Дорогие читатели!
В этом номере ArcReview мы решили поделиться с Вами некоторыми соображениями о роли и месте Геоинформационных систем (ГИС) на современном этапе зарождения и стремительного развития Четвертой промышленной революции (4IR). Основное внимание мы хотим уделить взаимосвязям ГИС-технологии и геопространственной отрасли в целом с рядом других технологий и технологических направлений, которые сейчас считаются наиболее многообещающими и перспективными. Они активно развиваются, всё в большей мере становятся естественной и неотъемлемой частью нашей жизни и, по-видимому, имеют еще больший потенциал в будущем.
Речь пойдет о таких вещах как искусственный интеллект и нейронные сети, виртуальная, дополненная и смешанная реальность, блокчейн и Гео-блокчейн, Интернет вещей, беспилотники (дроны) и некоторые другие прорывные инновации и технологические изыски. Естественно, мы хотим привлечь ваше внимание к их тесной двухсторонней связи с геопространственной отраслью, инфраструктурой Веб-ГИС и цифровыми картами, как наиболее универсальном и исключительно полезном инструменте и носителе знаний для понимания и преобразования нашего мира, поддержки взаимодействия между людьми, принятия решений и отслеживания хода их выполнения в приложении к любым сферам деятельности.
Кроме того, вашему вниманию предлагаются статьи по использованию ГИС на платформе ArcGIS в таких сферах, как социально-экономические исследования, недропользование, учебно-просветительская работа, транспортная отрасль, картография, а также технические аспекты применения ГИС.
В качестве преамбулы и для постепенного вхождения в данную тематику в приложении к нашей действительности давайте сделаем краткий экскурс в историю. Прежде чем перейти к тому, что влечет за собой четвертая промышленная (технологическая) революция, давайте быстро взглянем на предыдущие три.
Первая промышленная революция началась в Великобритании в конце 18-го века и была изначально связана с механизацией в текстильной промышленности. Задачи и процессы, ранее трудоемко и затратно выполнявшиеся как правило вручную в сотнях ткацких домиков (мануфактурах), были собраны в единую технологическую цепочку, и хлопчатобумажная фабрика родилась. Это привело к революционным прорывам в производстве и социально-экономической сфере.
Вторая промышленная революция, также известная как технологическая революция, была фазой быстрой индустриализации в конце 19-го и начале 20-го века, когда Генри Форд освоил движущуюся сборочную линию (конвейер), а мир вступил в эпоху массового товарного производства.
Затем накатила волна третьей промышленной революции. Начиная с 1970-х годов, она стала цифровой и повлекла за собой распространение компьютеров, прикладной и бытовой электроники и внедрение информационных технологий в производственных процессах. Массовое изготовление продукции на заказ, сложное аддитивное производство и глобальные коммуникационные сети являются ее ключевыми понятиями.
И даже когда еще менее 10 лет назад вовсю продолжались дебаты и рассуждения о третьей промышленной революции и шли разговоры о новых достижениях в цифровой революции, четвертая уже настала.
Так что же такое четвертая промышленная революция, в чем ее главная суть? Это глобальное явление, которое, по мнению многих экспертов, в корне изменяет наш образ жизни, стиль работы, принципы и методы взаимодействия людей и машин друг с другом. Новые технологии и инновации объединяют физический, цифровой и биологический миры таким образом, чтобы коренным образом изменить человечество. Говорят, что четвертая промышленная революция строится поверх третьей, и эта всепланетарная экспансия затронет все страны и окажет влияние на системном уровне в очень многих областях. В том числе, и во всех, связанных с нами и с нашим окружением.
Так что же во всем этом геопространственного? Роль и место такой обширной и многогранной сферы, как гео-пространственные методы, технологии и их приложения, всегда сложно предсказать, учитывая ее постоянное развитие и скорость интеграции в другие технологии. Недавние годы стали временем коренной цифровой трансформации. По мере того как новые технологии и местоположение становились все более фундаментальными для всех процессов, ряд новых, новаторских концепций стал центром повышенного внимания. Существуют определенные тенденции, которые развиваются очень быстро и, несомненно, будут определять глобальный технологический ландшафт не только сейчас, но и в последующие годы.
Цифровая карта как первооснова. У компании Google есть эталон для всех технологий, над которыми в ней работают – тест на зубную щетку, который должен пройти каждый новый информационный продукт. Вы используете свою зубную щетку каждый день и даже порой не вспоминаете о ней, как о неотъемлемом элементе своей повседневной жизни. Сейчас мы практически в том же положении с цифровыми картами. Они стали всепроникающим явлением. Мы используем их для навигации по дорогам, заказа такси, просмотра городского трафика, определения местоположения ближайшего магазина или другого интересующего нас объекта… сейчас несовременно и нелогично думать о том, чтобы что-то предпринять или заниматься деятельностью вне тесной связи с картами или пространственным расположением.
Кроме того, мы также являемся свидетелями экспоненциального роста как количества методов сбора данных, так и, что еще важнее, объема генерируемых и собираемых данных. Такое «увеличение массива» доступных данных и, как следствие, создаваемых на их основе карт приведет к еще большему количеству усовершенствований и производных продуктов в сфере определения местоположения.
Пространственная бизнес-аналитика. Карты не только направляют ваш автомобиль. Они также двигают и стимулируют экономику. Теория важности местоположения в экономике далеко не нова, еще в 1826 году вышел первый том книги «Изолированное государство» Иоганна Генриха фон Тюнена с моделью размещения и взаимодействия производств. Но только сейчас во всем мире пространственный анализ стал все шире применяться для получения новой информации и принятия обоснованных решений. Теория учета местоположения касается таких вопросов как «Где» и «Почему» размещается и происходит экономическая деятельность, она стала неотъемлемой частью экономической географии, пространственной экономики и регионалистики (включая урбанистику и другие направления).
Теперь пространственный анализ в своей работе использует множество разных организаций, включая местные, региональные и национальные законодательные и исполнительные органы власти, коммунальные сетевые компании, промышленные и торговые предприятия, неправительственные организации, научно-исследовательские учреждения и университеты, многие другие отраслевые структуры. Создание интерактивных карт внутри существующих бизнес-систем может помочь им лучше ориентироваться в складывающейся ситуации, увидеть типичные шаблоны, выявить тренды, которые не отображаются на графиках, диаграммах и, тем более, в таблицах.
Сервисы на основе местоположения (Location-based services; LBS) относятся к доставке услуг пользователям или машинам (оборудованию) с использованием данных реального времени с пространственной привязкой в сочетании с другой контекстно-связанной информацией. Есть две основные тенденции, которые стимулируют внедрение LBS: распространенность смартфонов и других мобильных устройств; а также возможность быстрого обмена гипер-локальной информацией.
Эти услуги можно грубо отнести к четырем категориям: поиск LBS-сервисов и реклама; отслеживание; навигация; информационно-развлекательные, рекреационные и аналитические сервисы. На рынке LBS присутствует много игроков, таких как Apple, HERE, Micello, Telenav, ряд известных российских компаний. Даже социальные приложения начинают включать широкий спектр гео-локационных возможностей, выходящих за рамки их основной функциональной направленности. С точки зрения социальных приложений, использующих данные мобильного местоположения для целевых пользователей, одними из лучших игроков являются Facebook, Twitter, Instagram, Sina Weibo, ВКонтакте и др. Эти приложения сами превращаются в платформы, предлагая еще больше данных как для пользователей, например, услуги по прокату автомобилей, так и для рекламодателей. С быстрым развертыванием средств Bluetooth, улучшенными сервисами Wi-Fi и возрождением сверхширокополосной связи, накатывает новая волна услуг на основе определения местоположения.
Так что, 4-я промышленная революция (4IR) – это связка когнитивных технологий, тесно взаимодействующих с геопространством и объединенная инструментарием ГИС. Самая большая возможность для геопространственной индустрии в этом процессе – это ее основной актив, а именно сгенерированные с ее помощью геопространственные данные, а ведь более 80% имеющихся данных тем или иным образом связаны с местоположением. А массовое использование этих данных в технологиях 4IR приводит к созданию решений для всех сфер и направлений нашей жизни.
Больше узнать о возможностях современных ГИС и передовом опыте их применения в разных отраслях и организациях вы сможете на очередной 25-й конференции Esri в России и странах СНГ, которая пройдет в Москве 22-25 октября этого года.
Валерий Гохман, зам. гл. редактора ArcReview