Применение ГИС-технологий для контроля размещения материально-технических средств и персонала внутри здания

Наймушин Б.В., DATA+, e-mail: borisn@dataplus.ru

 

Технология геоинформационных систем (ГИС) – наиболее удобное средство для фиксации, хранения и визуализации объектов с учетом их пространственного положения. Именно этими преимуществами мы решили воспользоваться для решения задачи, поставленной Управлением информатизации Москомархитектуры (МКА). Суть задачи состояла в создании удобного инструментария для наглядного представления поэтажных планов использования главного здания организации – известного дома Ханжонкова в центре Москвы, а также учета распределения в помещениях персонала и фиксации реального местоположения техники: компьютеров, принтеров, сканеров и прочего оборудования. Технические средства учитываются в справочной системе МКА, закреплены за пользователями, но постоянно «перемещаются» в пространстве. Поэтому периодическая инвентаризация материально-технических средств превращалась в трудоемкую процедуру.

С помощью нового инструмента предполагалось решать целый ряд задач:

  • оптимизировать распределение помещений главного здания между подразделениями;
  • планировать и анализировать затраты на приобретение материально-технических ресурсов;
  • проводить постоянный учет и инвентаризацию имущества.

В рамках выполнения проекта для МКА проводились работы по созданию информационного ресурса – ГИС, которая содержит в себе информацию о функциональном назначении, эксплуатационных характеристиках и принадлежности помещений, имеющихся в них материальных средствах, сетевой и кабельной инфраструктуре, размещении в помещениях сотрудников МКА и закреплении за ними материальных средств.

К создаваемой ГИС были предъявлены следующие требования:

  • наличие составляющих, обеспечивающих удобную работу с пространственными данными в среде Интранет;
  • возможность организации работы с данными в режиме «клиент-сервер»;
  • предоставление ресурса пользователям с разным уровнем доступа: администратору, оператору, клиенту;
  • базирование на открытых стандартах представления данных, хранения данных в СУБД, программных средствах настройки интерфейса;
  • легкий и удобный интерфейс пользователя, наличие локализованных версий и документации на русском языке;
  • возможность редактирования пространственных данных, изменения структуры базы данных, создания дополнительных слоев и атрибутов;
  • чтение разных форматов векторной графики: шейп-файлы, MapInfo, AutoCad;
  • возможность объединения пространственных данных с атрибутивной информацией, хранящейся в других системах.

Обозначенные условия послужили основой для разработки архитектуры Инвентаризационной системы, представленной на Рис. 1. В структуре ГИС «Москомархитектура» предусмотрены две зоны: серверная и клиентская. В серверной зоне располагаются сервер пространственных данных, web-сервер и другие серверы, связанные в единое информационное пространство. В данной зоне на базе пространственного сервера осуществляются формирование, накопление, хранение пространственных данных и их связь с данными других информационных систем, хранящих сведения о персонале и материально-техническом обеспечении МКА.

 


Рис. 1.
Архитектура инвентаризационной ГИС «Москомархитектура».

 

В клиентской зоне предполагалось реализовывать функции администрирования, управления и подготовки, просмотра и анализа данных.

Настройка и ведение данных осуществляется администратором базы пространственных данных и оператором. Места основных пользователей базируются на приложении, развернутом на Web-клиенте.

Управление системой и ее использование осуществляются пользователями на разных уровнях. Администратор имеет возможность работы на сервере пространственных данных со структурой базы данных с одновременным быстрым просмотром ее содержания и имеет доступ к серверам данных и Web-серверу. Функциональные возможности среды должны позволять изменять структуру базы пространственных данных и устанавливать связи ГИС с данными, получаемыми из других систем, определять права доступа пользователей к пространственным данным.

В качестве программного ГИС-обеспечения были выбраны настольные и серверные продукты семейства ArcGIS 9.3, а в качестве хранилища данных – стандартная СУБД Microsoft SQL Server Express. Для управления данными и обращения к ним используется сервер пространственных данных и Web-сервер, входящие в состав ArcGIS Server Workgroups Standard. Для выполнения административных функций используется пакет ArcEditor.

С помощью административных средств все информационные ресурсы были положены в СУБД и организованы в проект данных. Общий вид проекта и интерфейс рабочего места администратора приведены на Рис. 2.

 


Рис. 2.
Общий вид проекта и интерфейс рабочего места администратора ГИС «Москомархитектура».

 

Оператор имеет необходимые функциональные возможности по организации слоев пространственных данных: их подключения или отключения, изменения способа отображения данных, подбора условных знаков, нанесения надписей, внесения изменений в графические и атрибутивные данные, создания новых слоев пространственных данных (рис. 3).

 


Рис. 3
Интерфейс рабочего места оператора ГИС «Москомархитектура».

 

Клиентские места не используют специального программного обеспечения ГИС, а работают в среде web-браузера.

Для подготовки пространственных данных использовались поэтажные планы здания, созданные в формате AutoCAD, а также информация по использованию помещений и местоположению сотрудников. Сведения о технических средствах передавались из внутренней инвентаризационной системы. Для удобства просмотра, а также для реализации функции «сквозного» поиска все поэтажные планы были сведены в один слой. Для организации данных была разработана модель базы геоданных (рис. 4), включающая сведения о здании, помещениях, департаментах, сотрудниках, технике и коммуникациях внутри здания. В ее основу была положена общая модель организации пространства зданий (Building Interior Space Data Model – BISDM), разработанная ESRI.

 


Рис. 4.
Модель базы геоданных ГИС «Москомархитектура».

 

Для удобства использования ресурса в среде web было принято решение о разработке дополнительного инструментария. Остановимся на нем более подробно.

Интерфейс пользователя может быть использован любым сотрудником Москомархитектуры, имеющим доступ к системе, при помощи любого интернет-браузера. Права доступа, как уже говорилось, определяются администратором системы.

 


Рис. 5.
Иерархическое дерево объектов, поиск по: а) этажам, б) отделам, в) персоналу, г) технике.

 

В веб-интерфейсе присутствуют несколько компонент:

  • иерархическое дерево объектов (рис. 5), которое может быть использовано для навигации и поиска конкретного человека, комнаты, рабочего места или, например, компьютера;
  • окно, в котором отображается вся графическая информация: поэтажные планы, размещение сотрудников и материальных ценностей, кабельная структура и многое другое;
  • а также дерево слоев, которое позволяет отключать или включать для отображения необходимые информационные слои.

 


Рис. 6.
Пример получения информации по комнатам.

 

Дерево иерархий организовано по четырем признакам: по территориальному положению, по принадлежности к какому-либо департаменту, по персоналу и по технике (рис. 6). Оно позволяет получить информацию по:

  • комнатам, конкретным рабочим местам, а также по персоналу на этих рабочих местах;
  • отделам, работающим в них сотрудникам, их местоположению и приписанным материальным ценностям;
  • персонально по каждому сотруднику, его размещению и его материальных ценностях;
  • типу оборудования, его местоположению и материально-ответственному лицу.

Также интерфейс пользователя включает в себя стандартные инструменты, позволяющие: масштабировать изображение; перемещать изображение по экрану; получать информацию о рабочем месте или комнате, указанной на экране. По клику на объекте или группе объектов в дереве иерархий автоматически производится масштабирование и центрирование экрана.

В отдельном окне предоставляется общая информация по типу объектов или по конкретному объекту, например:

  • при выборе комнаты показывается: площадь комнаты, количество рабочих мест, количество персонала;
  • при выборе подразделения: список сотрудников, номера комнат и рабочих мест сотрудников, номера телефонов;
  • при выборе техники: название устройства, инвентаризационный номер, материально-ответственное лицо или принадлежность подразделению, точное местоположение.

В настоящее время система установлена на нескольких рабочих местах и проходит тестирование.