Бакланов А.В., e-mail: Baklanov_AV@mail.ru
Большинство из нас вряд ли задумывается над тем, что жизнь комфортна и предсказуема лишь при наличии принятых условностей и устойчивых сочетаний. Кофе, как правило, должен быть со сливками, чай – с лимоном, смокинг – с бабочкой, а веб-сайт – с каталогом ссылок на другие сайты. Без ссылок сайты остаются безвестными творениями безымянных веб-мастеров. Их содержимое продолжает быть недоступным широким массам читателей. Затраты на сайтостроение пропадают зря.
Каталог стал обязательным атрибутом Интернет-страниц, без него никто уже не представляет себе «раскрутку» сайта. Инструменты для их создания столь доступны, что количество ссылочных страниц стало сопоставимо с количеством сайтов.
Но кто мог знать, что закон философии о переходе количества в качество в данном случае порождает антикачество. Обилие ссылочного материала в сети лишь на первый взгляд облегчает жизнь конечного пользователя.
Для людей далеких от создания более-менее серьезных сайтов следует объяснить, что в Интернете имеется довольно-таки уродливая реалия – технология Page Rank – некий обобщенный показатель, характеризующий суммарный вес ссылок, не привязанный к той или иной поисковой машине. Чем выше этот показатель, тем выше статус сайта в рейтингах. Тем чаще к этим сайтам обращаются пользователи. Тем выгоднее на таких сайтах располагать рекламу.
В погоне за высоким Page Rank’ом (иначе – ТИЦ) большинство сайтов превратилось в свалку ссылок столь же бесполезных как карта в масштабе 1:1. Если в начале короткой истории Интернета каталоги ссылок создавались вручную модераторами сайтов, и работа их сводилась к внимательному прочтению материалов, на которые делалась ссылка, то гонка за рейтингами заставила хозяев файлопомоек разрешить любому желающему самостоятельно делать ссылки на свои ресурсы с условием ответного размещения ссылок на свой сайт. В последнее время в сети появилась масса программ-роботов, которые могут разбрасывать ссылки на сайты в любую удобную дыру в Интернете. Роботы не заморачиваются такой малостью, как тематическая целесообразность. В результате, ссылки на стоматологические услуги могут попасть в раздел строительных материалов и оборудования, а реклама автосалонов – в финансовый анализ.
Появление алгоритмов полнотекстового поиска и хранилищ индексных файлов немыслимых размеров не всегда дает приемлемые результаты. Порой результаты поисков бывают анекдотическими. Автор этих строк занимался разработкой тематической карты, для которой требовалось найти в Интернете адрес Тамбовской ТЭЦ. В первом десятке ссылок, представленных поисковиком, значилось: «Тэц-тэц-тэц… Мальчик хочет в Тамбов». Адрес ТЭЦ удалось обнаружить значительно позже.
Очевидно, что единственным выходом в получении однозначных ответов на запросы пока являются специализированные тематические каталоги, такие как «Каталог геоинформационных ресурсов» сайта компании ДАТА+.
Каталог появился на сайте пять лет назад при забавных обстоятельствах: один из разработчиков Каталога был таким рассеянным человеком, что регулярно терял накопленные годами ссылки на полезные ГИС-ресурсы при каждом обновлении операционной системы на своем ПК. А большинству читающих эту статью по собственному опыту известно, что второй раз найти нужную ссылку во вселенской помойке по имени Интернет чрезвычайно сложно.
Компания ДАТА+ любезно предоставила на своем сайте площадку для первых трех сотен ссылок. Принципы, которые были заложены в систему каталога, сохранились и до нынешних времен. Они, если хотите, архаичны, как архаичны принципы систематики:
- Каталог создан не для повышения рейтинга сайта, а для пользы его листателей, т.е. – вас, пользователи Каталога.
- Каталог тематически ограничен Геоинформационными системами. В реальности – это не только картографическая, но и фактологическая информация: справочники по географическим объектам, координатам, трекам; расстояниям между населенными пунктами: федеральные коды, наименования автодорог и многое другое. В каталоге есть ссылки на некоторые системы и методы программирования полезные для создания ГИС.
- Каталог охватывает не только нашу страну или материк. Сфера его интересов – вся Земля. Несколько лет назад в нем была реализована уникальная идея ссылочного атласа мира. В этом атласе нет системной целостности Википедии, но он, в то же время, не имеет ограничений по авторским правам, т.к. лишь делает ссылки на самые лучшие картографические изображения на сайтах всего мира, а не публикует их. Описания же стран, включенных в атлас, практически все – на русском языке. Для ряда статей, для которых в Рунете не было аналогов, создателям Каталога пришлось писать собственные статьи в Википедию, чтобы ссылаться на них.
- Каталог не требует регистрации для входа и оплаты за просмотр информации.
- Для включения информации о деятельности и продукции государственных, коммерческих или частных организаций не требуется обязательная ссылка на сайт компании ДАТА+.
- Размер описания ссылки не ограничен количеством знаков.
- Каталог не отслеживает своих пользователей на предмет приверженности идеям ESRI. Какой бы теме ни была бы посвящена ссылка Каталога, рано или поздно она получит отражение в разработках ESRI. Тем более, что большинство идей родились и получили развитие в этой славной компании.
- Ссылки на сайты формируются исключительно людьми. Т.е. изначально производится контроль целесообразности включения информации в Каталог.
- Людьми же производится контроль «живости» ссылок. Многолетний опыт показывает, что за год 20% ссылок отмирает. Хорошо, если меняется ссылка на ресурс внутри сайта. Хуже, если сайт прекращает свое существование. В большинстве случаев, ссылка, как словарная статья, не удаляется из Каталога, а заменяется на аналогичную на живых сайтах. В процессе поиска адекватной замены производится обновление ссылок на картографические материалы, для которых в сети появляются более качественные данные.
- Ссылки в Каталоге делаются, по возможности, непосредственно на те страницы сайта, которые в максимальной степени отображают запрос пользователей. Тем самым снижается количество пользовательских кликов для достижения конечного результата.
- Подавляющее количество ссылок Каталога на бесплатные и условно-бесплатные ресурсы сети. При этом, принципиально не делаются ссылки на нелицензионное программное обеспечение, используемое для разработки ГИС.
- Особое внимание в Каталоге уделяется нормативным актам. Прежде всего, текстам, за которые хозяева ресурсов не требуют оплаты. Странная порой складывается ситуация, когда за нормативные акты, которые при воспроизведении в Интернете перестают быть официальными документами (не говоря о том, что в большинстве случаев такая публикация незаконна) еще и запрашиваются деньги.
В момент, когда объем Каталога превысил 2000 записей (теперь их в полтора раза больше), в нем появилась поисковая система. Вначале поиск осуществлялся по одному слову или его фрагменту. Сейчас поиск можно вести по нескольким словам или их фрагментам. Так как слова в названиях статей и комментариях к ним могут встречаться в разных разделах Каталога, поисковый аппарат создает довольно интересные подборки материалов. Например, собираются ссылки на актуальные и исторические карты территорий, фактографические описания и, что также интересно, – статьи издания ArcReview, в которых упоминалась эта территория.
Отдельный блок Каталога – раздел «Лучшие находки месяца». Новости этого раздела не всегда бывают новыми, но в разделе они подаются как метод или универсальный способ, который можно применять в ГИС-деятельности не только в описываемой авторами сайтов ситуации.
В «Лучших находках» Каталога регулярно муссируется вопрос любви к Родине. Это не общие разговоры о березках и соловьях на закате. Качественно созданные картографические веб-ресурсы Малой Родины российских, украинских, белорусских, казахских и многих других гисовиков невольно вызывают гордость за этих настоящих патриотов и желание следовать таким путем.
За благостностью деклараций и реальных успехов Каталога ГИС ресурсов не сразу видны и его недостатки. Каталог должен быть рабочим инструментов каждого картографа, знающего дорогу на сайт компании ДАТА+. Но для этого он недостаточно полон. Несмотря на механизмы автоматизированного поиска мертвых ссылок, нередко еще можно увидеть страницы с печальными цифрами 404.
Выход прост: каждый неравнодушный листатель Каталога может присылать по гиперссылке в конце страницы ресурса свои ссылки на ГИС-ресурсы, предложения и замечания. Полезная часть Интернета не безгранична. В наших силах ее систематизировать и описать для нашей же общей пользы.