PortMaps: Новаторская гео-центричная платформа управления портом

Применение ArcGIS позволяет порту Роттердама уверенно смотреть в будущее

По материалам Esri

 

Port of Rotterdam Management with Groundbreaking Enterprise GIS Platform

 

Корпоративное ГИС-приложение PortMaps основано на технологии Esri и обобщенной объектной модели, представляет одно из лучших на данный момент решений для поддержки деятельности портов. Через это простое в использовании приложение пользователь с помощью максимум трех щелчков мыши может получить все сведения о любом объекте и ключевом активе в пределах порта Роттердама, одного из самых загруженных портов в мире. Для этого он не должен проходить обучение и обладать никакими специальными навыками. PortMaps интегрирует в единую платформу различные бизнес системы, включая административную и финансовую информацию системы SAP, использует SharePoint для хранения всех документов и технических чертежей, а его важнейшей составляющей для интеграции этих данных с географической информацией является ArcGIS.

Порт Роттердама напоминает город. Объем обрабатываемых им коммерческих перевозок больше, чем у любого порта Европы и большинства портов мира. В 2013г. этот порт обслужил 130 тысяч судов и обработал 440 млн. тонн грузов, а целью является 750 млн. тонн к 2030г. Расположенный на Северном море, он простирается на 26 миль вглубь суши, вдоль реки Маас, является основным перевалочным пунктом для более чем 500 миллионов европейских потребителей. Чтобы поддерживать свой статус главных морских ворот в Европу для потребителей и соответствовать их финансовым интересам, руководство Порта внедрило рабочий процесс, ядром которого стала платформа ArcGIS. Интеграция карт с бизнес системами помогло каждому получить удобный доступ к информации, которая необходима в настоящий момент.

Индустриальный центр обработки

Порт Роттердама (ПР) не только место перемещения, разгрузки и погрузки кораблей, это также индустриальный центр, в котором сырье перерабатывается в конечный продукт. Перерабатывается нефть, производятся синтетические материалы, фрукты переупаковываются для оптовой продажи. Для решения такого комплекса задач в порту работает около 90000 человек.


Во вьюере PortMaps пользователи могут получать текущую информацию от системы SAP и системы документооборота с помощью всплывающих диалоговых окон.

Для выполнения корпоративных операций Администрация Порта полагается на сложную систему информационной поддержки. Как порт мирового класса, находящийся в выгодном географическом местоположении, он растет и развивается. Но поскольку он окружен городом, возможности для территориальной экспансии порта уже практически полностью исчерпаны. И для его дальнейшего развития и повышения пропускной способности единственным вариантом становится повышение внутренней эффективности в условиях усложнения практически всех операций.

Чтобы убедиться, что ПР достиг поставленных финансовых целей при последнем расширении, администрации требовалась общая платформа для объединения всех ИТ систем, повышения удобства их эксплуатации с возможностью удобного просмотра данных со всех департаментов на одной странице. Пару лет назад, после конкурса с тестированием лучших систем управления с длительной испытательной фазой, ПР провел экспертизу предложений команд Esri Nederland B.V. и Esri Professional Services для оценки возможности создания централизованного приложения PortMaps на платформе ArcGIS и унификации выполняемых с его помощью операций на всех уровнях управления.

«Задача сводилась к унификации пользовательского интерфейса и скорости доводки новой карто-центрической платформы до рабочего уровня, – поясняет Фритц ванн дер Шааф, директор по развитию бизнеса Esri Nederland. – Персоналу были необходимы точные и эффективные рабочие процессы разработки, быстрый и безболезненный переход на новую систему».

Maasvlakte 2: Последнее расширение

В 2013 году порт завершил широкомасштабное расширение территории в сторону Северного моря, проект получил название Maasvlakte 2 (m2) и обошелся в 1,5 млрд. евро. Это расширение позволило обеспечить порт территорией, которой будет достаточно на ближайшие десятилетия. И теперь дальнейший рост подразумевает повышение эффективности для увеличения прибыли с каждого доступного акра земли. До этого времени корпоративное управление ПР осуществлялось с помощью устаревшей ГИС, которая ограничивала внутренний рост и прибыльность, ожидавшиеся вследствие расширения территории до m2. Основная проблема этой ГИС состояла в том, что она не могла связать воедино множество других бизнес-систем, используемых для управления операциями.


Роттердам является крупнейшим грузовым портом Европы, а его индустриальный комплекс – основная движущая сила экономики региона. Показана новая часть порта после его экспансии в море по проекту Maasvlakte 2.

«Третьего расширения в сторону Maasvlakte не будет, – говорит Эрвин Рейдмейкер, руководитель проекта PortMaps. – Единственный способ увеличить пропускную способность порта – использовать все доступное на данный момент пространство и имеющиеся ресурсы наиболее эффективным образом».

PortMaps

Для выполнения этой работы руководство порта искало не просто подрядчика. Им требовался партнер для разработки и модификации способов управления портом. После того, как персонал ознакомился с возможностями современной ГИС, появилась идея о развертывании всеобъемлющей геопространственной платформы для управления всей деятельностью порта.

Когда специалисты компании Esri сообщили, что проект может быть выполнен за 5 месяцев, управление портом не сразу поверило в это. Другие «лучшие в своем роде» системы не могли даже предоставить удобный пользовательский интерфейс, и ни одна из них не могла быть подготовлена к работе за такой короткий промежуток времени. ArcGIS оказалась единственной платформой, которая способна обеспечить совместимость всех 49 использующихся в порту систем с минимальным вмешательством в их работу. Esri Professional Services (подразделение профессиональных услуг) и Esri Nederland работали вместе с управляющими и ИТ специалистами порта для интеграции ArcGIS с ключевыми корпоративными системами управления, включая SAP, AutoCAD и Microsoft Office; разрабатывали рабочие процессы и корпоративную модель данных; создавали базу геоданных, включающую все оборудование порта, земельные участки, машины, транспортную систему, батиметрические данные, изображения и данные лазерного сканирования (лидар).

Требования к управлению разными активами порта оказались настолько специфическими, что потребовали создания единообразного рабочего процесса, позволяющего любому сотруднику определить местоположение нужного оборудования или объекта и обратиться к его описанию не более чем за три щелчка мышью (или прикосновения к экрану планшета). При создании системы потребовалось перенести в корпоративную базу данных ArcGIS более 1500 слоев портовых данных. По мнению Рейдмейкера, главными предпосылками успеха проекта были простота пользования ею и фокус на трех основных частях порта: суша, вода и граница между ними. Последнее позволило легко привести все многочисленные слои данных к единообразию на основе выделения 10 базовых видов объектов порта и разработать рабочие процессы по управлению ими.

Простота работы с системой ставилась во главу угла. «Мы хотели, чтобы система была не только мощной, но и настолько удобной, чтобы даже дети могли ее использовать, и незадолго перед запуском мы привлекли к ее тестированию школьников, детей наших сотрудников. Мы хотели, чтобы взаимодействие с нею было столь же простым, как у iPhone, – подчеркивает Рейдмейкер. – И нам это удалось. В три клика я могу получить любую нужную информацию, будь то глубина, место якорной стоянки и даже расположение кабеля или места швартовки у причальной стенки».


Эрвин Рейдмейкер рассказывает о проекте разработки и внедрения корпоративного приложения PortMaps в порту Роттердама и наглядно поясняет, почему он стал столь успешным.

Идея разработки и внедрения решения состояла в том, чтобы выполнить часть работы вместе с сотрудниками администрации порта и позволить им самим завершить оставшиеся шаги, чтобы лучше освоить работу с системой. «В ходе обучения персонал активно участвовал в процессе конвертации данных, – говорит ван дер Шааф. – После переноса данных и создания первоначальных слоев работа перешла на стадию настройки шаблонов для информационных продуктов, требующихся порту, таких как базовая карта порта и атлас землечерпательных работ».

Первая фаза проекта заняла пять месяцев и привела к созданию продукта PortMaps в январе 2014. Уже на этой начальной стадии PortMaps в качестве системы управления инфраструктурой стационарных и мобильных объектов и оборудования легко превзошел возможности прежней ГИС. В качестве начальной точки для запроса информации используется подробная карта порта, которая доступна любому сотруднику в любое время. Различные отделы также могут обращаться к системе и быстро обмениваться информацией с помощью мобильных устройств.

В работе

Сотрудники администрации и подразделений порта теперь активно используют PortMaps в качестве единой точки доступа для хранения, обновления и изучения различной информации, касающейся порта. Эта корпоративная ГИС играет центральную роль в управлении операционной средой и всей инфраструктурой, процессами обеспечения безопасности (в т.ч. контролем за движением судов), в планировании территорий, развитии порта и реагировании на инциденты.

PortMaps включает такие составные компоненты как SAP, SharePoint и ArcGIS. «Мы используем SAP для обработки административной и финансовой информации, – говорит Рейдмейкер. – Мы используем SharePoint для хранения всей нашей документации и технических чертежей. А центральным ядром, связывающим все это с географической информацией, является ArcGIS». Например, сотрудник может щелкнуть карту в PortMaps, чтобы увидеть сохраненный в SAP контракт, согласно которому используется данный причал для разгрузки судов. Суда и оборудование можно отслеживать в динамике, одновременно получая связанную с ними информацию. Интеграция карты и документов упрощает работу персонала, устраняя необходимость переключения между приложениями, что осложняло работу в старой системе. PortMaps интегрирует десятки различных бизнес систем на основе единой платформы, улучшая взаимодействие и сокращая дублирование рабочих процессов.


На международной пользовательской конференции Esri 2014 г. участникам проекта Portmaps была вручена награда за особые достижения по внедрению корпоративного ГИС решения для порта Роттердама.

«У нас используются так называемые базовые объекты самых разных типов: железные дороги, трубопроводы, электрические кабели и т.д., – говорит Рейдмейкер. – ArcGIS точно показывает пересечения этих объектов и предоставляет доступ к их документации через простые всплывающие окна, что делает систему управления портом значительно более интеллектуальной и быстрой. Примерно за год с начала эксплуатации системы с ее помощью было создано около 300 тысяч карт, то есть по тысяче карт в день». ArcGIS экономит время и повышает точность и актуальность данных, помогая увеличить пропускную способность порта Роттердама, насколько это возможно.

Применяемость и дальнейшие планы

Администрация порта Роттердама рассматривает PortMaps как новаторский подход к управлению портом. После того, как ГИС в ПР заработает на полную мощность, администрация собирается внедрить платформу ArcGIS и в аффилированных портах по всему миру. Две следующие фазы – это дальнейшая интеграция платформы с экспертными системами анализа инфраструктурного износа и оценки рисков/коммерческой ценности.

«Ключевой фактор интереса Портовой администрации состоял в открытии для себя возможной сферы применения современной ГИС, – говорит Крис Капелли, директор по глобальным продажам Esri. – Еще на раннем этапе сотрудники порта наглядно увидели, что ГИС может быть успешно применена ко всем аспектам деятельности порта».

Видеозапись выступления Эрвина Рейдмейкера, рассказывающего о проекте PortMaps, доступно по ссылке video.esri.com/watch/3651/navigating-to-a-world-class-port-the-port-of-rotterdam.