ГИС на службе предприятий коммунального сектора, региональный опыт

По материалам статьи в журнале The Australasian magazine of surveying,
mapping & geo-information, июнь/июль 2016 – No. 83

 

GIS powers up utilities sector

 

Коммунальные компании азиатско-тихоокеанского региона внедряют передовые геопространственные технологии, позволяющие повысить эффективность и безопасность труда их сотрудников и обеспечить надежное энергоснабжение домохозяйств и организаций.

Коммунальные предприятия играют важную роль в нашей повседневной жизни. Они доставляют свет, тепло, воду и газ в дома и на предприятия, заботятся об окружающей нас бытовой инфраструктуре, заряжают электронные устройства, одним словом, помогают нам на каждом шагу. Внезапное отключение этих услуг может не только вызвать дискомфорт у потребителей, но и привести к серьезным экономическим и социальным последствиям.

Учитывая растущие требования потребителей к надежности и стоимости, а также к набору предоставляемых коммунальных услуг, коммунальные предприятия во всех регионах мира все шире используют ГИС для поддержки рабочих процессов и улучшения обслуживания клиентов. Это в полной мере относится и к азиатско-тихоокеанскому региону.

«Технология ГИС используется в коммунальном хозяйстве нашей страны уже более двух десятилетий, – говорит Марк Биллинг, менеджер в коммунальном секторе региональной компании–провайдера геопространственных решений Esri-Австралия. – Когда-то эти сетевые распределительные компании работали с бумажными картами и вводили данные вручную, а сегодня у большинства из них действуют полностью интегрированные системы с продвинутым аналитическим функционалом, позволяющим лучше понять пространственные взаимосвязи между факторами, определяющими качество услуг, выручку и эффективность рабочих процессов. За эти годы технология ГИС существенно расширила свое присутствие на рынке, продвинувшись от таких традиционных для практически всех отраслей применений, как создание реестров, управление активами, проектирование и содержание объектов инфраструктуры, к более бизнес-ориентированным процессам, таким как программы лояльности, подготовка к чрезвычайным ситуациям или связи с общественностью. Пространственная аналитика становится все более популярной и востребованной по мере того, как ГИС начинает использоваться для интеграции информационных хранилищ разнообразных данных и организации общего доступа к информации».

Надежное обслуживание

Надежность коммунального обслуживания с его развитой, распределенной в пространстве инфраструктурой обеспечивается мощными системами поддержки принятия решений. Они помогают персоналу – от выездного сотрудника до исполнительного директора – своевременно принимать правильные решения.

Одним из хороших примеров является компания Western Power, снабжающая электроэнергией большую часть населения западной Австралии. Она использует корпоративную геоинформационную систему для более эффективного управления всеми активами энергосети. ГИС обеспечивает создание единого представления сети, позволяющего создавать четкие визуализации сложных сценариев событий, определять участки с повышенной нагрузкой, объекты, требующие ремонта, и пути развития сети.

«ГИС уже не просто система регистрации, она стала платформой для систем взаимодействия и анализа», – говорит г-н Биллинг.

Этот передовой подход позволил Western Power повысить эффективность всей работы. Раньше запросы данных приходилось делать вручную, и на нахождения ответов уходили часы, а то и дни. Теперь, когда есть ГИС, процесс автоматизирован и выполняется за несколько минут. Помимо собственных объектов, персонал может видеть одновременно несколько слоев сопутствующих данных, например, информацию о местной растительности, памятниках истории и особо охраняемых природных территориях, а также таблицы вероятности лесных пожаров и уровня грунтовых вод. Отображение этой информации на карте помогает планировать размещение новых активов, таких как линии электропередачи или трансформаторы.

«Проактивный подход Western Power к мониторингу и контролю состояния сети помог не только улучшить обслуживание клиентов, но и достичь высоких показателей надежности», – говорит г-н Биллинг.

Стандартными индексами, используемыми для мониторинга и установления целевых уровней надежности обслуживания являются SAIDI (средний индекс длительности прерываний в работе системы) и SAIFI (средний индекс частоты прерываний в работе системы).

Другая электроэнергетическая компания азиатско-тихоокеанского региона, Singapore Power (SP), имеет репутацию одной из самых эффективных энергосетей во всем мире, превосходя по основным показателям своих коллег, обслуживающих крупнейшие мегаполисы мира.


Инструментальные панели ситуационного мониторинга отображают разные аспекты и основные параметры деятельности компании, помогают быстро принимать точные решения.

В самом деле, по результатам глобального исследования 2014 года, проведенного независимым консультантом DNV GL, индекс SAIDI для Сингапура составил 0,34 минуты отключения электроэнергии на одного потребителя в год. Значение индекса SAIFI для сети этой компании, составляющее 0,00073 отключения на одного потребителя в год, показывает, что домохозяйства и компании в Сингапуре имеют наименьшие в мире частоту и длительность отключений. При этом тарифы на электричество находятся на уровне ниже среднемирового.

Технология ГИС сыграла важную роль в достижении столь высоких результатов. В частности, SP использовала ГИС-решение при разработке ее системы реагирования на внеплановые отключения и аварии в электросети (Outage Management System; OMS).

Томас Прамотедхам, президент компании Esri-Сингапур, говорит: «Даже достигнув высочайших уровней надежности обслуживания, SP пошла дальше в своем стремлении добиться максимальной эффективности, развернув эту систему на платформе самой современной ГИС».

«Система OMS предоставляет информацию об отключениях энергии в режиме реального времени на динамической карте, что дает персоналу полную пространственную информацию о текущей ситуации, – говорит г-н Прамотедхам. – Она интегрирует эту оперативную информацию с данными клиентов, позволяя точно установить, кто из клиентов оказался в зоне отключения электроэнергии, и быстро мобилизовать персонал на устранение аварии».

Безопасность и ситуационная осведомленность

Помимо выполнения требований к надежности обслуживания клиентов, технология ГИС используется коммунальными предприятиями для обеспечения безопасности и оперативности выездного персонала и подрядчиков.

Глядя на компании других отраслей, где велика доля полевого персонала, такие как горнодобывающие и нефтегазовые компании, региональные энергетические компании применяют их ГИС-опыт к собственному бизнесу.

Когда в 2009 году штат Квинсленд подвергся сильным наводнениям, австралийская газовая компания QGC решила использовать технологию ГИС для реализации новаторского проекта интегрированного ситуационного мониторинга (Duty of Care Integration Programme).

Имея более 20 газоперерабатывающих мощностей и более 2350 скважин на арендованных участках в бассейнах Сурат, Боуэн и Купер, QGC испытывает насущную потребность в обеспечении безопасности своего персонала – который ежемесячно проезжает и проходит маршруты длинной более 1,5 миллиона километров преимущественно в отдаленных и малонаселенных районах.

Целью проекта было создание системы, которая при возникновении чрезвычайной ситуации позволяет быстро установить местоположение сотрудников, находящихся в отдаленных районах, и связаться с ними. QGC развернула платформу Esri ArcGIS, на которой консолидировала данные реального времени о местоположении персонала, прежде поступавшие в несколько автономных систем.

Новая система объединила различную информацию, включая местоположение персонала и автотранспортных средств, сигналы о тревогах и угрозах, на пользовательской операционной приборной панели, обеспечивающей сотрудников отдела безопасности и охраны QGC информацией об операциях компании в режиме реального времени. Она позволила руководству и ответственным специалистам компании быстро получать картину текущей ситуации и принимать четкие и своевременные решения по защите персонала и оборудования.

Система также позволила QGC получить больше информации о стиле вождения транспортных средств персонала и подрядчиков.

Анализируя исторические данные по персоналу и использованию автотранспорта, QGC может четче проводить свою политику нулевой толерантности к нарушителям правил дорожного движения и обеспечивать высокий уровень безопасности в компании.

Трансформируя отрасль

По мнению экспертов, использование ГИС в энергетическом коммунальном секторе будет постоянно расширяться, поскольку требования потребителей и конкуренция на этом многоплановом рынке постоянно растут.

«Мировое коммунальное хозяйство переживает беспрецедентные перемены, связанные с такими факторами, как требования регуляторов и потребителей, стареющий персонал, стихийные бедствия, применение развитых систем датчиков и других технических средств и т.д.», – говорит г-н Прамотедхам.

«Использование динамических инструментов, таких как технология ГИС, позволяет организациям противостоять сложным вызовам, управлять рисками и стратегически планировать свое будущее. ГИС буквально преобразует коммунальные предприятия, и мы ожидаем увидеть еще более впечатляющие инновации по мере того, как игроки в этой отрасли будут внедрять геопространственную поддержку процессов принятия решений», – заключает он.

Дополнительную информацию об использовании ГИС в коммунальном секторе и ЖКХ, включая доступ к учебным кейсам, можно получить на сайте Esri-Австралия (esriaustralia.com.au/utilities). Информацию на русском с примерами см. на www.esri-сis.ru/industries/communication.