Создание картографического портала Навиком – Garmin

Цареградский П.Ю. (cpu@navicom.ru), Плотницкий С.О. (sergei.plotnitsky@navicom.ru), Каминский А.Ю. (kau@navicom.ru) ЗАО «Навиком», г. Москва, Web: www.navicom.ru, тел.: +7 (495) 786-65-06

 

The development of map services portal by Navicom-Garmin

 

Сервисы и услуги, предоставляемые Garmin, хорошо знакомы широкому кругу пользователей устройств, предназначенных для навигации и коммуникаций. Навигационные карты Garmin отличаются хорошей детальностью и высокой информационной точностью. В декабре 2011 года ЗАО «Навиком», эксклюзивный дистрибьютор компании Garmin на территории РФ, запустило в демо-режиме новый картографический портал.

Картографический портал построен с применением технологий ArcGIS. Подготовка картматериала велась с помощью ПО ArcEditor 10, в частности были определены стили и типы объектов, выбрано поведение объектов при генерализации. В тайловом сервисе представлены детализированная карта РФ и общая карта. Карты основываются на масштабном ряду Google. Детализированная карта имеет масштабный диапазон от 1:4513 (для крупных городов и регионов с высокой плотностью населения) до 1: 577 790. Общая карта имеет масштабный диапазон от 1:155 581 до 1:36 978 595 и используется преимущественно для поиска и быстрого перехода к территории интереса.

ПО ArcGIS позволило полностью подготовить проект для публикации он-лайн карт из исходных шейп-файлов. В силу специфики поставленной задачи (в дальнейшем растр необходимо было использовать не только в ArcGIS-сервисах) формат хранения пространственного кэша выбирался разделенным. При этом в самом процессе кэширования были задействованы несколько серверов, в том числе и облачное решение Esri- Amazon. При работе с распределенным кэшом особенные трудности вызывала необходимость переноса большого количества растровых изображений (например, для Северо-Западного федерального округа – более 320 млн. файлов общим объемом 0,5 Тб), полученных на облачных серверах, в собственное тайловое хранилище ЗАО «Навиком». Проблема решилась с помощью параллельного разбиения директорий распределенного кэша на архивы и последующего переноса его в хранилище. При архивировании кэша и его переносе с облака использовались файловые менеджеры, позволяющие отключать опцию подсчета размера файлов. Таким образом, при наличии собственного хранилища, задействование и даже покупка дополнительного сервера внутри компании, на наш взгляд, является менее ресурсозатратным, чем использование облаков.

Общая подготовка портала к запуску в демо-режиме велась около полугода. В настоящий момент портал состоит из 2-х онлайн-карт, организованных по схеме Google API и имеющих в качестве основы собственные картографические исходники: детальная карта автодорог Garmin (garmin.ru/maponline) и карта предупреждений на автодорогах (poi.garmin.ru).

Детальная карта автодорог используется в навигаторах Garmin (рис. 1). Карта имеет следующий набор слоев:

  • гидрография;
  • растительность;
  • населенные пункты (с контурами их границ и зданий, отображающихся при крупных масштабах);
  • искусственные площадные объекты (индустриальные территории, стадионы, парки и т.д.);
  • дорожная сеть;
  • адресные точки;
  • точки интересов.

Карта недоступна для внешнего редактирования, однако пользователи могут сообщить в сервисную картографическую службу (http://mapsupport.navicom.ru) о любых замечаниях к ее содержанию и ее сотрудники внесут необходимые изменения.

К карте подключен сервис адресного поиска объектов и маршрутный сервис. Сервис адресного поиска (рис. 2) осуществляет геопространственный поиск по адресным точкам, названиям улиц и населенных пунктов. Также поддерживается обратное геокодирование.

Алгоритм маршрутного сервиса (рис. 3) учитывает при расчете и построении маршрута ряд критериев:

  • уровень дорог;
  • максимальная разрешенная скорость;
  • кратчайшее расстояние;
  • запреты поворотов;
  • одностороннее движение;
  • запреты видов движения и др.;
  • время прохождения участков дорог и другие.

Критерии маршрутного сервиса являются настраиваемыми. Полезные объекты представлены отдельным сервисом, базирующимся на технологии ArcSDE. Сервис также демонстрирует географически привязанные коллекции фотографий с описанием, которые называются Путеводителями. Эти коллекции точек пользователь навигатора Garmin может скачать и легко проложить к ним маршрут. На карте отдельно представлены парковки, для которых имеется точная информация или прогноз по наличию свободных мест.

Карта poi.garmin.ru (рис. 4) является примером реализации клиентской надстройки над базовым сервисом Garmin и предоставляет пользователю возможность пополнять базу точек POI-предупреждений на дорогах и взаимодействовать с модераторами для устранения неточностей и ошибок в предупреждениях. С помощью карты предупреждений пользователь может:

  • добавлять новые предупреждения;
  • оставлять комментарии к существующим предупреждениям;
  • получать комментарии к Вашим предупреждениям и отвечать на них;
  • влиять на рейтинг существующих предупреждений.

Типы предупреждений разделены на 4 основные группы:

  • Камеры;
  • Мобильный контроль;
  • Предупреждения. Здесь собраны типы предупреждений, указывающие на различные ситуации на дорогах: предупреждение, ж/д переезд, плохая дорога, лежачий полицейский, опасный поворот, опасная ситуация, опасный перекресток, дорожные работы, школа, ограничение скорости;
  • Посты ДПС.

Все карты портала регулярно обновляются. Обновления тайлов производятся по собственной схеме, начиная с квартального, для регионов с высокой динамикой изменений дорожной сети.

Кроме того, при необходимости вносятся оперативные изменения для областей с любым пространственным охватом в пределах федерального округа.

Описанные сервисы, базирующиеся на материалах собственного тайлового хранилища, могут встраиваться в большинство программных и браузерных интерфейсов и служить основой для программных продуктов. Предполагается дальнейшее развитие портала с наращиванием его функциональных возможностей.

Области применения сервисов:

  • управление грузовыми перевозками;
  • управление пассажирскими перевозками;
  • решение оперативных задач транспорта специального назначения;
  • любые виды деятельности, где требуется наглядная привязка к детальным картам и дорожному графу.

Для целей логистики с помощью базовой карты могут решаться разные задачи:

  • расчет и прокладка оптимального маршрута между пунктами или в пределах одного населенного пункта;
  • выбор порядка пунктов на пути следования;
  • выбор альтернативных маршрутов по заранее найденным пунктам;
  • поиск адресной точки, ближайшей к выбранной точке, и расчет расстояния до нее (обратное геокодирование)
  • и многие другие прикладные задачи.

Достоинством данного сервиса можно считать возможность унифицированного подхода в использовании одной карты на диспетчерском рабочем месте и мобильном устройстве. Причем диспетчерские карты легко могут быть интегрированы в автоматизированную информационную систему или браузер под стандартные настройки интерфейса Google maps/Bing maps/OSM/OpenLayers.

Возможность локального копирования тайлов в собственное хранилище пользователя существенно понижает затраты сетевого трафика.

Следует отметить возможность совместного применения web-карт и оборудования Garmin (кабель передачи данных FMI 15 и GPS-трекер GTU-10) для диспетчерских центров. Используя специальный открытый FMI-протокол между навигатором Garmin и бортовым компьютером, диспетчерский центр может передать водителю транспортного средства координаты мест следования, а навигатор проложит оптимальный маршрут. Диспетчерский центр может не только общаться с водителем посредством навигатора Garmin в транспортном средстве, но и отслеживать с помощью миниатюрного GPS трекера Garmin GTU-10 разного рода неохраняемые объекты, такие как животные, строительная техника, автомобили, катера и т.п.

 


Рис. 1. Детальная карта автодорог.

Рис. 2. Сервис адресного поиска.

Рис. 3. Маршрутный сервис.

Рис. 4. Пример реализации (карта предупреждений).