Опыт преподавания ГИС-технологий в Томском политехническом университете

Ананьев Ю.С., к.г.-м.н., Житков В.Г., к.г.-м.н., Поцелуев А.А., к.г.-м.н.,
Орехов А.Н., Томский политехнический университет,
E-mail: mailto:orekhovan@mail.tomsknet.ru

Геоинформационные системы и технологии находят все более широкое применение в жизнедеятельности человека. Геология – одна из областей, где ГИС применяются уже несколько десятилетий. Круг решаемых задач с применением инструментария ГИС чрезвычайно широк: моделирование месторождений полезных ископаемых, проектирование геолого-разведочных работ, прогнозирование, геологическое картографирование, анализ разнородной и разноуровневой геолого-геохимическо-геофизической информации.


Фрагмент геологический карты сочленения Северо-Минусинской котловины и Батеневского кряжа.

 

В связи с таким массовым применением ГИС в геологии весьма актуальной является задача подготовки высококвалифицированных специалистов-геологов, обладающих знаниями и практическим навыком работы в среде ГИС.

На кафедре геологии, минералогии и разведки полезных ископаемых Томского политехнического университета обучение студентов-геологов геоинформационным системам ведется с 1998 года. В рамках Программ поддержки ВУЗов компаний ESRI и Leica Geosystems при поддержке их официального представителя в России ООО ДАТА+ наш университет получил современное ПО в области ГИС (ArcInfo, ArcView) и обработки данных дистанционного зондирования (ERDAS IMAGINE).

Обучение студентов геологов проводится поэтапно. Первоначально они изучают общетеоретические курсы «Геоинформационные системы» и «Дистанционные методы исследования», где знакомятся с принципами построения и функционирования ГИС и имеющимся программным обеспечением. Далее, уже на старших курсах, студенты закрепляют полученные знания и получают навыки решения профессиональных задач с использованием инструментов ГИС в дисциплинах «Компьютерные технологии в геологическом картировании», «Геохимические методы поисков», «Прогнозирование и поиски месторождений полезных ископаемых», «Картирование рудных полей и месторождений». При выполнении лабораторных работ используются реальные геолого-геохимические данные и спектрозональные космические снимки (Landsat ETM, Terra-Modis). Примеры используемых данных приведены на рисунках.


Фрагмент спектрозонального космического снимка Landsat на район сочленения Северо-Минусинской котловины и Батеневского кряжа.

 

Кроме лабораторных занятий, на имеющихся программных продуктах студенты выполняют курсовые и дипломные работы, а в 2004 году начата магистерская подготовка по дистанционным методам исследования. По результатам учебно-исследовательской работы, в рамках изученных дисциплин, студенты выступают с докладами на научных конференциях различного уровня.

Внедрение в учебный процесс геоинформационных систем и технологий поддерживается методическими разработками. Преподавателями кафедры разработаны и изданы два учебных пособия (Ананьев Ю.С., «Геоинформационные системы»; Поцелуев А.А., Архангельский В.В., «Дистанционные методы исследования окружающей среды»), сборники задач по дистанционному зондированию, методические рекомендации по работе в ArcView. Также ведутся работы по созданию модулей для ArcView, направленных на решение конкретных профессиональных задач.


Цифровая модель рельефа, драпированная спектрозональным космическим снимком Landsat.

Задача ВУЗов на сегодняшний день – подготовка высококвалифицированных специалистов. Такие специалисты вырастают только при условии наличия современного оборудования и программного обеспечения, проведения обучения на его основе. В этом отношении поддержка ВУЗов ведущими разработчиками, такими как ESRI и Leica Geosystems, является неоценимой.


Предыдущая запись

Использование материалов дистанционного зондирования в инженерно-геологическом и эколого-геологическом картографировании, при изучении и мониторинге ЭГП

Читать