Наталья Сазонтова, Томский государственный университет,
E-mail: nata@ggf.tsu.ru
Всероссийская студенческая олимпиада проводилась Томским государственным университетом в 2005 году в пятый раз. За эти годы в ней приняли участие около 100 студентов 16 российских ВУЗов, сложилась сплоченная команда постоянных участников: Казанский государственный университет, Красноярский университет цветных металлов и золота, Новосибирский государственный университет, Южно-Российский государственный технический университет, Ухтинский государственный технический университет, Пермский государственный университет.
Предлагавшиеся участникам олимпиады задачи в течение пяти лет менялись от четко сформулированных заданий геологической тематики (например: «Постарайтесь определить, какой из разломов является конседиментационным по отношению к определенной толще», задание 2001 г.) до свободных творческих заданий («Используя космический снимок, составить карту местности, отражающую ее особенности», задание 2002 года). Задания 2003 и 2004 годов были направлены на использование редакционных и аналитических функций геоинформационных систем. Задание 2004 г. было, по мнению членов рабочей группы и участников олимпиады, наиболее красивым и изящным: «Найдите наиболее экономически выгодный участок для получения лицензии на разработку полезного ископаемого». Площадь лицензионного участка лимитирована 9 кв.км. Для исходных данных выставлялись определенные условия, которые необходимо было учесть при поиске лицензионных участков. Для олимпиады 2005 г. рабочая группа решила испытать знание именно геоинформационных технологий, владение программными продуктами. Участникам предлагалось 27 заданий, где необходимо было выполнить как достаточно простые процедуры (вычислить координаты точечных объектов, классифицировать данные по определенным условиям, связать таблицы и т.д.), так и процедуры, которые оказались «по зубам» только отдельным командам (векторная трансформация, вычисление объема вынутых пород, построение пути наименьшей стоимости и другие).
Практический тур проводится в виде состязания команд (по два человека), теоретический является индивидуальным. Теоретическая часть Олимпиады, по сути, меняется мало. Предлагается набор вопросов, чаще небольших, которые показывают глубину знаний студентов и понимание ими предмета. Как показал пятилетний опыт проведения Олимпиад, теоретическая часть состязания всегда вызывает затруднения даже у участников, победивших в практическом туре. В практическом туре всегда 2-3 команды выполняют задания на 90-100%, в теоретическом туре этого результата не достигал ни один из участников (максимально на 50-60%).
Особый интерес вызывает программное обеспечение, указываемое в заявке участниками олимпиады. Организаторы не ограничивали участников в выборе программного обеспечения. На первой и второй олимпиадах разброс программного обеспечения был широк – это и ПО ESRI (ArcView, ArcInfo), и ERDAS IMAGINE, и MapInfo, и Easy Trace, и ГИС Парк. К пятой олимпиаде разнообразие ПО свелось только к разным версиям программных продуктов ESRI и Leica Geosystems (от ArcView 3.2 до ArcGIS 9.1 и ERDAS IMAGINE 8.7). Надо отметить, что участники олимпиады, умеющие работать в ArcView 3.2, не знакомы с ArcInfo, что и привело к невыполнению некоторых заданий.
За пять лет победителями олимпиады два раза становились студенты Томского государственного университета (Прокопьев Василий, 2001; Субботин Константин, 2003), один раз – Пермского государственного университета (Швалев, 2004), один раз – Казанского государственного университета (Цой Георгий, 2005). В 2002 году первое место по решению жюри не присуждалось. Вторые и третьи места распределились следующим образом:
ВУЗ | Год | Место |
Южно-Российский государственный технический университет |
2001 |
2 |
Московская геолого-разведочная академия |
2001 |
3 |
Томский государственный университет |
2002 2003 |
2 3 |
Ухтинский государственный технический университет |
2002 |
3 |
Пермский государственный университет |
2003 |
2 |
Казанский государственный университет |
2004 2005 |
2 2 |
Новосибирский государственный университет |
2004 |
3 |
Российский университет дружбы народов |
2005 |
3 |
Абсолютная победа в 2005 году досталась студенту Томского университета Константину Субботину, выступавшему, к нашему сожалению, вне конкурса. Поэтому призовые места в этом году распределись между Казанским университетом (Цой Георгий — 1 место, Гильманов Рамиль — 2 место) и Российским университетом дружбы народов (Суслов Павел — 3 место). Надо отдать должное команде Российского университета дружбы народов, которая, выполняя задания в ArcView, смогла использовать все доступные возможности этого программного обеспечения и занять третье место в практическом туре, уступив только командам Казанского и Томского университетов, выполнявших задания в ArcGIS 9.1 (ArcInfo).
Кроме состязаний, в последний день олимпиады мы проводим семинар студенческих работ. За пять лет студенты привезли около 20 работ, выполненных самостоятельно или совместно с преподавателями. Работы, представленные на семинаре, были весьма различны по содержанию: создание и анализ геологических карт; использование ArcView при разбраковке галита и сильвина; создание трехмерной модели карьера кварцевых песков и др. Всегда хорошие доклады у студентов Казанского университета, которые постоянно представляют работы, выполненные в ERDAS IMAGINE.
На олимпиаде сложилась хорошая состязательная атмосфера. Многие студенты приезжают не первый год и с намерениями победить. Нынешний победитель олимпиады, Георгий Цой, участвует второй раз, и, учитывая, что он учится на третьем курсе, думаю, мы его увидим еще не раз. Для Константина Субботина это третья олимпиада. Мы ждем студентов на очередную олимпиаду «Геоинформационные системы в геологии» в ноябре 2006 года.
Мы благодарим преподавателей ВУЗов, которые обучают студентов и делают все возможное для участия подопечных в олимпиаде.
За постоянную поддержку организаторы олимпиады выражают отдельную благодарность «DATA+».