ГИС «Реестр городских дорог»

Волошин В.А., начальник отдела ГИС и картографии ООО «НПК «БКТ», г. Таганрог, e-mail: voloshin@cbt.ru, тел.: +7(8634)383-083, доб.138

 

GIS “Register of city roads”

 

В связи с ежегодным ростом объемов собираемых и накапливаемых геопространственных данных для эффективного управления этими данными неизбежно возникает задача их объединения и оптимизации. В этом случае на помощь приходят геоинформационные системы (ГИС), которые легко и быстро позволяют систематизировать данные, необходимые практически во всех прикладных отраслях. В данной статье речь пойдет об объектах дорожного хозяйства.

ООО «НПК «БКТ» была разработана геоинформационная система «Реестр городских дорог» города Таганрога. Работы производились в рамках муниципального контракта заключенного с МБУ «Благоустройство». Эта ГИС предназначена для автоматизации работы МБУ «Благоустройство» в части ведения информации по городским дорогам, поддержки актуальных сведений по объектам дорожного хозяйства и отводам земельных участков, занимаемых этими дорогами, включая: полотно дорог, дорожные знаки, дорожную разметку, светофорные объекты, уличное освещение и пр.

Основной целью создания системы явилась необходимость решения следующих классов задач:

  • автоматизация процессов ввода, хранения и актуализации сведений о дорожных объектах и прилегающих территориях;
  • оптимизация работы предприятия, повышение качества предоставления и доступности услуг, формирование эффективной структуры в части предоставления организациям материалов и данных;
  • автоматизация процесса хранения и систематизации данных и документов, включая нормативно-правовые и информационные документы в части ведения дорожного хозяйства.

На основании поставленных заказчиком задач был разработан набор требований к пространственным данным, которые должны обладать следующими характеристиками:

  • Многослойность. Выделение данных различного содержания в отдельные слои пространственной базы данных.
  • Централизация данных. Возможность создания единого хранилища данных и организации доступа к ним с удаленных рабочих мест.
  • Открытость. Доступность данных всем заинтересованным службам и отделам.
  • Безопасность и надежность. Защищенность данных от несанкционированного доступа посторонних пользователей и от утраты данных при экстремальных ситуациях, связанных со сбоем программного и технического оборудования.
  • Актуальность. Возможность изменения данных в реальном времени, отображение актуальной на текущий момент информации.
  • Многопользовательский доступ на просмотр данных. Разграничение прав доступа к различным слоям данных для различных категорий пользователей.

В качестве основы для создания геоинформационной системы, наиболее полно удовлетворяющей вышеперечисленным требованиям, была выбрана платформа Esri ArcGIS. Система была реализована в архитектуре «клиент-сервер». В качестве средства хранения данных используются базы данных Microsoft SQL 2005.

АС РЕЕСТР ГОРОДСКИХ ДОРОГ представляет собой совокупность двух независимых баз данных, отвечающих за ведение атрибутивных и пространственных данных (рис. 1, 2). Связь между ними осуществляется посредством OLE DB и уникальных идентификаторов, однозначно прописанных в объектах атрибутивных и графических данных.

Для облегчения разработки и использования, геоинформационная система строилась с применением модульного подхода. АС РЕЕСТР ГОРОДСКИХ ДОРОГ состоит из нескольких программных модулей, реализующих различные функции. Все программные модули основаны на одной базе данных и содержат общие пласты информации, отличаясь интерфейсом отображения данных и работы с ними в зависимости от решаемых каждым модулем задач.

Модуль «Ввод данных» служит для ведения информации по дорожным объектам и прилегающим территориям г. Таганрога и предназначен для решения следующих задач:

  • внесение первичных сведений об объекте: тип объекта, местоположение на карте;
  • корректировка (в случае необходимости) сведений об объекте;
  • привязка к объектам фотографий и отсканированных образов.

Модуль «Поиск» служит для быстрой навигации по карте и позволяет в минимально короткий промежуток времени найти объект по введенному пользователем адресу.

Модуль «Отчет» служит для автоматизации построения отчетов с информацией о выбранной дороге: наименование, площадь, протяженность, расположение, материал покрытия, ширина проезжей части, и т.д.

Модуль «Электронная карта» служит для работы с пространственными данными, построения электронной карты и работы с ней, ввода и отображения на ней границ объектов недвижимости, а также печати планов и карт. Все объекты представлены по слоям в зависимости от принятой классификации. В системе настраивается соответствие слоев пространственных данных с классами семантических данных. Связь между пространственными и семантическими данными поддерживается на уровне внутрисистемного идентификатора.

Модуль «Диспетчер пользователей» служит для управления учетными записями пользователей системы, назначения им паролей и прав доступа к данным системы. Модуль «Система автоматизированного ведения архива» служит для ведения реестра электронных образов документов (рис. 3). Кроме этого, система позволяет прикреплять документы любых других форматов данных: bmp, tif, jpeg, doc, xls.

При разработке геоинформационной системы учитывался критерий минимальной численности персонала для поддержания АС РЕЕСТР ГОРОДСКИХ ДОРОГ в рабочем состоянии. По составу обслуживающий систему персонал подразделяется на администраторов системы и операторов.

Доступ к информации в программном комплексе разграничен по категориям пользователей и осуществляется как с помощью непосредственного ввода логина и пароля, так и с помощью аутентификации Windows. Редактирование данных могут производить только пользователи, имеющие соответствующую категорию доступа. Категории доступа определяют для каждого пользователя набор доступных задач, разделов базы данных и права на их изменение или просмотр.

Для разграничения прав пользователей используется специальный программный модуль «Диспетчер пользователей» (рис. 4). Он позволяет добавлять или удалять пользователей системы и назначать необходимые права доступа к различным модулям, задачам и данным системы.

Наполнение пространственной и семантической баз данных производилось на основе сведений, полученных в результате проведения кадастровых работ и технической инвентаризации. Сведения об износе полотна дорог и другая техническая информация, занесенная в базу данных, позволяет в любой момент выявить дороги, находящиеся в худшем состоянии по отношению к другим, и произвести расчет площади и затрат, которые потребуются для капитального ремонта этих дорог. Специалистами ООО «НПК» БКТ» произведены работы по межеванию земельных участков, занимаемых автомобильными дорогами г. Таганрога, общее число которых составила 600 шт. Подготовленные по результатам этих работ межевые планы, технические паспорта и кадастровые паспорта были отсканированы и занесены в базу данных для ведения архива документов.

Таким образом, можно отметить, что в результате проведенных работ Таганрог стал первым крупным городом в России, который получил кадастровые и технические паспорта и зарегистрировал права на все дороги.

На основе подготовленных данных сотрудниками ООО «НПК «БКТ» был разработан и изготовлен альбом специальных тематических карт «Городские дороги Таганрога» с нанесенными границами отводов земельных участков, полотном автомобильных дорог, тротуарами и т.д.

Разработанная геоинформационная система позволяет решать следующие задачи:

  • ведение информации по границам отводов земельных участков автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся в границах муниципального образования «Город Таганрог»;
  • ведение информации по дорожным объектам и прилегающим территориям дорог г. Таганрога;
  • ведение адресного реестра г. Таганрога;
  • ведение архива электронных образов документов (приказы, постановления и распоряжения, межевые планы, технические паспорта, кадастровые паспорта и т.д.);
  • оперативное получение информации о местоположении объектов на электронной карте;
  • формирование и печать статистических отчетов.

В связи с применение современных гибких технологий разработки, функционал системы при необходимости может быть в любой момент и в минимально короткий срок дополнен или адаптирован под решение других задач на основе собранных данных.

 


Рис. 1. Интерфейс Автоматизированной системы «Реестр городских дорог».

Рис. 2. Система управления семантической базой данных ГИС «Реестр городских дорог».

Рис. 3. Модуль «Система ведения и организации архива».

Рис. 4. Модуль «Менеджер пользователей».