Геоинформационное сообщество объединяет усилия после атаки террористов

По материалам статьи в электронном журнале GeoResources от 19 октября 2001 г.

После террористических актов 11 сентября в Нью-Йорке и Вашингтоне на ГИС и связанные с ней технологии картографирования была возложена нелегкая ответственная миссия. Они предоставили обществу и лицам, непосредственно участвующим в спасательных и восстановительных работах, средства для более полного понимания масштабов трагедии, выбора лучших вариантов доступа в зону бедствия и реагирования на быстро меняющуюся ситуацию.
В Нью-Йорке, департамент мэрии по чрезвычайным ситуациям (OEM) совместно с городским отделом по информационным технологиям и телекоммуникациям (DoITT) и компанией ESRI из города Редландс, Калифорния, быстро организовали Оперативный центр картографирования и данных (Emergency Mapping and Data Center, EMDC) для картографической поддержки спасательных команд и операций по расчистке завалов. Центр возник практически с нуля. По словам Джека Эйченбаума (Jack Eichenbaum), координатора работ по ГИС и картографированию (GISMO), ГИС профессионалы из метрополии Нью-Йорка, представляющие самую большую в стране группу пользователей ГИС, оказали GISMO огромную поддержку.
«На начальном этапе самым важным было привлечь достаточное количество людей, так как центр EMDC работал круглые сутки», — вспоминает Эйченбаум. «Поэтому мы разослали призывы добровольцам, воспользовавшись списком рассылки GISMO, и реакция последовала сразу. Нам звонили и говорили: ‘Если я нужен, я приду.’ В результате, достаточно быстро мы смогли организовать круглосуточную работу по созданию и распространению картматериалов».
EMDC стал преемником Центра по чрезвычайным ситуациям (EOC), базировавшегося в Манхеттене. EOC, который часто называли «бункером мэра Джулиани», находился в одном из зданий Всемирного торгового центра (ВТЦ), разрушенного в результате атаки террористов. Помимо представителей городской администрации и добровольцев, в штат оперативного центра EMDC вошли команды специалистов из компаний ESRI (являющейся ведущим консультантом города Нью-Йорк) и PlanGraphics из Франкфурта, шт. Кентукки.
«К этому моменту OEM уже был нашим клиентом, поэтому после атаки и разрушения центра EOC мы сразу предложили помощь, и она была принята», — говорит Сюзана Харвуд (Susan Harwood), менеджер ESRI по работе с городскими структурами Нью-Йорка. «Мы получили ‘добро’ от властей города в ночь на среду (13 сентября), и с этого времени наши люди постоянно на месте».
По состоянию на 16 октября в центре EMDC используется 20 лицензий программного обеспечения ArcGIS от ESRI и 5 плоттеров. За первые две недели работы было создано более 50 картографических продуктов, распечатано более 1500 копий карт. Кроме того, бизнес партнер ESRI, компания E Team Inc осуществляет поддержку деятельности департамента OEM с помощью программного продукта Emergency and Event Management (Управление при чрезвычайных ситуациях и других событиях), ядром которого является интернетовское серверное приложение ArcIMS от ESRI и программа Lotus Domino от корпорации IBM. Эта система используется более чем 1000 сотрудниками EOC в качестве основного источника информации об оперативной обстановке. Команда ESRI обеспечивает эту систему данными и картами.


Рис. 1.
Оперативная карта зон ограниченного доступа в район разрушений.

На начальном этапе EMDC снабжал сотрудников служб быстрого реагирования и других лиц базовой основой — набором простых карт улиц и аэроснимками — для ориентации в руинах, в которые превратилась эта часть города. С течением времени разные службы города и спасатели стали запрашивать более специфичную информацию — карты, показывающие, например, зоны, открытые и закрытые для пешеходов и автотранспорта (рис. 1), состояние сети городского метро (какие станции доступны для посещения, какие работают, какие закрыты), состояние коммуникаций — газовых, водопроводных, электрических (рис. 2).


Рис. 2.
Оперативная карта состояния инженерных сетей.

«К нам приходили сотрудники разных спасательных служб, полицейские и просили дать им карты с той или иной специальной нагрузкой», — вспоминает Эйченбаум. «Прежде всего, мы беседовали с ними, чтобы понять, что им конкретно нужно. Затем мы создавали достаточное количество карт с нужной информацией в разных вариантах, то есть создавали галерею карт. Люди рассматривали их и часто просили либо увеличить размер этой карты, либо обрезать ее по такой-то границе или изменить цвета».
Помощь компания PlanGraphics в усилиях по спасению людей и ликвидации последствий теракта заключалась в разработке и внедрении в департаменте OEM Системы онлайнового координатора управления в критической ситуации (Emergency Management Online Locator System, EMOLS). В ее основу легло ГИС приложение для всемирной паутины World Wide Web, обеспечивавшее оповещение населения об угрозе стихийных бедствий, связанных с погодными условиями. PlanGraphics добавила в него расширение для интерактивной картографии и информационной поддержки при чрезвычайных ситуациях (IMEI). Система снабжает пользователей информацией, связанной с атакой на ВТЦ (такой, как ограничения на перемещение жителей и транспорта, повреждения инженерных коммуникаций и пр.) в районе массовых разрушений. Web сайт IMEI обновляется ежедневно, он находится по адресу http://www.nyc.gov/htm/oem/htm/emols/emols.wtc.html.
В последние годы городской отдел DoITT постоянно развивался, но этот процесс не был завершен. Общегородской репозитарий географической информации, называемый NYCMap (произносится как «приятная карта»), используется в качестве хранилища данных на основе системы Oracle, в котором проводится накопление и управление пространственной информации в стандартных форматах. Но пока не все имеющиеся данные приведены в стандартной форме, и EMDC не имеет прямого доступа к детальной базовой карте района ВТЦ — в особенности к постоянно обновляемым данным, корректно привязанным к географическим координатам, что осложняет многогранную деятельность центра EMDC.
«Одной из главным проблем, с которой сталкивается любой город или муниципалитет при координации работы с ГИС, является необходимость регистрации всех тематических слоев комплексной карты в рамках единой базы данных», — отмечает Эйченбаум. «Сейчас мы стараемся решить эту проблему в Нью-Йорке и многого уже достигли. Но впереди еще много работы. Пока нам не удалось полностью совместить базу данных переписи населения с картами центральных линий улиц, полигонов зданий и картой налоговых сборов. Все они хранились в разных системах координат».
По словам Шена Дэвиса (Sean Devies), ГИС консультанта из Intergraph Mapping and GIS Solutions, который работает с отделом транзита администрации Нью-Йорка в области интеграции данных из разных городских департаментов в единую карту, проблемы совместимости данных имеются и по подземным коммуникациям.
«Хотя отдел транзита Нью-Йорка владеет данными по хозяйству метро как по всему городу, так и по району ВТЦ, ни те, ни другие данные не представлены в «реальных географических координатах», — говорит Дэвис. «Сначала нашей главной задачей было получить файлы дизайна Microstation по сетям метро, таким как рельсовые пути, и затем привязать их к географическим координатам. Кроме того, мы добавили к этим данным атрибутивную (описательную) информацию. Затем мы перевели эти географически корректные данные в разные ГИС форматы с тем, чтобы их могли использовать другие департаменты и агентства».

Рис. 3-5. Моделирование катастрофы с помощью модуля 3D Analyst с оценкой толщины завалов, размера и веса обломков.

Кроме карт и перспективных изображений (рис. 3-5), созданных средствами ГИС, а также традиционных изображений для поддержки совместных действий центров EOC и EMDC предполагается применить и другие геопространственные технологии. Несколько компаний и организаций уже применяют системы световой детекции и дальномеры для создания цифровых моделей поверхности. Эти модели, например, позволят инженерам-строителям и инженерам по коммунальным службам определить расположение оснований и опорных структур разрушенных зданий, бывших шахт лифтов, подземных хранилищ и инженерных коллекторов. Это позволит точнее выбрать места для вскрышных работ, скоординировать усилия по расчистке территории от обломков зданий и сооружений, целенаправленно вести восстановительные работы.
«Работа Оперативного центра картографирования и данных (EMDC) — это лишь небольшая часть деятельности, которой сейчас занимается Центр по чрезвычайным ситуациям (EOC)», — отмечает Эйченбаум. «Он занимает порядка 5-10% площадей, отведенных EOC, в котором собрались люди, управляющие всеми спасательными и восстановительными работами. Работа в условиях постоянного цейтнота времени и информации нелегка. Здесь шумно, не хватает места, порой у вас нет даже своего стола. … В таких условиях на выполнение какой-то работы порой тратится втрое больше времени. Но сотрудники относятся к трудностям с пониманием и достаточно успешно справляются с ними. Мы приносим пользу многим людям, которые ранее не имели представления о том, на что способна ГИС технология».