Высвобождение времени для поиска месторождений: решение компании Cameco

По материалам Esri и Cameco

 

Freeing up time for mine-finding: the Cameco solution

 

Горнодобывающий гигант – компания Cameco – в своей стратегии управления данными разведки основывается на технологиях Geosoft и Esri.

Канадская горнорудная компания Cameco, одним из крупнейших производителей урана в мире, ведет добычу минеральных ресурсов и их разведку, главным образом в Северной Америке, Австралии, Казахстане. Ее программа изыскательских работ направлена на замещение выявленных запасов по мере их истощения в процессе извлечения. По данным компании, глобально разведка ведется на перспективных участках общей площадью 1,7 млн. гектаров, в том числе на севере Саскачевана ее интересами охвачено почти 600 тыс. гектаров земли, покрывающих районы наиболее перспективных месторождений бассейна Атабаска (Канада). Многие из новых участков расположены недалеко от существующих районов добычи с развернутой инфраструктурой и возможностями для ее расширения.

Корпоративными целями компании Cameco являются превращение в более прибыльную, эффективную, модернизированную и стандартизированную организацию. Естественно, для успешной деятельности компания собирает и анализирует большие объемы разнообразной информации, а для ее обработки и представления она опирается на лучшие практики, включая современные информационные технологии, направленные на реализацию полноценного управления данными.

Члены разведочной команды компании Cameco предвидят скорые перемены, когда управление данными станет настолько эффективным, что они смогут выкроить лишний день в своем насыщенном расписании на неделю, чтобы искать наиболее перспективные месторождения вместо того, чтобы тратить эти ценные часы на поиски нужных данных и их предварительную обработку.

“Мы надеемся, что все, что мы делаем прямо сейчас в сфере расширения применения ИТ, позволит нам стать по крайней мере на 20% более эффективными, не за счет сокращения персонала, а чтобы освободить сотрудников от рутинной работы по поиску и сбору данных и предоставить им достаточно времени для того чтобы они занимались своей профессиональной работой, например, в качестве геологов”, – говорит Майк Макклелланд (Mike McClelland), директор Cameco по земельной собственности и геопространственной информации, один из инициаторов усилий урановых горнодобывающих компаний по модернизации и стандартизации их хранилищ данных и обеспечению общего интерфейса доступа к ним.

Создание стандартов

Cameco уже создала отдельные хранилища для своих ключевых данных, включая ГИС, геологическую, геохимическую, геофизическую и землеустроительную тематики. Каждый бит данных по действующим проектам компании подвергается проверке и либо принимается в репозитории, либо отклоняется.

Процесс комплексного управления данными был утвержден руководителями верхнего уровня в начале 2013г. Толчком для принятия такого решения послужило осознание того факта, что хотя геологоразведочная команда и потратила миллионы долларов на сбор и интерпретацию массивов данных за многие годы, информация была разбросана по многим хранилищам, ее обработка задержалась на разных стадиях, а результаты анализа данных иногда оставались только в головах специалистов, занимавшихся данными вопросами.


Компания Cameco полагается на геофизику, геологию скважин и ГИС в поисках новых месторождений и их освоении. На этом рисунке показаны штаб-квартира компании в г. Саскатун (Канада) и ландшафты некоторых районов, в которых она ведет разработки и изыскания: Kintyre в Австралии (А) и Millennium в бассейне Атабаска (Б).

Самой трудной задачей оказалась стандартизация данных в единых форматах для всех проектов компании Cameco по всему миру. Так, до недавнего времени геологи компании использовали разнообразное программное обеспечение в зависимости от личных предпочтений. Сейчас около 80% их работы по дешифрированию опираются на стандартные платформы.

Оставшиеся 20% (например, моделирование) являются настолько специализированными, что не могут быть жестко централизованными. “Невозможно все стандартизировать, и мы не хотим ограничивать наших действительно глубоко мыслящих специалистов, – говорит Макклелланд. Я видел больше неудач, нежели успехов при приведении всех данных к единой форме и порядку в стремлении учесть каждую мельчайшую деталь”.

Прозрачность доступа также пришлось усовершенствовать таким образом, чтобы данные могли быть быстро найдены неизменно в одном месте и были бы доступны для всех заинтересованных в них сотрудников. Еще одной трудностью было преодоление естественного человеческого сопротивления переменам. “Если бы не поддержка конечных пользователей в геологоразведке и их решимость адаптироваться к изменениям, наши усилия по внедрению нововведений никогда не были бы реализованы”, – говорит Макклелланд.

Но при поддержке со стороны исполнительного руководства и благодаря общему признанию того факта, что болезненный процесс адаптации, в конце концов, этого стоит, компания Cameco смогла добиться значительного прогресса уже в течение первого года перехода на новый путь работы с данными.

“По сравнению с тем, что было год назад, команда, которую я возглавляю, теперь способна получить доступ к данным гораздо быстрее, без необходимости обращаться за ними к другим, – отмечает Дэйв Томас (Dave Thomas), директор Cameco по геологоразведке. И они теперь действуют гораздо более эффективно, когда всё, по сути, находится в их руках”.

Хранение данных геосъемок и управление ими

Компания Cameco использует ArcGIS for Server компании Esri для управления ГИС данными, DAP server компания Geosoft – для геофизических данных и технологию acQuire – для геохимических данных. Каждому репозиторию присваивается значение “профильный специалист”, определяющее обеспечение процедуры контроля качества (QA/QC) и отправку данных на сервер. Компания инвестировала $45млн. из бюджета геологоразведочных работ на 2013 год, продолжая концентрировать усилия в Австралии и провинции Саскачеван на зондировании в бассейне Атабаска. Глубина объектов разведки в бассейне ограничивает использование поверхностных геохимических инструментов, так что поисковые работы почти полностью основываются на геофизике и геологии скважин.


Geosoft DAP Seeker и DAP Administrator позволили значительно улучшить эффективность размещения централизованных геофизических данных и управления ими.

“Из-за размеров объектов разведки и глубин, на которых мы работаем, мы уделяем много времени, сил и внимания геологии по сравнению с другими методами исследования”, – говорит Макклелланд. Мы ищем не порфиры на 800 метрах, мы ищем там псевдо-жильные структуры”.

Для поиска таких структур компания использует различные геофизические инструменты. Электромагнитные исследования выявляют проводящие горизонты вблизи разломов. Для фиксации пространственных изменений пород по сложению и составу вокруг структурных разломов основными являются методы измерения удельного сопротивления и грависъёмка. А сейсмические методы применяются для региональных геологоразведочных работ и помогают лучше понять геологию отдельных перспективных участков до старта проектов их промышленного освоения.

Как следствие, запуск DAP сервера для обработки результатов примерно 600 геофизических исследований нескольких действующих проектов стал ключевым шагом в планировании управления данными. Это позволяет исследователям эффективно каталогизировать, управлять, доставлять и визуализировать большие массивы геопространственных данных. Так, Cameco загрузила в DAP около 40% результатов своих съемок и планирует завершить загрузку оставшихся данных до конца 2014 года. После того, как все материалы действующих проектов будут задокументированы, компания начнет работу и с архивными данными.

Вынос мусора

Но прежде, чем информация будет загружена, необходимо провести ее инвентаризацию и чистку. Этот процесс включает выявление повторов одних и тех же данных, различных версии информационных продуктов и файлов, не имеющих никакой ценности или не относящихся к делу. Проведя такую работу, сервисная команда Geosoft смогла сократить объем базы данных на 55%, от двух терабайт до 800Гб. Затем, после дополнительной проверки и установки штатного администратора DAP Administrator, компании Cameco удалось довести ее размер примерно до 500Гб.

“Мы только один раз должны были правильно это сделать, и это было сделано навсегда, в отличие от структуры папок, которые постоянно нужно чистить год за годом, – поясняет Макклелланд. Значение этого этапа может быть оценено при реализации текущих и будущих проектов, а полученный опыт ценен и даже может быть продан третьим лицам. Ты по-настоящему не знаешь всего, что у тебя есть, пока все это не хранится в одном месте и в стандартизированном виде”.

Разработка общего интерфейса

Недостатком владения различными типами данных разведки в отдельных хранилищах является то, что хотя при этом обеспечивается целостность данных, но страдает их совместимость. Поэтому компания Cameco занялась разработкой общего веб-интерфейса, который подключает репозитории на сервере, так что исследователи могут получать данные быстро и легко.

Система GET-IT (Geospatial Envision Technology & Information Transfer) предоставляет единую точку доступа к данным, управляемым на основе серверов ArcGIS for Server (ГИС, геология, данные землепользования), DAP (геофизические данные) и acQuire (данные по бурению скважин и геохимические данные). Геофизики, управленцы и другие авторизованные пользователи могут получить доступ к системе GET-IT через веб-браузер и затем осуществлять поиск, предварительный просмотр, запрос и извлечение данных с подключенных серверов, а также пользоваться удобными инструментами создания карт и работы с ними.


Керн является заключительным и самым дорогим продуктом геологоразведочного процесса компании Cameco. Геолог Натан Барси (Nathan Barsi) гарантирует, что не упускаются никакие подробности.

Иными словами, специалисты могут увеличить масштаб отображения карты до области интересов и найти все имеющиеся по ней данные, будь то сводка бурения, геохимические отчеты или разрешения на использование земельных участков. Если они однажды уже нашли эти данных, они получают возможность нажать на специальный значок, чтобы запустить все на своем настольном приложении для дальнейшего анализа с помощью символов, цветов и шаблонов, которые согласованы для всей компании Cameco.

“Мы сразу можем приступить к интерпретации вместо того, чтобы тратить дни, пытаясь найти данные, пересылать их и работать с ними, не имея представления, верны ли наши данные”, – говорит Томас. GET-IT позволяет нам использовать наши мыслительные способности по прямому назначению, то есть чтобы на основе всей имеющейся информации определить, как и где бурить следующую скважину”.

Ведущаяся Cameco работа по структуризации, стандартизации и доступности данных должна не только перевести компанию на новый уровень управления данными, но и позволит пользоваться преимуществами новых программных приложений, которые смогут анализировать огромные массивы геологоразведочных данных по определенным критериям и, опираясь на этот анализ, определять цели на будущее.

“Надеюсь, что мы также войдем в облачные среды или, возможно, воспользуемся каким-либо другим вариантом налаживания партнерства и совместных инициатив. В любом случае, взаимодействующие с нами компании и частные лица смогут воспользоваться результатами наших усилий по структуризации и управлению потоками информации, комбинировать данные в систематизированном порядке и использовать компьютерные алгоритмы для их обработки”, – заключает Макклелланд.