ГИС и более безопасный аэропорт

По статье Джона Крофта* в журнале «Airport» Американской ассоциации руководителей аэропортов (AAAE)

Сотрудники Международного аэропорта МакКарран в Лас-Вегасе, штат Невада, ещё в 1998 году убедились, что неожиданные последствия – не всегда плохая вещь, когда они касаются информационных технологий. После ввода в строй специально разработанной географической информационной системы (ГИС) от ESRI, среди других инструментов включавшей средство привязки номера телефонов к соответствующему местоположению общественных таксофонов, произошло неожиданное: человек позвонил с одного из этих таксофонов, угрожая взрывом бомбы. Используя информацию, полученную при демонстрации системы днем раньше, служащий аэропорта ввел номер телефона в поле идентификатора абонента и точно указал место звонка сотрудникам службы безопасности. Полиция аэропорта сразу схватила звонившего и выяснила, что его угроза была ложной.

Этот пример демонстрирует растущее число заранее планируемых и на первый взгляд случайных способов применения активно внедряемых в аэропортах инфраструктур ГИС, которые могут хранить, поддерживать, анализировать и отображать географические и тематические данные в режиме реального времени. ГИС появились в аэропортах около десяти лет назад и быстро зарекомендовали себя в качестве важного инструмента для хранения и связывания разноплановой информации в большинстве сфер их деятельности, в том числе для целей обеспечения безопасности. Первые направления их использования в данной области включали планирование мест расположения видеокамер служб безопасности, моделирование чрезвычайных ситуаций в целях обучения персонала и для выяснения, как лучше всего эвакуировать людей из аэропорта в случае пожара или другого происшествия.

Так, компания Международный аэропорт Брюсселя (BIAC) в 1996 году приняла решение вложить средства в ГИС для управления главным терминалом и филиалом Б, в 2002 году к системе был подключен и новый филиал А. По словам управляющего данными эксплуатационных служб аэропорта, использовать ГИС для обеспечения безопасности было решено после планирования учебной эвакуации, что оказалось весьма обременительной задачей для всего предприятия, поскольку тогда пришлось разбираться в путанице схем, планов и нескоординированных данных. Теперь в ГИС введена привязанная к карте информация о более чем миллионе объектов по всему аэропорту. Среди них средства обеспечения безопасности, включая местоположение и описания противопожарного оборудования, средств удаления дыма, знаков опасности, мест нахождения опасных и огнеопасных веществ и более чем 20 000 дверей, в том числе управляемых с помощью электроники. Система основана на специально адаптированной версии программного продукта ArcView. В частности, после начального ввода и проверки информации был создан инструмент эвакуации, с помощью которого были разработаны сотни сценариев проведения эвакуации в зависимости от местоположения инцидента. При реальном событии, в зависимости от места возгорания и общей ситуации, может быть запущена система выполнения определенных действий, опробованная и проверенная на модели. Для системы эвакуации обслуживающим персоналом аэропорта используются два соединенных между собой компьютера. Один из них является главным диспетчерским пультом, с которого можно управлять дверями, вентиляцией и сигнализацией, на другом отображается карта ГИС со значками, показывающими доступное оборудование. Вскоре предполагается создать единый терминал для вывода на нем всех необходимых данных об устройствах и средствах управления в зданиях. Учтены и случаи, когда террористы планируют серию диверсий, например, когда первый инициируемый ими инцидент проводится для того, чтобы людей эвакуировали в более уязвимые зоны.

Многие аэропорты уже вложили или вкладывают средства в создание высококачественных данных, требующихся для нормальной работы с ГИС. Тем самым они получают компоненты, необходимые для внедрения высокоэффективных приложений безопасности, включая инструменты, которые позволяют планировать, проверять и утверждать программы чрезвычайных мер при возможных бедствиях. В то же время, в ежедневной работе не менее полезны и стандартные приложения. Использование ГИС в аэропортах позволяет проводить пространственный анализ типичных инцидентов и вариантов развития событий при возникновении опасности, механических поломках оборудования, краже багажа и других происшествиях. Подобные типы приложений, в том числе инструмент моделирования вариантов развития обстановки при проведении эвакуации, похожий на Брюссельский, сейчас разрабатываются и включаются в состав корпоративной ГИС аэропортов Хьюстона.

В Лас-Вегасе у сотрудников аэропорта на портативных компьютерах имеется инструмент на основе ГИС от ESRI для определения зон аэропорта, люди из которых должны быть эвакуированы при обнаружении взрывчатых веществ или бесхозного багажа. Эта программа строит серию концентрических колец по разным уровням аэропорта в соответствии с выбираемым размером буферной зоны. Она также выдает контактную информацию по торговым точкам и другим объектам в пределах этой буферной зоны. Центр оперативного управления также использует ГИС-приложение, чтобы направлять полицию аэропорта или медицинских работников к месту инцидента. А полиция использует этот инструмент, чтобы определить, какие двери следует оперативно взять под охрану. Также в аэропорту используется трехмерный ГИС-инструмент от ESRI, позволяющий определить местоположение, количество и характеристики фокусировки видеокамер системы безопасности для полного обзора определенных областей.

Обширная программа развития ГИС Международного аэропорта Майами, прежде всего нацеленная на контроль за арендой площадей, также используется и для ситуационного анализа и моделирования разнообразных сценариев. В отделе технической поддержки разрабатывается программа, которая позволит операторам при выборе значка видеокамеры на карте ГИС получать живое изображение с любой из сотен камер системы безопасности аэропорта.

В аэропорту Порт Колумбус ГИС используется для отслеживания несчастных случаев и прочих инцидентов. На основе этой информации служба безопасности и другие службы аэропорта получают представление о действиях, которые будут способствовать повышению безопасности в зданиях и на окружающей территории, таких, например, как увеличение количества патрулей или использование большего количества фонарей в зонах, где преступления совершались ночью. В Международном аэропорту Даллеса (Вашингтон), где полномасштабная централизованная ГИС будет введена в строй лишь через пару лет, служба безопасности и отдел пожарной охраны уже используют ее предварительную версию для планирования действий по обеспечению безопасности. Кроме того, система уже позволяет отслеживать состояние наземных и подземных резервуаров для хранения топлива и связывающих их трубопроводов, в режиме реального времени показывает уровень горючего в цистернах, содержит подробные данные о местоположении пожарных гидрантов, сетей водопровода и ливневой дренажной системы.

Конечно, приложения для обеспечения безопасности являются лишь одной из многочисленных сфер применения возможностей ГИС в аэропортах, и можно даже сказать, что это побочная прикладная область использования ГИС. Важно также иметь в виду, что наибольшую ценность ГИС-технология приобретает вместе с качественными данными по всему обширному хозяйству аэропортов, впрочем, как и на транспорте в целом. При наличии таких данных ГИС обеспечивает решение разнообразных задач и, к тому же, стоимость самой системы в сравнении со стоимостью данных незначительна. Полную инвентаризацию материальных активов проводят не специально для обеспечения безопасности, а для всех служб. А инвентаризация и кадастр – это работа как раз для ГИС.

*Джон Крофт — летчик – инструктор, автор статей об авиации из Верхнего Мальборо, штат Мэриленд.