ГИС для авиационной отрасли

Гохман В.В., компания Esri CIS, www.esri-cis.ru

 

GIS for Aviation

 

Технология геоинформационных систем (ГИС) предоставляет мощные инструментальные средства по интеграции данных разных типов с их полноценным анализом, моделированием и представлением на 2D и 3D картах, по взаимодействию со многими информационных системами и платформами. Этот функционал наилучшим образом подходит для управления такими сложными комплексами с развитой пространственной инфраструктурой, многообразием решаемых бизнес-задач и выполняемых работ, каковыми являются современные аэропорты. Это относится как к основным терминальным комплексам и другим объектам, транспортным системам и сетям инженерных коммуникаций, так и к летному полю и воздушному пространству в районе аэропортов. В целом, информатизация авиационной отрасли охватывает три основные группы заказчиков: аэропорты, авиаперевозчики и авиастроители. И все они заинтересованы в оптимизации затрат, повышении эффективности и уровня безопасности, удовлетворении нужд и сохранении лояльности своих клиентов, в первую очередь – пассажиров. Эти приоритеты подразумевают наличие полноценных информационных ресурсов, точных данных обо всех активах и удобные возможности для их хранения и наглядного отображения.

Каждый день миллионы принимаемых решений основываются на информации о местоположении и, значит, – на картах и планах. Они помогают улучшить взаимодействие между компаниями и их подразделениями, успешнее вести бизнес, выполнять производственные операции и прочие действия. Аэропорты имеют множество активов, видов деятельности, служб и других управленческих задач, которые необходимо планировать, контролировать и по которым нужно создавать отчетные материалы. Во многом они схожи с городами, имеют похожую на городскую инфраструктуру, но и свою дополнительную специфику. Их основная миссия заключается в обслуживании потоков пассажиров, но они также участвуют в обеспечении грузоперевозок, реализуют проекты по модернизации и развитию, предоставляют большое количество рабочих мест, взаимодействуют с множеством партнеров и контролирующих органов. ГИС помогает получить общий ситуационный взгляд, единую картину реальной обстановки на всей территории (внутри и вне зданий), что имеет критически важное значение для всей жизнедеятельности аэропорта.

В составе своей ГИС платформы компания Esri, помимо общего функционала и разнообразных программных продуктов, предлагает специализированное решение для авиационной отрасли ArcGIS for Aviation. Это решение предоставляет пользователям возможности создания, управления, просмотра и обмена отраслевыми данными. Оно представлено двумя приложениями: ГИС для хозяйства аэропортов (ArcGIS for Aviation: Airports) и ГИС для работы с аэронавигационной информацией (ArcGIS for Aviation: Charting). Вместе они предоставляют современную стандартизированную геопространственную среду для производства аэронавигационных карт, обмена данными на основе стандартной модели AIXM (Aeronautical Information Exchange Model) и для управления и картографического отображения данных по операционной деятельности аэропортов.

В нашем издании регулярно публикуются материалы о применении технологии ArcGIS компании Esri, мирового лидера рынка ГИС, для поддержки практически всех направлений деловой активности аэропортов, в планировании их развития и благоустройства, в вопросах обеспечения безопасности и минимизации воздействия на окружающую среду. В доступной на нашем сайте обзорной статье «Аэропорты мира полагаются на возможности ГИС» в 66-м выпуске ArcReview дан ретроспективный взгляд на современное развитие ГИС аэропортов с описанием действующих систем в разных странах мира.

Помимо этого, успешный опыт многолетнего и постоянно расширяющегося использования ГИС накоплен и многими другими аэропортами. Так, аэропорт Манчестера начал использовать эту технологию почти четверть века назад для моделирования шумового фона. Впоследствии области ее применения постоянно множились, и сегодня ГИС является одной из наиболее важных систем управления пространственной информацией и выполнения бизнес-анализа во всей организации. Аэропорт принадлежит группе MAG (Manchester Airports Group), крупнейшего владельца аэропортов в Великобритании. В MAG на платформе ArcGIS развернута корпоративная ГИС, являющаяся ядром информационного пространства этой организации.

Амстердамский аэропорт Схипхол, входящий в пятерку наиболее загруженных аэропортов Европы, использует платформу ArcGIS в виде доступного на корпоративном сайте прикладного инструмента для управления информацией по всем активам, включая подземные кабели и огни вокруг взлетно-посадочных полос, их отображения на карте и формирования общей ситуационной картины. В целом, возможности ГИС используются как средство оптимизации бизнеса, повышения готовности к ЧС, быстрого обращения к информации из любого места в любое время, проверки качества данных, для поддержки принятия управленческих решений.

На Европейской конференции пользователей Esri 2012 г. о преимуществах использования корпоративной ГИС рассказывали представители компании Avinor, контролирующей деятельность 46 гражданских и нескольких военных аэродромов в Норвегии.

Если говорить о России, то следует упомянуть о ГИС-проектах для таких крупнейших аэропортов, как Шереметьево и Домодедово

В двух статьях в этом номере приведены новые примеры того, как геоинформационные технологии способствую успешной деятельности аэропортов. Дополнительную информацию можно посмотреть на сайтах esri-cis.ru (раздел Отрасли/Авиация) и www.esri.com/industries/airports-aviation.