Almazy Anabara: “From the Very Beginning We Stake on GIS”
В интервью нашему журналу Ирина Прокопьева, ведущий геолог отдела поисковой геологии Геологического управления ОАО «Алмазы Анабара», рассказывает о том, как геоинформационные технологии помогают собирать и обрабатывать данные геологоразведки.
— Ирина Кимовна, расскажите, пожалуйста, о вашей компании, в чем специфика ее работы?
— Компания «Алмазы Анабара» существует с 1998 года и является дочерней компанией АК «Алроса». Наше предприятие находится в Якутске. «Алмазы Анабара» – это горнодобывающая компания, ведущая добычу алмазов на россыпных месторождениях в четырех районах Якутии: Анабарском, Оленекском, Булунском и Жиганском улусах. Для воспроизводства сырьевой базы, компания ведет на этих территориях геологоразведочные работы за счет собственных средств.
— Это ведь одни из самых труднодоступных мест – Северо-Запад Якутии?
— Возможно, это и не самые труднодоступные места, но условия там действительно тяжелейшие. Лета практически нет, добывающий сезон очень короткий, фактически – лишь с третьей декады мая по сентябрь.
— Много ли сейчас сотрудников работает в компании?
— В данное время в компании работает около 2000 человек, и сейчас компания интенсивно развивается. В компании осуществляется принцип: подготовка кадров рабочих и других специальностей из числа местного населения, тех районов, где ведутся геологоразведочные и добычные работы.
— «Алмазы Анабара» уже много лет пользуются ГИС. Какие задачи решает компания с помощью этой технологии?
— Основным пользователем ArcGIS является Геологическое управление – Отдел поисковой геологии, который я представляю, и Отдел компьютерной обработки. Главная задача – обеспечить картографирование результатов геологических изысканий. Необходимо сказать, что у нас все полевые измерения геологи ведут при помощи GPS-устройств, и все их данные, заверенные маркшейдерами, находятся уже в цифровом виде, поэтому мы можем сразу загружать их в ArcGIS. Непосредственно на основе данных с GPS-устройств мы делаем таблицы – там уже указаны точки, координаты, шурфы, различные пометки, и эта база, через Excel, загружается в ArcGIS. Наши операторы обрабатывают геологические данные, топографию, наносят на карту горные выработки и другую информацию. Этот процесс полностью автоматизирован: если раньше нужно было «привязываться» по карте и координаты были не очень точные, то теперь все происходит автоматически.
— Какими базовыми картами вы пользуетесь?
— Как правило, это геологическая подложка, разработанная нами самими в разных масштабах: есть «двухсотки», «пятидесятки», «двухтысячные» планы. Этим занимается Отдел компьютерной обработки, там есть ГИС-специалисты, которые прошли обучение работе в ArcGIS.
— Что является результатом этой работы и кто является ее основным потребителем внутри компании?
— Значительная часть работы – это подготовка карт к геологическим отчетам по лицензионным площадям. Для этого по изучаемой территории цифруется вся геология, топография, выносятся данные полевых наблюдений, блокировка запасов и другая геологическая информация. Итоговым результатом является набор карт к геологическим отчетам, которые используются как внутри компании, так и предоставляются в государственные органы: «Якутнедра», «Роснедра» и другие организации. Такие отчеты составляются регулярно, это обычный порядок для недропользователей.
— Используют ли ваши карты производственные подразделения?
— Да, это в основном все подразделения Геологического управления и маркшейдерской службы. Мы сопровождаем геологоразведочные работы, выполняемые специалистами Отделов поисковой и эксплуатационной геологии, геофизических работ, которые используют картографические данные. Передаем оцифрованные в ГИС-системах материалы в отделы окружающей среды и земельных отношений и производственно-технический отдел. Геологи, находящиеся в «поле», используют карты, которые мы готовим и отправляем по сети в виде файлов, в связи с удаленностью участков работ.
— Какова архитектура вашей ГИС-системы?
— У нас установлен сервер ArcGIS, на котором хранится общая информация. Каждый сотрудник, который работает с картами, обращается к этому серверу, берет нужную информацию и оформляет требуемый участок. Операторы работают на настольных ArcGIS.
— А как осуществлялась работа с данными, пока не был внедрен ArcGIS?
— Трудно представить нашу работу без карт. Традиционно, геологические карты рисовались вручную. Но представьте, что есть уже отрисованная карта и на ней нужно что-то поправить: фактически, это означало, что карту нужно рисовать заново. Это был очень трудоемкий процесс. Напомню, что на геологических картах очень тонкая градация цветов, и были специальные картографы, которые делали отмывку. Сейчас все это стало гораздо проще и быстрее. Нам во многом повезло, ведь «Алмазы Анабара» – достаточно молодая компания, динамично развивающаяся, она практически сразу начала использовать современные технологии, в том числе ГИС. Сейчас мы планируем дальнейшее развитие геоинформационной системы, например, собираемся перенести в ГИС обработку данных по геохимическим исследованиям.
— Помимо упрощения задач обработки и редактирования карт, какие еще преимущества дает ГИС для вашей работы?
— Прежде всего, для нас очень полезна географическая привязка: данные наблюдений мы можем сразу нанести на геологическую карту, положить на рельеф. Нам не нужно для этого никаких дополнительных этапов и процедур. И получается более точно, а точность, особенно при оценке запасов, очень важна. Мы можем корректно считать площади блоков. В ГИС мы также используем космоснимки (заказываем их в «Сканексе») – на них очень хорошо видны буровые линии, наши шурфы. И, надо сказать, руководство поддерживает эту работу, поскольку то, что мы делаем, полностью диктуется производственной необходимостью.
— Есть ли что-то, что Вам хотелось бы улучшить в программе, на что обратить внимание разработчиков ArcGIS?
— Иногда бывает не совсем ясно как использовать тот или иной инструмент, а в «справке» не всегда можно быстро найти нужный ответ. То есть нам понятно, что данная задача точно может быть решена в ArcGIS, но некоторые нюансы не всегда очевидны с первого раза.
— Если бы Вы пришли в добывающую компанию, которая только начинает внедрять у себя ГИС, то с чего Вы бы посоветовали им начать? На что обратить внимание в первую очередь?
— Прежде всего – это обучение персонала, пользователей, тех, кто будет непосредственно работать с системой. Надо подбирать более инициативных людей, которые стараются узнать что-то новое, полезное для дела и применить это на практике (примеры на рисунках). И, конечно, очень важно взаимопонимание с руководством, нужно показать им ценность технологии, чтобы они были готовы вкладывать средства и в покупку программ, и в обучение. В этом смысле, мы находимся в очень хорошей ситуации. У нас есть все, что необходимо для работы, все понимают важность технологии, видят и скорость, и точность, которые одна дает. Здесь даже вопросов не возникает.
— Спасибо большое за интервью.
Беседу вел Сергей Щербина, компания Esri CIS