Баренц-проект – проблемы преобразования национальных баз данных в единую карту региона

Дмитрий Шустров, ГосГИСцентр,
эл. почта: ggc@dol.ru

С марта 1998 г. выполняется многосторонний проект «Геоинформационная технология Баренц-региона (ГИТ-Баренц)». В его реализации участвуют картографические службы Финляндии, Швеции, Норвегии и Федеральная служба геодезии и картографии России.
В Баренц-регион входят четыре российских региона (Мурманская и Архангельская области, Республика Карелия, Ненецкий автономный округ), финские провинции Лапландия и Оулу, шведские — Норрботтен и Вастерботтен и три норвежские — Финнмарк, Нордланд и Тромсё.
Всего предполагается три этапа проекта: 1) создание базы данных и печатных карт на Баренц-регион; 2) создание тематического электронного и печатного атласа; 3) включение электронных карт и атласа в региональную Интернет-инфраструктуру.
К настоящему моменту завершены работы по первому этапу проекта — создана электронная карта региона в масштабе 1:1 000 000 и, на ее основе, серия печатных карт.
В качестве исходных материалов были использованы национальные базы данных масштаба 1:250 000 для Норвегии, Швеции, Финляндии и масштаба 1:1 000 000 для России.
Работа выполнялась программными средствами ArcInfo, для проведения процедур контроля и формирования заливки высотных зон были написаны aml программы.
В состав базы включены следующие слои: административное деление; гидрография; населенные пункты; автомобильные и железные дороги, туннели и паромы; транспортные объекты (железнодорожные станции, порты, пристани, аэродромы, таможни); землепользование (леса, болота, ледники, сельскохозяйственные земли); горизонтали; отметки высот.
В ходе выполнение работ по созданию базы данных были преодолены разночтения, возникшие из-за различных подходов к представлению картографической информации в каждой из стран, участвующих в проекте. Их перечень представлен в таблице.

Объект
Проблема
Решение

Административные границы

Несогласованность морских границ

Исключение границ на море

Гидрография Отсутствие единой гидрографической сети без разрывов и отдельно отстоящих озер в российской базе данных Внесение дополнительных объектов с карт масштаба 1:200 000 для территории России
Населенные пункты Несовпадение градаций численности населения в России и на зарубежных территориях Изменение градаций численности жителей на российской части проекта с привлечением дополнительных статистических данных
Аэродромы Отсутствие части национальных аэропортов в российской базе данных Объекты дополнены по региональным источникам
Автомобильные дороги Несовпадение классификации, принятой в России (автострады, усовершенствованные шоссе, шоссе, улучшенные дороги и т.д.) и в других странах (международные, региональные, местные) Изменение классификации автодорог на территории России в соответствии с международными требованиями
Автомобильные дороги и объекты ими соединяемые Отсутствие единой транспортной сети в России в связи с тем, что ряд дорог нельзя отнести даже к классу местных дорог Исключение части объектов, не связанных дорогами, повышение класса части дорог на российскую территорию
Болота Различие между Финляндией и Россией (полигоны болот могут перекрывать полигоны леса) и Швецией и Норвегией (перекрытия недопустимы) Включение в базу данных на российскую и финскую территорию только полигонов болот вне леса
Сельскохозяйственные земли Отсутствие в российской базе данных Объекты будут внесены в дальнейшем по региональным источникам

Как видно из этой таблицы, большая часть проблем была связана с отличиями российской базы данных от зарубежных, что объясняется своеобразием отечественной картографической школы.
К числу несомненных преимуществ российских данных следует отнести высококачественное представление рельефа — в отечественной базе данных точность и подробность отображение горизонталей выше, чем на зарубежных в масштабе 1:250 000.