыше 1500 объектов.
На первом этапе выполнения работ проведена инвентаризация следующих данных:
- бухгалтерский учет основных средств – инвентарные номера, наименование, местоположение, технические характеристики объектов;
- землеустроительная документация – информация о местоположении участка, его конфигурации и площади, кадастровом номере, реквизитах правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов, экономических характеристиках, наименовании и инвентарных номерах расположенных на земельном участке объектах недвижимости;
- правоустанавливающие документы – постановления, решения, акты оценки, акты ввода в эксплуатацию объекта, акты приемки законченного строительством объекта, акты приемки – передачи и др.;
- техническая документация – информация о местоположении объекта недвижимости, его технических характеристиках, наименовании, кадастровом и инвентарном номере.
Проверка указанных данных и материалов на полноту, корректность, достоверность и взаимную непротиворечивость производится с помощью программных средств САУРОН (разработка БКТ) и ArcGIS (Esri), MapInfo, путем внесения сведений в единую базу данных (рис. 1).
Рис. 1. Ввод данных в Систему автоматизированного учета и регистрации объектов недвижимости (САУРОН).
Одновременно со сбором, проверкой, обработкой и анализом информации производится ее консолидация из различных реестров в один – систему автоматизированного учета и регистрации объектов недвижимости (САУРОН), а также устанавливается связь между графической и семантической информацией по объектам (рис. 2). САУРОН реализована в архитектуре «клиент-сервер». Предусмотрена возможность функционирования в режиме терминального сервера и организация удаленных рабочих мест. В качестве сервера семантических данных используется Microsoft SQL Server, а в качестве сервера пространственных данных – ArcSDE.
Рис. 2. Установленная связь между семантической и графической информацией по объектам.
На втором этапе выполнялись работы по инвентаризации объектов в полевых условиях, непосредственно при выезде к месту расположения объекта. Таким образом, проводилась проверка и уточнение данных реестров и документов на соответствие фактическому состоянию объектов. Сравнение фактических характеристик с характеристиками в документах и выявление несоответствия в этажности, материале постройки, размерах зданий и сооружений. Кроме того, выявлялись объекты, не учитываемые самостоятельно в учете основных средств предприятия, но находящиеся на его территории. Также были выявлены объекты, на которые отсутствовали правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы, техническая документация, по возможности устанавливалась причина их отсутствия.
На территории предприятия выявлялись объекты с кодом ОКОФ оборудование, имеющие площадь застройки, состоящие на балансе предприятия и имеющие все признаки капитального строительства, то есть являющиеся сооружениями, прочно связанными с землей и технологически входящими в состав иных объектов. Создание реестра указанных основных средств позволяет предоставить заказчику сведения для принятия решений о разукрупнении комплексных инвентарных объектов или их укрупнении и для формирования групп инвентарных объектов, однородных по структуре.
В ходе создания единого реестра объектов недвижимого имущества отдельной задачей является определение основных признаков инвентарного объекта, таких как:
- отдельная часть одного инвентарного объекта выполняет самостоятельную функцию, зачастую с отличным сроком полезного использования;
- инвентарные объекты находятся в комплексе между собой и выполняют одинаковую функцию;
- части комплексного инвентарного объекта можно идентифицировать как объект с отдельными кодами ОКОФ.
Созданный реестр позволит принимать управленческие решения в целях рационального использования основных средств и в проведении эффективной амортизационной политики с минимизацией налоговых рисков.
Третий этап работ включал в себя подготовку выходных данных, отчетов и рекомендаций, а также формирование основного отчета по результатам проведенных работ по комплексной инвентаризации объектов (рис. 3). Отчет представляет собой полный свод данных с фотографией объекта, сводными таблицами о наличии документов, кратким описанием и характеристикой объекта недвижимого имущества (НИ), а также с выявленными отклонениями от нормы.
Рис. 3. Сформированный отчет по результатам проведения работ по комплексной инвентаризации.
Таким образом, был сформирован единый реестр для системы управления имуществом. Система наполнена актуальной, проверенной и сведенной информацией как о земельных участках, так и об объектах недвижимого имущества с привязкой отсканированных образов всех документов. Кроме того, в системе собраны пространственные данные о земельных участках и расположенных на них объектах.
Указанная система позволяет формировать аналитические запросы любой сложности к базе данных, формировать выборки по всем имеющимся в системе данным и на их основе генерировать необходимые отчеты (рис. 4).
Рис. 4. Генераторы запросов и отчетов.
Использование такой системы на предприятиях помогает вести учет недвижимого имущества и земельных участков в соответствии с Федеральным законом № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», согласно которому учет земли и недвижимости стал единым.
Сформированные в системе данные полностью готовы для конвертации в Единый реестр учета прав собственности на недвижимое имущество в системе ОАО «Газпром». Из системы (САУРОН) автоматически по заданным параметрам формируется отчет (Excel-таблица) для последующего внесения в программный комплекс ЕРП.
Работа с подобным реестром позволит:
- повысить эффективность и унификацию учетной функции управления ПТК;
- получать четкую информацию об объекте;
- отслеживать информацию об объектах на любой стадии их существования;
- формировать группы инвентарных объектов, однородных по структуре, путем принятия решений о разукрупнении и укрупнении комплексных инвентарных объектов;
- получать актуальную информацию для проведения эффективной амортизационной политики;
- вести расчет налога и арендной платы, контролировать учет исполнения платежей.
Управление ПТК имеет очень высокую информационную сложность, и поэтому наличие актуальных, точных данных об имуществе предприятия, позволит эффективно решать как задачи управления имуществом, так и множество смежных задач, например, при принятии решения о ремонте и реконструкции объектов или о проведении работ капитального характера, при оценке затрат в случае необходимости выноса за пределы охранной зоны объектов имущества сторонних владельцев. А использование автоматизированной системы учета и регистрации объектов недвижимости (САУРОН) позволяет легко и быстро получать информацию об объекте недвижимости и обо всей прилагаемой к нему документации, что в свою очередь упростит как мониторинг, так и анализ жизненного цикла основных средств с целью принятия эффективных управленческих решений.