Интеграция «1С:Предприятие» и ArcGIS с помощью Esri Maps Framework

 

Мехедов И.С., компания Esri CIS, e-mail: imehedov@esri-cis.ru

 

Esri Maps Framework to integrate ArcGIS and «1C:Enterprise»

 

Специалистами Esri CIS разработан пример интеграции систем «1C:Предприятие» и ArcGIS с помощью Esri Maps Framework. Он демонстрирует, как можно повысить отдачу от имеющихся данных и оптимизировать бизнес-процессы организации за счет применения средств пространственного анализа и картографической визуализации.

В 2014 году в линейке решений для межплатформенной интеграции Esri Maps вышла бета-версия нового продукта – Esri Maps Framework. С точки зрения пользовательского интерфейса и функциональных возможностей Esri Maps Framework дублирует уже знакомые пользователю продукты Esri Maps: Esri Maps for Office, Esri Maps for Sharepoint, Esri Maps for IBM Cognos, Esri Maps for SAP BO, Esri Maps for Microstrategy, Esri Maps for Dynamics CRM и Esri Maps for Salesforce. Однако, в отличие от них, новый продукт более универсален, он не спроектирован под какую-то конкретную бизнес-систему. По сути Esri Maps Framework – это API для встраивания компонента Esri Maps внутрь произвольной бизнес-системы на уровне отчета или дашборда (рис. 1).


Рис. 1. Архитектура Esri Maps Framework (beta-версия).

Есть ограничения. С помощью Esri Maps Framework компонент Esri Maps может быть встроен внутрь отчета/дашборда бизнес-системы, только если этот отчет/дашборд поддерживает HTML5 и JavaScript, т.е. содержит внутри себя HTML-компонент, в котором и будут отображаться карта и выполняться сценарии JavaScript. Кроме того, для подобного встраивания потребуется помощь разработчика: как разбирающегося в API бизнес-системы, так и знакомого с JavaScript.

К конференции пользователей Esri в России и странах СНГ, которая прошла в октябре 2014 года, специалисты Esri CIS разработали небольшой демос, посвященный использованию Esri Maps Framework для интеграции систем «1С:Предприятие» и ArcGIS. Его сценарий основан на реальных событиях и состоит в следующем.

Некая организация оказывает услуги по мелкому бытовому ремонту в квартирах: устраняет протечку унитаза, навешивает карнизы, ремонтирует холодильники и т.д. В рекламе говорится, что ремонт производится в любое удобное для клиента время и в кратчайшие сроки (в среднем – за час). После того, как мастер закончит ремонт, оператор звонит клиенту и просит оставить отзыв о качестве работы и скорости исполнения заказа. Мастера приписаны к определенным районам в зависимости от их места жительства. Расходные материалы на ремонт мастера по регламенту должны получать на складе (один склад на несколько районов).

Для управления своими бизнес-процессами упомянутая организация использует «1С:Предприятие». В ней, помимо бухгалтерской отчётности, ведется такая информация: список мастеров с их домашними адресами, список клиентов с описанием проблемы, адресом и оставленным отзывом (по 10-балльной системе), адреса складов.

Через какое-то время руководитель организации получает информацию о том, что отзывы об одних и тех же мастерах разнятся от клиента к клиенту. Причем, если зависимость качества выполнения работ от мастера укладывается в определенную закономерность, то зависимость скорости выполнения работ от мастера в закономерность не укладывается. Выходит, что скорость выполнения работ зависит от каких-то параметров клиентов. В системе «1C:Предприятие» клиенты характеризуются только адресом, другой информации нет. Следовательно, для прояснения ситуации можно попытаться отобразить отзывы клиентов на карте, увидеть и понять имеющуюся закономерность.

Далее мы покажем, как организация может использовать Esri Maps Framework для географического анализа данных, а это в свою очередь должно привести к оптимизации бизнес-процессов организации. Карта позволит аналитикам организации делать предположения на основе визуального анализа данных на карте и подтверждать или опровергать их с помощью инструментов пространственного анализа.

Для реализации этой задачи в «1C:Предприятие» необходимо создать отчет, и в ПолеHTMLДокумента отчета компонент Esri Maps будет отображать карту и выполнять сценарии JavaScript. После публикации веб-проекта отчет можно будет открыть из браузера. При загрузке отчета в компонент Esri Maps необходимо передать информацию о мастерах, клиентах и складах. В качестве примера были взяты три района Москвы: Северное-Тушино, Южное Тушино и Покровское-Стрешнево.

С помощью интуитивно-понятного интерфейса добавим на базовую карту места расположения складов, адреса проживания сотрудников и адреса клиентов, раскрашенные в зависимости от их отзывов (рис. 2).


Рис. 2. Внутри отчета «1С:Предприятие» отображается карта. На нее добавлены: склад (коричневая булавка), домашние адреса мастеров (голубые маркеры) и адреса клиентов (точки в цветовой гамме от красного до зеленого). Адреса клиентов раскрашены согласно отзывам клиентов о скорости исполнения заказа: чем лучше отзыв, тем точка «зеленее», чем хуже – тем «краснее».

Первое предположение, которое приходит в голову аналитику: чем ближе адрес клиента к складу, тем лучше отзыв. Но агрегированное значение отзывов по районам говорит об обратном: чем дальше точка от склада, тем в среднем отзыв лучше (рис. 3).


Рис. 3. Усредненные значения отзывов по районам. Более темный цвет соответствует более высоким отзывам, более светлый – менее высоким.

Второе предположение заключается в том, что «хорошие» отзывы группируются вокруг мест проживания мастеров. Для проверки гипотезы оставим на карте только экстремальные значения отзывов. Это предположение также оказывается неверным (рис. 4).


Рис. 4. Экстремальные значения отзывов на карте. Зависимость между отзывами и близостью адресов клиентов к адресам мастеров не подтверждается на основе визуального анализа.

Для подтверждения результатов визуального анализа используем возможности ГИС и запустим инструмент «Поиск «горячих» точек», который найдет статистически значимые группировки «горячих» и «холодных» точек (т.е. статистически значимые группировки точек с высокими и низкими отзывами) в слое отзывов (адресов клиентов). На карте остается только часть отзывов, и теперь уже гораздо лучше прослеживается, что прямой зависимости между хорошими отзывами и местами проживания мастеров нет.

Третье предположение заключается в существовании дополнительного пространственного (географического) фактора, который отсутствует в данных «1С:Предприятие». Возможно, стоит проверить расположение магазинов, торгующих материалами для ремонта в трех исследуемых районах. Эту информацию удается найти в формате Excel. Но как совместить данные из таблицы и данные системы «1С:Предприятие»?

Для этого отобразим магазины на карте непосредственно в Excel с помощью решения Esri Maps for Office и затем опубликуем слой с магазинами в ArcGIS Online (рис. 5).


Рис. 5. Файл Excel с адресами магазинов. С помощью Esri Maps for Office магазины отображены на карте непосредственно внутри Excel (магазины обозначены сиреневыми маркерами). Полученный слой можно экспортировать в ArcGIS Online.

Теперь опубликованный слой можно добавить на карту в отчете «1С:Предприятие» с помощью компонента Esri Maps. Становится видно, что горячие точки группируются вокруг магазинов (рис. 6).


Рис. 6. Слой магазинов был добавлен на карту в отчет «1С:Предприятие» из ArcGIS Online. «Горячие» точки (красные) группируются вокруг магазинов, а холодные (синие) – нет.

Для того чтобы окончательно убедиться в наличии связи между отзывами и расположением магазинов, построим зоны двухминутной транспортной доступности вокруг магазинов и сопоставим адреса клиентов, попадающие в эти зоны, и их отзывы (рис. 7).


Рис. 7. Фиолетовые полигоны представляют рассчитанные зоны двухминутной транспортной доступности от магазинов. В 90% случаев адреса клиентов с «хорошими» отзывами (зеленые точки) попадают в зону двухминутной транспортной доступности, а с «плохими» (красные точки) – не попадают.

В ходе проведенного в организации внутреннего расследования обнаружилось, что мастера, в обход регламента, не забирают материалы на складе, а бегают из квартиры клиента в ближайший магазин докупить недостающее. Чем магазин ближе, тем быстрее мастер справляется с работой и тем лучше отзыв. Выяснить это помогла карта. А сделать карту и географический анализ доступными в бизнес-системе и удобными в использовании помог Esri Maps Framework. Теперь директору организации предстоит решить: изменить регламент или наказать провинившихся.

А нам еще предстоит разобраться, почему около одного из магазинов сгруппировались как «горячие», так и «холодные» точки. Визуальный анализ карты показал, что две группы разделены рекой, а магазин расположен на одном берегу с «горячими» точками. А зоны транспортной доступности говорят о том, что на другой берег быстро не перебраться (рис. 8, слева). Это же подтверждает и маршрут, который мы проложим между магазином и одной из «холодных» точек (рис. 8, справа).


Рис. 8. Слева: вокруг одного из магазинов сформировались как «хорошие» отзывы (зеленые точки), так и «плохие» (красные точки). Две группы отделены друг от друга рекой, магазин находится на одном берегу с «хорошими» отзывами. Рассчитанные зоны транспортной доступности показывают, что на другой берег к ближайшему магазину предстоит долгий путь. Справа: маршрут между магазином и адресом одного из клиентов с «плохим» отзывом подтверждает это. Красным кругом на обоих рисунках обведены магазин и один из «плохих» отзывов.

Несмотря на то, что ситуация, как и сама организация, является вымышленной, пример реален и очень наглядно показывает роль Esri Maps в географическом анализе данных и в интеграции данных из разных источников на одном поле.

Естественно, вариантов использования продуктов Esri Maps и Esri Maps Framework для поддержки деятельности организации очень много, поскольку эти продукты предоставляют универсальный инструмент по извлечению дополнительной информации из бизнес-данных на основе геопространственного подхода.

Пока Esri Maps Framework доступен только в виде beta-версии и только официальным дистрибьюторам. Выход релиза в составе ArcGIS API for JavaScript ожидается в 2015г. Лицензироваться Esri Maps Framework будет, как и остальные продукты линейки Esri Maps, по количеству уникальных пользователей ArcGIS Online или Portal for ArcGIS.

Получить дополнительную информацию о продуктах линейки Esri Maps можно на esri-cis.ru/products/geoanalitika.