Проект LandArte – макроискусство в Швейцарской Конфедерации

По материалам Leica Geosystems

 

В Древней Греции понятия искусства и техники не разделялись. Термин “tekhnae” относился и к техническим разработкам, и к созданию произведений искусства, и к ремеслам, и к рукоделию. Благодаря такому подходу были созданы многие фундаментальные творения, которые по праву относятся к важнейшим достижениям человеческой цивилизации. Примерно в то же время на южноамериканском континенте носители другой культуры нанесли на пустынное плато Перуанских гор загадочные линии и изображения. Рассмотреть и реально оценить достоинства и масштабы геоглифов Наски можно только с воздуха, причем с достаточно большой высоты. Поскольку стремление к так называемым крупным изобразительным формам в стиле “tekhnae” очень привлекательно, а сами они достаточно впечатляющи, это направление находит своих приверженцев и последователей и в наше время. Вот новый пример из Швейцарии.


Землянин в июне и июле


Землянин в августе

Проект LandArte

В 2003 году отмечалось двухсотлетие кантона Санкт-Галлен, расположенного в альпийской части долины Рейна. Здесь же находится швейцарская штаб-квартира компании Leica Geosystems. Празднование юбилея стало поводом для осуществления проекта LandArte — создания 13 гигантских изображений из растений, которые развивались и менялись по мере роста высаженных культур.


Запасной выход

Технологии компании Leica Geosystems помогли художникам из Швейцарии, Лихтенштейна, Австрии и Финляндии перенести свои проекты с бумажных набросков в ландшафт. 200 000 посетителей прошли по склонам долины или поднялись на канатной дороге в горы, чтобы посмотреть на эти художественные биопроизведения. Однако полностью оценить “картины” LandArte можно было только с воздуха, и только с помощью бортовых сенсоров можно было показать их широкой публике и в точности сохранить для истории.


Время и Земля

Эти задачи были решены с помощью Цифрового бортового сенсора ADS40 и Бортовой пленочной камеры RC30 от компании Leica Geosystems, также использовались спутниковые данные Ikonos, обработанные с помощью программного обеспечения ERDAS IMAGINE.


Адам и Ева в июле

Природа, Искусство и Техника

В этом районе долина Рейна представляет собой мозаику из участков многочисленных русел, групп деревьев, зеленых ограждений и полей, превращающих ее во впечатляющее творение природы в стиле “tekhnae”. На несколько месяцев проект LandArte добавил в этот ландшафт элемент художественного экспрессионизма.


Энергетическое поле

Переносом рисунков в ландшафт с использованием GPS- систем компании Leica занимались студенты местного универсистета. Специалисты в области общественных наук из Университета Санкт-Галлена разработали общую стилистику и девиз юбилейных торжеств. Кроме того, над созданием композиции “Мать Земля” работали пятеро заключенных тюрьмы Саксерье.


Покидая тень

Землянин, Тигр и Космический контакт

Около Бад Рагаца в самой южной точке территории, на которой разместились живые произведения проекта LandArte, посетителей приветствовал гигантский “Землянин” художника Сеппа Аззолы, размах его рук составил 350 метров. В июне Землянин пристально глядел в небеса зелеными глазами, в июле они стали пшенично-желтыми, а потом его взгляд стал люпиново-голубым. В 40 км вниз по течению, где Рейн протекает мимо Санкт-Маргретена, была самая северная точка этой “галереи астронавтов”. Здесь Джонни Мюллер создал трогательное произведение искусства, названное им “Когда жук ищет тигра”. Овальные жуки-скарабеи были “нарисованы” красным маком и голубыми васильками вокруг трех фруктовых деревьев, а тигр стилизован в виде характерных полос. Столь же впечатляющими были: картина в стиле символизма “Запасной выход” художника из Лихтенштейна Санхилда Вольважа, размещенная в Диепольцау, картины Адама Шлегеля и Мириам Хелле “Энергетическое поле” в Бухсе и “Космические формы” Рене Дюселя в Вейте. Пролетавший в это время в космосе наблюдатель обратил бы внимание на изображение из цветов художника Куспи. Он разместил свою симметричную композицию “Космический контакт”, изображавшую посадочную площадку НЛО, у деревни виноделов Бернек. Самая большая работа “Люди оставляют следы” Эрны Райх, связавшая деревни Фрюмсен, Сакс и Гамс, протянулась более чем на три километра.


Поднятый с Земли

Согласно предварительной договоренности, растения, составлявшие изображения, по окончании проекта могли быть проданы, взяты для личного потребления местными фермерами или выборочно задействованы для удобрения почвы. Например, бархатцы, впервые высаженные в долине Рейна специально для проекта LandArte, были использованы в натуропатии, кукуруза является одним из главных ингредиентов в местном блюде “Ribelmais”, а фиалки и голубая фацелия служат экологически стабилизирующими факторами для почвы.


Перенос картин с бумаги в натуру

Кооперация и компромиссы

Проект LandArte, инициатором которого был Бернард Маттль а менеджером Куно Бонт, стал плодом совместных усилий художников, фермеров, инженеров, экономистов, специалистов в области общественных наук, заключенных, безработных и студентов. Например, австрийский художник Герберт Фритш попросил приобрести семена озимой пшеницы для “Сигнала с Земли” протяженностью 1,2 км. Он хотел, чтобы золотисто-желтые цвета его живой картины, напоминавшей подписи древних строителей из культуры Вальцер, создавали яркий контраст с окружающими зелеными полями. Однако площадь будущих посевов пшеницы под картину оказалась гораздо больше той, что планировал отвести местный фермер Бернхард Шнайдер. Было решено, не изменяя протяженность “Сигнала…”, на 20% сузить его “линии”.


Мать Земля

В результате подобных компромиссов проект был успешно реализован, его увидело огромное количество посетителей. Живые картины получили отклик далеко за границами Швейцарии и вышли за временные рамки его фактического существования.

Люди оставляют Следы

Визуализация с использованием высокоэффективных систем

Как только, благодаря природе, картины проекта LandArte “проросли”, они были запечатлены с самолетов и спутников с использованием самых мощных в настоящее время систем: Leica RC30, Leica ADS40 и спутника Ikonos. Недавно компания Leica Geosystems, базирующаяся в г. Хеербругг (Швейцария), разработала ADS40 — первую в мире систему прямого получения цифровых аэроснимков для решения задач дистанционного зондирования и фотограмметрии. Она может одновременно записывать информацию о территории облета в пяти различных зонах спектра, включая ближнюю инфракрасную. Кроме того, одновременно фиксируются фронтальный и задний виды, а также вид строго вниз (надир), что позволяет очень легко строить стереопары. Интеграция приборов GPS, инерциальных систем и бортового лазерного сканера Leica ALS50 дает возможность установить точное положение точки записи и получить прецизионные данные о топографии земной поверхности. Поскольку эти данные сразу доступны в цифровой форме, создание трехмерных моделей ландшафта и анализ данных дистанционного зондирования можно выполнять быстрее и гораздо проще. Обеспечивая пространственное разрешение 15 см, камера ADS40 дает более точную информацию, чем спутники. Она используется при создании сельскохозяйственной и лесной документации для всей территории Соединенных Штатов, в Японии – для составления карт слежения за территориями крупных мегаполисов, а в России – для разработки документов о земельной собственности.


Космический контакт

Также, для работ по проекту LandArte организация Swisstopo с помощью “классической” системы получения аэроизображений Leica RC30 изготовила слайды с сантиметровым разрешением, на которых показаны все детали на поверхности земли. Камера RC30 укомплектована гиростабилизированной платформой PAV30 и другими подсистемами, включая визир NSF3, дополняется бортовым GPS-приемником и инерциальным измерителем углов (IMU).


Космические формы

22 июля 2003 г. сенсором со спутника Ikonos с высоты 600 км в панхроматическом режиме была отснята долина Рейна на территории кантона Санкт-Галлен с разрешением 1 метр. Leica Geosystems преобразовала спутниковые данные в изображения, создала анимационные трехмерные последовательности с использованием собственной системы обработки данных дистанционного зондирования ERDAS IMAGINE. На основе этих последовательностей с помощью модуля IMAGINE Virtual GIS можно выполнить виртуальный пролет над творениями проекта LandArte.


Когда жук ищет тигра

Реальная планировка

Вынести объекты LandArte в натуру помогли студенты специальности “ландшафтный дизайн” под руководством профессора Петера Петцека из Технологического университета Рапперсвиля. Эта деятельность стала частью их дипломных работ. После оцифровки рисунков и их переноса на местную координатную сетку, студенты Урс Хаерден и Даниэль Баур вместе с фермерами выполнили разметку полей. По словам Даниэля, раньше они не работали с приборами GPS, но после двух часов обучения без проблем смогли разметить все картины. Особенно им понравилось работать с удобным и легким прибором Leica GS20, обеспечивающим дециметровую точность измерений. Для самых мелких деталей картин, где нужна была сантиметровая точность, использовался прибор GPS 500. Это оборудование позволяет значительно ускорить и повысить точность работ по ландшафтному дизайну. Например, с использованием прибора Leica GS20 можно создавать подробные планы участков, точнее вычислять объемы грунтовых работ, проводить другие виды проектных изысканий на местности.


Земные сигналы в июле

Земные сигналы в августе

Становление традиции

Проект LandArte стал впечатляющим продолжением традиции создания юбилейных антропогенно-ботанических творений на территории Швейцарии в рамках инициативы, названной «Картинная галерея космонавтов». В 25-м номере ArcReview мы рассказали о том, как летом 2002 г. в долине Рейна было выращено и отснято из космоса биоизображение, посвященное 25-летию Рейнховского сельскохозяйственного учебно-консультационного центра. Отработанная при реализации этого проекта технология была с успехом применена и расширена за счет использования новейших технологий съемки и обработки изображений в 2003 году в кантоне Санкт-Галлен.